Главная · База знаний · Сообщение о том как люди научились писать. История возникновения письменности. Как человек научился писать

Сообщение о том как люди научились писать. История возникновения письменности. Как человек научился писать

Тема: « История письменности» Цели: 1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письма, с его разными типами. 2. развивать речь учащихся, учить мыслить, рассуждать и доказывать. 3. Прививать любовь к истории. Ход урока.

    Орг. момент.

    Работа по теме урока.

Нынче к нам на урок

Поутру невесть откуда,

Глянь, прислали сундучок-

Чудо, цвета изумруда.

В малахитовых разводах

И окован серебром.

Вот узнать бы, что таится

В сундучке старинном том!

Может, в нем таится клад

И сокровища лежат?

Гляньте: грамотка на нём!

Мы сейчас её прочтём. (разворачиваю грамоту и читаю)

Здесь, дружок, таится клад

И сокровища лежат.

А какие –угадай,

Но сундук не открывай,

А взгляни скорей на крышку:

Коли есть чуть-чуть умишка

И смекалки хоть на грош,

Надпись здесь ты разберешь! (открываю крышку, а внутри разрезанные слоги слова письменность).

Надпись хитрая гласит,

Что сундук в себе таит.

Какое же слово можно составить из этих слогов?

Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован! Вы, наверное, ждали монет золотых, камней драгоценных, а тут… И всё же можно утверждать, что письменность- это величайшее сокровище из тех, которыми сумел овладеть человек.

Ребята, а вы что знаете об истории возникновения письменности?

Чтобы лучше познакомиться с историей письменности, нам нужно отправиться в каменный век, потому, что именно в то время, как утверждают историки, начинала зарождаться письменность. А отправиться в такое далекое путешествие мы с вами сможем только на машине времени. Не забывайте, что вы должны быть предельно внимательны и всё, что услышите, запоминайте и активно участвуйте в беседе.

Не боитесь отправляться в неизведанное место?

Ну, тогда в добрый час!

Перед вами машина времени. Итак, я нахожу кнопку пуска. Сядьте поудобнее! 5,4,3, 2, 1. Пуск».Отправляемся!!! (В это время звучит музыка сопровождающая полет)

Летим на много тысяч лет назад, когда на земле еще не было городов, не было даже старинных замков, а были непроходимые леса, в которых водились дикие звери и люди жили в пещерах. Ели мясо этих зверей, убитых на охоте, одевались в их шкуры, поддерживали, как драгоценность, с трудом добытый огонь.

Итак мы с вами оказались в нужном месте. Мы с вами перенеслись в каменный век. Прежде чем выйти из машины времени, запомните, что вокруг могут быть дикие звери, поэтому вести себя надо тихо, держаться всем вместе.

Ой, ребята, посмотрите, здесь, чьи - то следы (дети видят медвежьи следы)

Как вы думаете, каких диких животных могли бы быть эти следы?

А куда же ведут они? (Ребята видят пещеру, заходят в неё, а там на стенах царапины)

Садитесь, а я вам расскажу одну легенду. Было это очень- очень давно, когда люди жили в пещерах. По всей вероятности в легенде говориться о том времени, в котором мы находимся сейчас. Ну, так вот, в некоторых пещерах обитали медведи. Долго ли, коротко, ли как говорится в сказках, но древние люди каким, то образом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов. Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих жилищ, какие- то таинственные знаки. Но оказались, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение, а следовательно с помощью изображения можно оставить какое-нибудь сообщение своему племени.

Так, например, на скале берегу реки можно было углём или мелом нарисовать вот такое изображение (показываю рисунок) 3 раза солнце, одну лодку и в ней 5 черточек: соплеменники понимали, что это значит

А вы бы как разгадали это сообщение?

А обозначало это следующее: « Мы уплыли на три дня, нас пятеро в лодке»

Ученые историки именно так представляют начало дороги к письменности, т.е. с рисуночного письма, хотя ещё не совсем рисунки, но и не надписи.

