Главная · Интересно · Русская Святая Гора. История русского монашества на Афоне (27.02.2016). "1000-летие русского монашества на Афоне". Светлый вечер с о. Александром Волковым (06.06.2016) 1000 летие монастыря на афоне

Русская Святая Гора. История русского монашества на Афоне (27.02.2016). "1000-летие русского монашества на Афоне". Светлый вечер с о. Александром Волковым (06.06.2016) 1000 летие монастыря на афоне

Вместе с главой российского государства на Афон прибудет президент Греции Прокопис Павлопулос, другие официальные лица. Со стороны Русской православной церкви в торжествах примут участие 96 человек - митрополиты, настоятели монастырей, монахи, священнослужители, в том числе и почитаемый в России старец схиархимандрит Илий (Ноздрин).

Ожидается, что по прибытию на Святую гору Афон патриарх Кирилл посетит Карею - небольшой городок на северо-восточном склоне Святой горы, являющийся столицей и административным центром монашеского государства. Здесь запланирована встреча патриарха Кирилла с членами Священного Кинота - центрального исполнительного соборного органа управления Святой горой Афон, в который входят представители 20-ти афонских монастырей. После этого крайне важного мероприятия патриарх Кирилл направится к своим соотечественникам - в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, который и отмечает в этом году свое 1000-летие. Здесь патриарх встретится со 100-летним старцем-игуменом обители схиархимандритом Иеремией (Алехиным).

Дата 1000-летия присутствия русского монашества на Святой горе Афон исчисляется с момента первого письменного упоминания о древнерусском монастыре на Афоне - ските Ксилургу, основанном при святом равноапостольном князе Владимире Киевском. В скиту Ксилургу, называемом еще Богородица и Древодел (Древодел в честь того, что русские в те времена строили храмы из дерева), и подвизался отец русского монашества преподобный Антоний Печерский. Первая известная нам подпись настоятеля древнерусской афонской обители Ксилургу датируется 1016 годом, от этой даты и принято вести отсчет присутствия русского монашества на Святой горе, хотя первые русские иноки-святогорцы появились на Афоне задолго до этого.

Из-за того, что скит Ксилургу с русскими монахами быстро разрастался, он вскоре получил статус Лавры, то есть большого самостоятельного и значимого монастыря. А в 1169 году русским монахам-святогорцам был передан еще и афонский монастырь в честь святого великомученика Пантелеимона (сейчас известный как Старый или Нагорный Руссик). Русское монашество стремилось на Афон, и в 1747 году здесь был основан скит "Черный Вир", в 1757 году - Ильинский, а в 1841 году - русский Андреевский скиты.

Расцвет русского монашества на Святой горе Афон пришелся на вторую половину XIX века. К началу ХХ века на Афоне насчитывалось около 5 тысяч иноков из разных регионов Российской империи, проживавших в Свято-Пантелеимоновом монастыре, Андреевском и Ильинском скитах, а также в 92 отдельных келейных обителях.

Во время визита в честь 1000-летия русского монашества на Святой горе Афон делегация РПЦ во главе с патриархом Кириллом посетит важнейшие духовные центры русского монашества на Афоне: древнюю Русскую Лавру Богородицы (скит Ксилургу), где зажглась первая русская лампада на Афоне и принял постриг основатель русского монашества преподобный Антоний Печерский; Старый Русик, с которым связан позднейший 600-летний период истории русского святогорского монашества; и, конечно, Свято-Пантелеимонов монастырь, который станет главным местом торжественных мероприятий. Ожидают, что патриарх совершит богослужение в Старом Русике, с которым связано много значимых исторических эпизодов взаимоотношений Афона и Руси, а также возглавит торжественное Всенощное бдение в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре в память обо всех святых, чья жизнь связана одновременно и со Святой горой и с Россией.

Годом 1000-летия русского присутствия на Афоне объявили наступивший 2016 год. «Святая Гора во многом обеспечивала духовную безопасность России, — сказал патриарх Кирилл. — Празднуя 1000-летие русского присутствия на Афоне, мы хотели бы осмыслить всю эту историю и показать значение Святой Горы для нашей страны и духовной жизни россиян».