Но вот племен становится все больше, жить они стали всё дальше друг от друга. Появилась необходимость сообщать друг другу различные сведения. например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена, как предупредить об опасности и т.д. Люди стали посылать друг другу различные предметы, которые являлись своего рода символами, знаками. Сохранилось предание о « Живом « письме, которые посылали скифы персидскому царю Дарию.

Об этом вам расскажет Кайдалов Андрей.

Когда –то в давние времена персидский царь Дарий хотел стать властелином мира. Ему покорялись города и царства. Но не мог он победить сводолюбивые племена скифов, живших в бескрайних степях. Однажды к Дарию прибыли послы от скифов и принесли ему « письмо». Они поставили перед ним корзину, в которой были птица, мышь, лягушка и стрелы.

Как вы думаете, что это могло бы значить?

Обрадованный царь так разгадал смысл письма: мышь живет в земле, лягушка в воде, птица в небе, а стрелы- это военная храбрость.

Однако военачальник персов растолковал письмо по-другому. Если вы, персы не улетите, как птицы в небеса или подобно мышам, не скроетесь в земле или, подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падёте под удары наших стрел».

Как вы думаете, удобным ли бы такой способ сообщений?

А вы слышали такое выражение: « Завязать узелок на память».

Как вы понимаете это выражение?

А сейчас послушаем сообщение, которое нам приготовила Перепелица Таня.

Эта привычка пришла к нам из глубокой древности, когда люди еще не умели писать. Узелки завязывали на веревке. Имело значение и место, где узелок завязан и цвет, и способ завязывания. Так что веревка с узелками- это тоже способ передачи информации. Разбираться в узелках тоже было дело мудреным И не всегда эти сообщения читались точно.

Такое узловое письмо у древних инков называлось кипу. Итак, как вы видите, ребята и рисуночное письмо и узловое, и живое письмо были не совсем удобно. Поэтому постепенно рисунки- значки, символы постепенно упрощаются, и становятся всё менее, похожи на конкретное изображение и всё более легкими в начертании.

Вот посмотрите, что напоминает вам это изображение? А, если его перевернуть?

В прошлом веке американский поэт Генри Лонгфелло написал книгу о легендарном вожде индейцев по имени Гайавата, которую назвал « Песнь о Гайавате»

Гайавата мудро правилсвоим народом. Он научил людей выращивать хлеб, строить лодки. А для того, чтобы свои знания передать ротомкам, Гайавата придумал письменность. Вот как это было вам расскажет Кайкародцева Снежана.

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой бересте.

Много сделал тайных знаков,

Все они изображают

Наши речи, наши мысли,

Белый круг был знаком жизни,

Неба, звёзд, луны и солнца,

Вод лесов и горных высей.

И всего, что населяет землю

Вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес - дугу над нею

Для восхода – точку слева.

Для заката - точку справа,

А для полдня – на вершине

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре- время ночи,

А волнистые полоски- Тучи, дождь и непогоду.

Кончив труд свой Гайавата

Показал его народу

Разъяснив его значенье.

Такое письмо о котором рассказано в поэме и вы видите на рисунке, называется пиктографией.

А теперь, представьте, что вы ученые- историки и вам нужно разгадать вот такую пиктограмму, в которой первобытный художник рассказал маленькую историю. Как бы вы её поняли? (Работа по рисунку)

Пиктография давно уже стала историей, однако пиктограммы можно встретить и в нашей жизни. Подумайте, где вы встречали пиктограммы.

А вам самим не хотелось бы написать пиктограмму, побыть в роли древнего человека.

Задание 1 группе: Сообщить, что вы вдвоём идёте в лес за грибами.

Задание 2 группе: Сообщить, что вы идёте втроём заготавливать дрова для костра.

    Физминутка

« Первобытная почта»

    Продолжение изучение нового материала.

Работа по учебнику стр. 81.(проверка в виде игры « Продолжи рассказ»)

Слово» иероглифы» первоначально означало « Священные письмена»

Послушайте стихотворение Олега Таратутина « Иероглифы»

На плите, на саркофаге,

На папирусной бумаге

И на всём, что видит взгляд,

Иероглифы пестрят

Рыбы, звери, птицы, точки

Загогулины, кружочки…

Всё знакомое почти!