Первые русские

Впервые присутствие русских монахов на Афоне было документально зафиксировано в 1016 году. В одном из святогорских актов среди 22 подписей настоятелей монастырей стоит подпись некого Герасима, монаха, пресвитера и игумена русской обители. Речь шла о монастыре Ксилургу (Древодела), которой ныне существует как скит Богородицы.

Об истории этой обители известно немного. Вероятно, она была устроена при князе Владимире. Среди доводов в пользу этого факта упоминают, например, то, что первый десятинный храм в Киеве и храм в монастыре Ксилургу были посвящены Успению Божией Матери — совпадение, которое многим исследователям кажется не случайным. А кроме того, вспоминают и святого Антония Печерского, основателя Лавры в Киеве, уроженца Чернигова: приблизительно в это время он оказался на Афоне (а возможно, и принял постриг от Герасима, игумена Ксилургу) перед тем, как вернуться на Русь для создания монашеской общины по образцу святогорской.

Афон — полуостров протяженностью около 60 километров и шириной, разнящейся от 7 до 20 километров, с доминантой в виде двухкилометровой горы. Появление здесь первых отшельников-монахов относят часто к VII веку, а уже в IX веке император Василий Македонянин официально подтверждает право на существование здесь монашеских общин.

Уже в описи 1142 года монастыря Ксилургу перечисляется 49 русских книг на 25 человек братии. О греческих же книгах не сказано ничего, пишет игумен Дионисий (Шленов), кандидат богословия и преподаватель Московской духовной академии. Более поздние афонские документы XII века уже однозначно именуют Ксилургу «русской обителью». В том же столетии игумен монастыря попросил у Собора Святой Горы выделить ему один из заброшенных монастырей на горе: по его словам, братия Ксилургу сильно разрослась и места всем недостаточно. Собор удовлетворил просьбу: русским афонитам предоставили пустующую обитель Фессалоникийца, ныне известную как Старый Руссик. При этом Ксилургу остался причислен к ней как скит.

Цари и монахи

Покровительство российского государства своему «представительству» на Афоне началось в конце XV века. Тогда в Москву с просьбой о материальной поддержке прибыл игумен Руссика Паисий — это послужило началом постоянных и все более тесных контактов Москвы и святогорской обители.

До этого времени Руссик пережил ряд тяжелых времен. В XIII веке ему пришлось временно подчиниться римскому папе, когда латиняне захватили Константинополь в 1204 году (это подчинение продлилось 20 лет), а в XIV веке обитель сожгли каталонские пираты. Тогда же монастырь взяли под свое покровительство правители Сербии. В 1347 году Стефан Урош IV Душан, сербский король, передал братии Руссика главу великомученика Пантелеимона. В эти годы Афон стал частью сербских владений.

После захвата Константинополя турками в 1453 году поддержка, оказываемая Москвой Святой Горе, оказалась как нельзя кстати. Остались свидетельства о помощи Руссику русских князей и впоследствии царской династии: в частности, есть сведения, что обители неоднократно помогал Иван Грозный. При этом посланцев монастыря нередко грабили на обратном пути в соседствующих с Москвой землях.

В 1730 году монастырь опустошили турки. А спустя 40 с небольшим лет обитель пережила большой пожар. Из-за разрушений, вызванных огнем, насельники были вынуждены переселиться в принадлежащую монастырю прибрежную келью. Из нее и вырос тот Свято-Пантелеимонов монастырь (или Новый Руссик), который мы знаем сейчас.

Настоящее

В самом конце XIX века в русскую обитель на Святой Горе пришел тамбовский крестьянин и отставной военный Семен Антонов. В историю он войдет под именем преподобного Силуана Афонского.

В то время жизнь на Святой Горе характеризовал упадок. А кроме того, большая часть русских насельников Афона была замешана в богословском скандале — их обвинили в отступлении от канонов, а также в ереси и в 1913 году насильственно вывезли со Святой Горы на пароходе под конвоем русских императорских войск. Святейший Синод разбирал дела более 600 русских афонитов: часть из них в итоге была сослана в отдаленные русские монастыри, другая часть вернулась после завершения дела на Афон.

Появление в Руссике преподобного Силуана подняло угасающую монашескую жизнь на новую высоту. Он, выбрав своей жизнью строгую аскезу, так сформулировал принципы праведности: «Чтобы познать Господа, не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержным, иметь смиренный дух и любить ближнего — и Господь возлюбит такую душу, явит Себя, научит любви и смирению и все полезное даст ей».

Поток русских монахов на Афон прекратила советская власть. По разным данным, к началу революции 1917 года на Святой Горе в разных ее монастырях проживало от 3 до 5 тысяч насельников из России (из них около 1,5 тысячи — в Новом Руссике). Спустя всего три десятилетия русских святогорцев осталось меньше сотни. Их присутствие стало понемногу возрастать в 60-70-е годы XX века, когда Московской Патриархии удалось добиться ограниченной отправки русских монахов в Пантелеимонов монастырь.

В 1972 году Святую Гору посетил патриарх Московский и всея Руси Пимен — это было первое посещение Афона Московским патриархом. Спустя два года разрешение поселиться в Новом Руссике получил нынешний настоятель обители архимандрит Иеремия — в прошлом году ему исполнилось 100 лет. Небольшие группы монахов прибывали в обитель в течение 70-х и 80-х годов, а после перестройки поток россиян, желающих подвизаться на Святой Горе, увеличился.

Сегодня братия Пантелеимонова монастыря насчитывает около 50 человек. Это в разы меньше того, что было столетие назад, но интерес к Святой Горе, растущая потребность нового поколения россиян в духовном поиске позволяют надеяться: лучшие годы русского монашества на Афоне еще впереди.

В подготовке статьи были использованы материалы выступлений Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, работы преподавателя Московской духовной академии игумена Дионисия (Шленова), материалы издательского дома «Святая Гора».


/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /

К 1000-летию русского присутствия на Афоне

Как готовится Афон к тысячелетию русского монашества? Об этом корреспондент «РД» беседует с народным художником России Василием Игоревичем НЕСТЕРЕНКО, который последние полгода провёл на Афоне, работая над реставрацией и росписью русских храмов.

Василий Нестеренко может говорить об Афоне часами…

– 2016 год является не только годом 1000-летия русского присутствия на Афоне. Одновременно можно сказать, что это и 1000-летие всего русского монашества. Преподобного Антония Киево-Печерского постригли в русском афонском монастыре Ксилургу. Затем он, приехав в Киев, перенёс традиции афонского монашества на в общем-то уже созданный Киево-Печерский монастырь, но вдохнул в него новое наполнение. Эта эстафета, которую передали русские монахи с Афона в Русь, является уникальным событием. Дело в том, что ещё ранее часть дружины Святослава осела на Афоне, приняв монашество. В какой-то момент русских там стало настолько много, что у них уже появился свой маленький монастырь Ксилургу, в переводе –«обитель древоделов». В Ксилургу был построен самый древний русский Успенский храм. Потом собор с этим же названием – Успенский – возвели в Киеве как символ столичной власти. После разрушения Киева и потерей им своей общерусской значимости возникает Успенский собор во Владимире, а затем и в Москве. Таким образом, главный собор страны и сейчас остаётся таковым, в котором было венчание на царство всех русских царей и императоров, а в 1917 году прошла интронизация Патриарха Тихона после его избрания в Храме Христа Спасителя. Следовательно, наша всероссийская святыня ведёт свою историю от маленького Успенского храмика в обители Ксилургу.

Естественно, к юбилейной дате готовится вся наша великая страна. Потому что Афон является особенным местом для России. К этому готовятся и русские афониты, которые живут в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре на Афоне. И в скитах, и в разбросанных греческих монастырях. Готовится руководство нашей страны. Готовится Патриарх. Что будет – посмотрим. На мой взгляд, будет что-то сравнимое с 1000-летием Крещения Руси.

– А у вас какие отношения с Афоном?

– Я впервые приехал на Афон в 1995 году. В последние годы езжу туда постоянно. Какая-то работа там для меня есть постоянно. В частности, на Афоне я написал четыре картины для зала приёмов архондарика Русского монастыря. Архондарик – это гостиница для паломников. Сейчас совершаются росписи храмов. И вообще-то это является тайной. Пока у меня нет благословения рассказывать о своей работе.

– А если в общих словах?