Вот в квадрате лев скучает

Что же это означает?

Цапля гордая стоит-

Что она в себе таит?

Буква эта или сразу

Вся египетская фраза?

Может, кончилась строка,

Возле рыбы и цвет кА?

Овладеть бы вдруг случайно

Нам египетскою тайной!

Задание такое: соотнести, рисунки, которыми раньше обозначали слова со словами в современном русском языке.

Была ещё одна древняя система письма- клинопись. Это написание мелких значков на глиняных табличках.

5. Закрепление.

Подведем итог в виде игры « Историческая азбука»

Итак мы с вами многое узнали об истории письменности, пора возвращаться домой. Выбираем программу, чтобы попасть обратно.

Ничего не понимаю! Что это? Написано: « Сбой программы» (Звучит музыка вбегает вирус.

Ха, -ха, -ха! Ишь, чего захотели! Попасть домой. Я помешаю вам это сделать, у вас ничего не получится.

А кто ты?

Я компьютерный вирус, создан специально для того, чтобы выводить из строя машины времени. Так, что ваш компьютер будет очень долго соображать.(Вирус поёт песню на мотив «Остров невезения» и убегает)

Что же делать?

Давайте попробуем антивирусную программу. Машина времени выдает нам вот что, нужно разгадать кроссворд.

Ребята, сегодня состоялась первая встреча с историей письменности. Дома, вспоминая и рассказывая родителям о чём мы сегодня говорили, подумайте: на чем могли писать люди в древности.

6. Итог урока.

Награждение учеников картинками с изображением древних человечков

Сообщение на тему:

«КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ПИСАТЬ».

Выполнил

Ученик 4-Г класса

МБОУ «СОШ№24»

Г. Симферополь, 2016 г.

Умение писать в настоящее время настолько распространено и доступно, что миллионы людей могут при помощи письма объясняться друг с другом почти так же свободно, как и при помощи живого слова. Теперь, живя даже на различных концах земного шара, на расстоянии нескольких тысяч километров, люди не лишены возможности переговариваться и передавать друг другу свои мысли, рассказывать о своих впечатлениях, желаниях, уведомлять о различных событиях, слухах и т. п.

По прошествии целых столетий, люди могут прочесть написанное, прочесть слово в слово так, как оно было составлено впервые, без всяких изменений, дополнений и сокращений. Благодаря письму, сказанное и сделанное человеком может остаться неискаженным, не забудется. Правнук может узнать слово в слово то, что говорил или писал когда-то его прадед.

Но кто же был первым, который открыл, изобрел это мудрое и важное для человека искусство и научил ему других людей?

Было время, когда люди вовсе писать не умели. Да и нужды в этом никакой не было. Не было тогда ни городов, ни сел, ни деревень, ни каменных палат, ни даже хижин, не было у людей ни одежды, ни хороших орудий, не знали они ни наук, ни художеств, не возделывали ни садов, ни огородов, ни полей. Жили небольшими семьями, отбиваясь от хищных зверей и, рыская по лесу, гонялись за дичью, собирали съедобные плоды и коренья. Все, что нужно было сообщить друг другу, можно было сообщить лично, словесно. Но

постепенно люди размножились до того, что стали жить уже не малыми семьями и кучками, а целыми родами и племенами. Тогда появились заботы и дела, касавшиеся целых племен, так называемые общественные заботы: приходилось обороняться сообща от хищнических набегов соседних племен, то самим предпринимать сообща подобные же набеги, то переселяться на более удобные и безопасные места. Вместе с появлением и развитием общественных дел все более увеличивалась нужда в более частых общениях, - и вот явилась потребность в условных знаках.

Так, некоторые отдельные дикие племена объявляя друг другу войну, пересылали топор, или секиру, или другое оружие, употребляемое ими в битвах, так как один уже вид такого оружия напоминает им войну. Иногда они окрашивали оружие еще в красный цвет, чтобы изобразить кровь.

У некоторых дикарей при мирных совещаниях, договорах - выкуривали

трубку, передаваемую из рук в руки. Поэтому, предлагая союз, мир или дружбу, они пересылают друг другу трубку.

Однако, одними подобными знаками люди довольствоваться не могли; случалось, что они не всегда хорошо понимали друг друга. Случалось, что

предводители разных племен принуждены были сообщать друг другу какие-нибудь распоряжения и, боясь их доверить памяти посланных, прибегали к каким-либо знакам, заранее условившись в их значении.

Так, у некоторых отдельных племен северо – американских дикарей существовал особый пояс, при помощи которого они сообщали друг другу разные желания, условия и требования. Пояс этот состоял из нескольких ремешков, на которые были нанизаны пуговки разной величины и формы. Пуговки эти вырезались из раковин особого вида. Раковины эти были разных цветов: белые, черные, коричневые, лиловые. Цвет,

форма и число таких пуговиц выражали собой разные требования, условия и события. Так, черные повествовали о каком-либо совершившемся несчастии; лиловые предупреждали о какой-нибудь опасности; белые означали предложение союза или мира. Иногда пуговицы окрашивают в красный цвет и тогда они повествовали о каких-нибудь военных событиях. Ремешок с красными раковинами между черными - означал объявление войны. Красный цвет вообще означал войну, почти у всех народов.

Некоторые другие племена американских индейцев, а также дикарей Западной Африки и некоторые обитатели островов Южного океана употребляли еще и меленькие, узловатые веревочки, каждый узелок

которых имел свое определенное значение.

У некоторых народов, к а к, например, у китайцев, узловые знаки или письмена были значительно усовершенствованы. У древних обитателей Перу и Мексики, в Америке, существовал также подобный способ сообщения. Каждое такое отдельное плетение из шнурков соответствовало целым рукописям или грамотам.

Подобные знаки или письмена однако были в употреблении только у весьма немногих народов, в большинстве же случаев люди прибегали

к другому, более простому и доступному, - к так называемому к артинному или образному письму.

Картинное письмо состояло из рисунков, при помощи которых люди старались передать свои мысли, события и т. п. Рисовать люди научились тоже уже очень и очень давно, еще раньше, чем научились писать. Конечно, их рисунки были ни чуть не лучше рисунков маленьких детей, но как ни плохи были эти рисунки, они достигали своей цели, так как

все же напоминали собой те предметы, о которых должна была идти речь.

А раз люди научились рисовать - они стали пользоваться рисунками для выражения своих мыслей, желаний, требований и т. п., подобно тому, как прежде выражали их при помощи разных вещей, как-то: топора, трубки и т. п.. При помощи рисунков можно было выражать гораздо большее число мыслей, и притом выражать их гораздо полнее и яснее. Так, до рисования к передаче сведений, было совершено невозможно выражать некоторые даже самые простые события, в роде того, что человек убил буйвола или

что молния зажгла дерево. С появлением же искусства рисования, это стало вполне возможным: стоило только нарисовать человека, направляющего свое оружие в лежащего тут же буйвола, или нарисовать ударяющую в дерево молнию. Выражать в рисунках такие простые события было легко.

Картинки использовались также для передачи сообщений. Изображение Солнца означало день. Две отметки рядом с Солнцем обозначали два дня. Такие значки называются пиктограммами.

Но как было изобразить в рисунках, например, такие понятия, как верность, мир, хитрость, сила, ходьба и т. п.? Казалось бы, что это совершенно невозможно, но и тут люди придумали довольно остроумный способ.

Известные качества человека они олицетворяли в животных. Желая показать, например, что человек ленив и неповоротлив, или же что он хитер, мы и теперь еще нередко называем его медведем или лисой. Собака, например., уже издавна считалась самым верным животным, и потому, чтобы изобразить верность, рисовали собаку. Лев и орел также издавна

считались сильнейшими животными, поэтому, для изображения силы, рисовали льва или орла. Для изображения мудрости рисовали змею, так как змея, в народных преданиях, считалась мудрой. Точно также для изображения ходьбы - рисовали пару выступающих ног, а для изображения мира - две соединенные руки. Так как, круг не имеет ни начала, ни конца, то люди пользовались им для изображения вечности. Таким образом, посредством искусного соединения нескольких отдельных рисунков, люди могли выразить даже целый рассказ о каком-нибудь событии. Подобные надписи делались на скалах и каменных плитах, на деревьях и на древесной коре. Желая сохранить в памяти потомства важные события и деяния славных героев люди, не доверяя устным, переходящим из рода в род преданиям, начали ставить памятники и испещрять их подобными пись-

менами. Многие из таких памятников сохранились и до наших времен.

Жизнь дикарей и первобытных людей была крайне проста, а потому и представления их были очень ограничены, а это много помогало им отгадывать значение представленных рисунков, разбирать картинные

письмена.

Но, с течением времени, и картинное письмо оказалось не-

достаточным. Пока люди находились еще в диком состоянии, они мало между собой общались и потребности их были весьма несложны (все письмена и х, почти исключительно, касаются разных охотничьих и

воинственных подвигов); но когда нужды отдельных народов

значительно увеличились и общение между ними стали многостороннее и чаще, тогда этот способ письма уже более не удовлетворял их. Всего нельзя

было изобразить рисунками, и наконец, самые картинные письмена были слишком неопределенны и часто одну и ту же надпись можно было понять и так и этак. Итак, по причине этой все увеличивающейся, со временем, неопределенности, росла необходимость в другом, более совершенном и определенном способе письма.

С развитием цивилизации этот метод письма был ускорен путем упрощения картинок. Египтяне прибегали к волнистой линии для обозначения воды. Китайцы рисовали ухо между двумя дверьми, что имело значение «слушать». Такие знаки назывались идеографами или идеограммами.

Мало-помалу люди сообразили, что любой предмет можно обозначить условным знаком, символом. Характерный пример использования таких знаков - иероглифы древнего Египта. Они существуют и по сей день, так как египтяне вырезали рисунки на памятниках и гробницах.

Но родоначальником письма, алфавита, вероятнее всего, стали финикийцы. Несмотря на то, что арабское и латинское письмо очень различны, у них общий предок.

Самое старое письмо, основанное на алфавите, - клинопись шумеров , которые жили на территории современного Ирака. Слово «клинопись» произошло от слова «угол», так как в основе этих символов - треугольник. Шумерские письмена, существовавшие за 3500 лет до нашей эры дошли до нас на глиняных табличках.

Но представьте: для ста слов надо было запомнить сто знаков, для тысячи - тысячу! И niviuenbi придумали знаки для слогов, по-разному соединяя, можно было записать множество слов, (игра в слова). Так, 5000 лет назад, появилось письмо.

Об открытии шумеров узнали другие народы. Свои знаки для слов появились в Египте, Китае и других странах. Прошло еще 2000 лет , и народы, жившие на берегах Средиземного моря (семиты) придумали знаки для звуков. Так появились буквы и первый . Он состоял из 22 букв. И все они были... согласные. Только представьте себе, что вместо- «Мама мыла раму» мы писали бы «Мм мл рм».

К счастью, буквы тоже любили путешествовать Лет через двести они оказались в древней Греции. «Не очень-то удобно читать слова из одних согласных», - рассудили греки и переделали часть согласных на гласные: а, о и другие. Греки же придумали само название АЛФАВИТ - от первых букв АЛЬФА и БЕТА.

Затем алфавит попал к жителям древней Италии - Рима, Византии. И тут-то случилось очень важное для нас с Вами событие. Византийский император направил к нашим предкам славных ученых - братьев Кирилла и Мефодия. Мудрый Кирилл, в 863 году на основе греческого алфавита придумал слава. Ую азбуку, названную в его честь кириллицей.

В русской азбуке буквы славянского алфавита со временем изменились: 12 оказались лишними, 2 прибавились, упростились их названия. Если еще в начале прошлого века твоя прабабушка с трудом заучивала красивые «имена» букв: аз, буки, веди, добро..., то ты теперь легко выпаливаешь: а, бэ, вэ, гэ, дэ! Сохранилось лишь старое название алфавита: АЗБУКА от A3 и БУКИ.

В старину грамоте учили по церковным книгам. Названия книг заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога и произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог и т. д. И только после этого слоги складывались в целое слово. Например, слово баба читалось так: буки, аз - ба, буки, аз - ба, баба; слово книга: како, наш, иже - кни, глаголь, аз - га - КНИГА.

И так, как мы видим, человек не получил письма в дар от богов, не

научился ему сразу, как теперь учатся грамоте и письму люди, а прошло много, много веков от того времени, когда в человеке впервые родилась потребность в письме, когда он впервые стал изображать свои мысли в рисунках, пока ему не удалось додуматься до того простого способа письма, которым столь многие миллионы людей пользуются теперь ежедневно. Сейчас стоит только человеку изучить десятка три букв, внимательнее прислушаться к своей речи, привыкнуть отличать отдельные ее звуки - и он в несколько месяцев может усвоить себе то искусство, над изобретением которого люди трудились в течение стольких веков и которое долго, долго считалось столь мудреным и доступным только немногим избранным.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ

Ребята, слышали ли вы о тех очень далеких временах, когда поэт не мог записать свои стихи, сказочник сказку, а мама не могла оставить тебе записку: «Обед на столе. Не забудь помыть руки?» И все оттого, что не было букв. Даже письма люди не писали, а рисовали. Какая при этом могла получиться путаница, ты узнаешь, познакомившись с историей из сказки Киплинга.

КАК БЫЛО НАПИСАНО ПЕРВОЕ ПИСЬМО.

Давным-давно, еще в каменном веке, жил человек по имени Тегумай. У него была жена по имени Тешумай и маленькая дочка Таффи. Однажды Тегумай пошел к реке, чтобы копьем набить к обеду карпов. Таффи пошла с ним. Но только Тегумай принялся за охоту, как копье сломалось.

Как бы сообщить домой, чтобы нам прислали запасное копье?-подумала Таффи.

Тут к реке подошел Незнакомец. Таффи обратилась к нему, но тот ничего не понял, так как не знал языка племени Таффи. «Нарисую картинку и пошлю ее с Незнакомцем!» - решила девочка. Она взяла кусок бересты и акульим зубом нарисовала на ней папу, сломанное копье, себя, Незнакомца с запасным копьем в руке, маму и дорогу домой через болото, и еще несколько раз запасное копье.

Незнакомец, увидел картинку и подумал: «Если я не приведу племя этого вождя к нему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон». И он кинулся бежать, как ветер.

Он бежал, бежал и наткнулся на Тешумай, которая судачила у пещеры с соседками. Взглянув на бересту, она завизжала и кинулась на Незнакомца, так как решила, что он убил Тегумая и пришел похвастаться. На шум сбежалось все племя. Незнакомца решили казнить.


Но сначала все отправились к реке. Увидев Тегумая, вождь племени схватил его за перья в волосах и стал трясти. «Говори! Говори! Говори! - кричало все племя. - Что за страшную картинку ты нам прислал?!»

Тут Таффи все рассказала. Люди долго молчали. Наконец вождь рассмеялся. Потом засмеялось все племя, оно смеялось долго и громко. И вождь сказал: «О Таффи! Ты сделала великое открытие! Покуда мы будем посылать друг другу письма-рисунки. В них не всегда можно разобраться, как следует, но придет время, и мы придумаем что-нибудь получше, чтобы не было у нас ошибок!»

Текст сопровождается показом рисунка к ней.

Ребята, перед вами другой рисунок из жизни древних людей, попробуйте составить по нему рассказ. Очень хорошо! Молодцы!

И вот однажды жители древней страны Шумер, что находилась между реками Тигр и Ефрат, придумали знаки для обозначения слов. Шумеры просто договорились: вот такой знак будет обозначать «лук», А такой «бык».

Но представь: для ста слов надо было запомнить сто знаков, для тысячи - тысячу! И niviuenbi придумали знаки для слогов, по-разному соединяя, можно было записать множество слов, (игра в слова)

Так, 5000 лет назад, появилось письмо.

Об открытии шумеров узнали другие народы. Свои знаки для слов появились в Египте, Китае и других странах. Прошло еще 2000 лет, и народы, жившие на берегах Средиземного моря (семиты) придумали знаки для звуков. Так появились буквы и первый алфавит . Он состоял из 22 букв. И все они были... согласные. Только представьте себе, что вместо «Мама мыла раму» мы писали бы «Мм мл рм». К счастью, буквы тоже любили путешествовать Лет через двести они оказались в древней Греции. «Не очень-то удобно читать слова из одних согласных», - рассудили греки и переделали часть согласных на гласные: а, о и другие. Грект же придумали само название АЛФАВИТ - от первых букв АЛЬФА и БЕТА.

Затем алфавит попал к жителям древней Италии - Рима, Византии. И тут-то случилось очень важное для нас с тобой событие. Византийский император направил к нашим предкам славных ученых - братьев Кирилла и Мефодия. Мудрый Кирилл, в 863 году на основе греческого алфавита придумал слава. Ую азбуку, названную в его честь кириллицей.

В русской азбуке буквы славянского алфавита со временем изменились: 12 оказались лишними, 2 прибавились, упростились их названия. Если еще в начале прошлого века твоя прабабушка с трудом заучивала красивые «имена» букв: аз, буки, веди, добро..., то ты теперь легко выпаливаешь: а, бэ, вэ, гэ, дэ! Сохранилось лишь старое название алфавита: АЗБУКА от A3 и БУКИ.

В старину грамоте учили по церковным книгам. Названия книг заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога и произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог и т. д. И только после этого слоги складывались в целое слово. Например, слово баба читалось так: буки, аз - ба, буки, аз - ба, баба; слово книга: како, наш, иже - кни, глаголь, аз - га - КНИГА.

Все ученики разных классов занимались одновременно в одной комнате (в деревнях нередко в крестьянской избе). Младшие вслух учили нараспев названия букв и слогов, а старшие тоже вслух учили молитвы. От этого в школе всегда стоял шум.

Нерадивых учеников наказывали: оставляли без обеда, ставили на колени, нередко били розгами или плетью.

АЗБУКА - НА УКА, А РЕБЯТАМ - БУКА.

АЗБУКУ УЧАТ - НА.

A3, БУКИ - БЕРИ УКАЗКУ В РУКИ; ФИТА, ИЖИЦА - ПЛЕТКА БЛИЖИТСЯ.

Ребята, предлагаю вам конкурс на лучшее знание нашего алфавита от А до Я.

А теперь, кто назовет согласные буквы русского алфавита, гласные?.

Награждение победителей.

А знаете ли вы, что и сегодня существуют иероглифы - знаки, изображающие не звук, а слово или слог? Маленький японец, например, должен учить не 33 буквы, как ты, а многие сотни иероглифов да еще 2 алфавита.

А сейчас мы с вами окажемся снова в том далеком времени, когда не было алфавита и сведения, необходимые для сообщения, рисовали. Перед вами условные знаки, обозначающие слова, попробуйте, используя их, составить сообщение соплеменникам.

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ:

" опасность

- топор

Не всегда можно передать рисунками какие-то сведения. Так что, садясь за уроки, не забудь мысленно поблагодарить всех, кто принял участие в создании нашей простой и удобной азбуки.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аз да буки, а там и науки. Пословицы об ученье, знаниях и
школе. М., 1963, 32с.

2. Как было написано первое письмо. По сказке Редьярда
Киплинга. - «Миша», № 1 1993г. с.30-31.

3. Н. Юрина. Путешествие буквы. «Миша», № 2, 1993 с. 8,9.

С самых древних времен люди по-разному передавали свои мысли друг другу. И одним из этих способов было письмо. Задолго до того, как люди научились читать и писать, человек уже оставлял особые знаки - наскальные рисунки. Они были созданы в эпоху палеолита, около 25 тысяч лет назад. Исследователи до сих пор пытаются расшифровать значение этих рисунков, найти в них объяснение мифов, религий, заклинаний охотников.

Как люди научились читать: первая письменность

История письменности берет начало в Месопотамии, на берегах рек Тигр и Евфрат - родине шумеров. Навыки письма были эксклюзивной областью знаний костяка шумерской цивилизации - священников и писцов. Их клинообразные знаки дали название первой форме письма в истории человечества - клинописи.

Клинопись не была спонтанным изобретением. На протяжении нескольких веков она развивалась из пиктограмм (схематических изображений) и рисунков. Каждый рисунок был простым отображением мира или какого-то объекта, но эта система не только ограничивала возможности выражения, но и была невероятно сложной. Как только знаки начали обозначать звуки, а не предметы, один и тот же знак можно было использовать для нескольких фонетически похожих понятий.

Использование более абстрактных символов стало важным достижением, обозначившим переход от системы «один символ - одно слово» к системе «один символ - один слог». Этот процесс развивался на протяжении столетий, и это привело к уменьшению знаков, используемых шумерами с двух тысяч до пятисот. В то же время знаки стали проще, они прошли стилизацию - вплоть до того, что символы не имели практически ничего общего с первоначальной картинкой.

Идея о письме странствовала вдоль основных торговых путей, распространяясь по всему Среднему Востоку. К 1400 году до нашей эры шумерская клинопись широко использовалась в международной торговле. И прошло еще много веков, прежде чем она исчезла и дала дорогу следующему этапу развития письма.

Создание алфавита

Во втором тысячелетии до нашей эры финикийцы создали первый алфавит. Он состоял не из пиктограмм, а из знаков, означающих отдельные слоги. Финикийцы использовали 22 знака, каждый из которых отвечал за один звук. Но у них не было символов для гласных звуков.

На форму финикийских знаков повлияли иероглифы Египта, с которым у них были тесные экономические связи. Египетские иероглифы были пиктографическими - они изображали настоящий объект с добавлением дополнительных знаков для большей точности. Вскоре с помощью торговых связей финикийский алфавит достиг Греции. Греки усовершенствовали его и, в частности, внесли гласные звуки. Греческое письмо стало основой, на которой потом развились многие алфавиты в Европе и на Ближнем Востоке.

Как читает человек в наши дни?

Сегодня большинство людей используют два ответвления греческого алфавита: латинское письмо (более 30 % населения мира) и кириллическое письмо (10 %). Также есть несколько самостоятельных ветвей древнегреческого алфавита: "новогреческий", армянский и грузинский. А на Ближнем Востоке широко распространено арабское письмо, оно развилось из разнообразных вариантов арамейской слоговой письменности.

Но читает и пишет современный человек, как ни странно, не только с помощью простого и рационального алфавита. Иероглифическая письменность никуда не исчезла: ее до сих пор используют в Китае, Японии и Корее. Письменность на основе иероглифов намного сложнее, ведь там одно слово соответствует одному символу, и азиатским детям, чтобы стать грамотными, приходится заучивать тысячи таких знаков.

В наши дни, несмотря на последние технологические достижения, письмо было и остается единственным и самым важным средством организации человеческих идей и эмоций. Оно служит отличным инструментом, с помощью которого люди документируют свои идеи, не давая им кануть в лету.

Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.
Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме.

Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.
Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:
  • моногенеза (изобретена в 1м месте)
  • полигенеза (в нескольких очагах).

Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

  1. месопотамский (шумеры)
  2. египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
  3. письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).

Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом и др.
Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.
На рубеже IV -- III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу -- пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол -- символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами -- это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?
Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины -- два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.
Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.
В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.
Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами (от греческого hieroglyphoi -- священные письмена).
В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой . Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит . Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.
Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.
Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей -- и письменность появилась. Но алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени. Так, Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. Вместе со своими учениками Маштоц отправился в разные страны изучать письменность. Это была "настоящая научная, быть может, первая в мире лингвистическая экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита", -- писал член-корреспондент АН СССР Д. А. Ольдерогге.
У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.
В Таджикской республике было много неграмотных, так как арабское письмо, которым некогда пользовались таджики, очень сложное. Теперь таджики пишут по-таджикски русскими буквами.
Создаются письменности и в странах современной Африки.