– Сейчас на Афоне завершается сооружение нескольких объектов. Это и инфраструктурные объекты типа гостиниц и дорог. Дело в том, что на Афоне многое разрушено. Например, была полностью разрушена Новая Фиваида. До сих пор не расписан монастырь Старый Русик. Требуют починки и ремонта очень многие объекты. Например, келья старца Силуана. Многое уже и сделано. Восстановлена Дмитриевская келья. Идут большие работы по воссозданию Старого Русика, где восстановлен храм Почаевской иконы Божией Матери. В XIX веке на Афоне русских было более пяти тысяч человек, то есть больше половины всего населения Афона. Все греческие монастыри переполнены вкладами русских купцов и меценатов, которые помогали всему Афону. Соответственно, возникало огромное количество келий и скитов, многие из которых сейчас уже не принадлежат русскому монастырю. Обидно, что два главных скита – Ильинский и Андреевский – отошли грекам. В Андреевском скиту, к сожалению, не с должным уважением относятся к русскому культурному наследию. Сбиваются росписи, вынимаются из киотов оригинальные иконы, заменяются стилем, чуждым родному убранству храма.

У русских осталось два крупных скита – Ксилургу, в котором был построен наш первый Успенский храм, и Старый Русик, где огромный храм великомученика Пантелеймона. Пока он не расписан, но есть надежда, что его распишут к празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне.

– И вы тоже его расписываете?

– Скажем так: мы принимаем участие в художественных работах.

– Хорошо. Тогда про вашу работу не будем. Поговорим о быте, о людях, о встречах. Где вы там живёте? Каков распорядок дня?

– На Афоне все жилые помещения называются кельями. Сейчас кельи стали с удобствами. А двадцать лет назад в них не было воды, и мыться мы ходили в море. Зимой оно холодное. Вместо электричества были керосиновые лампы. Чтобы правило к причастию вычитать, нужно было раздобыть керосинчику. Ты подкручиваешь эту лампу, она коптит. Монастырь еле выживал, такая была бедность. Но времена изменились, сейчас в России принята государственная программа поддержки Афона.

Где нам приходится работать на Афоне, там и живём. Монашеский уклад очень трудный, сложный. Его вытерпеть, на первый взгляд, просто невозможно. Долгая всенощная, на которой исповедуешься. Потом читаешь правила перед причастием. Затем очень короткий сон. Только лёг – уже будят в три часа ночи колоколом на утреннюю службу, которая продолжается шесть часов. В девять утра обед. Трапезная, где чинно читают жития святых. Трапеза заканчивается общей молитвой, и все идут в храм великомученика Пантелеймона, где выносят его честную главу.

Опять служба, теперь короткая. И только после этого отпускают на работы. Следующий приём пищи только завтра. В продолжительный пост и постные дни едят один раз в день. Только иногда бывает, что и два раза в день.

– А как вы там питаетесь?

– Мы полностью соблюдаем монастырский устав. Такой же запрет на мясо. Рыбу только в тот день, когда разрешено. Но, знаете, несмотря на то, что приходится очень много работать, нам этого хватает. Дело в том, что монашеская еда очень вкусная. Хлеб необыкновенный. Я видел, как там пекут хлеб – с молитвой. Огромные хлеба, я даже не представлял, что такие бывают – метр на метр. Монастырская еда, хотя и простая, очень вкусная. Есть и другой пример. Монах взваливает себе за спину мешок с солёными оливками и идёт в свою келью. Возле его кельи течёт ручей, из которого он пьёт воду, а этими оливками –питается. И больше ничего не вкушает. А есть ещё и те, которые живут прямо на горе – на обрыве, прямо на скале. Там два на полтора метра келья, заканчивающаяся обрывом 200 или 300 метров глубиной. «А как вы обогреваетесь зимой?» – спрашиваю у такого монаха. «Лампадку зажгу, тем и греюсь», – отвечает. А ведь там бывает очень холодно. Кому-то по силам такой подвиг, а кто-то живёт в общежительном монастыре, что тоже очень непросто (имею в виду взаимоотношения между монахами). И там, и здесь нужно отсекать свою волю. И всегда – незримое присутствие начальства, которое благословляет или не благословляет тебя на тот или иной шаг. И ты подчиняешься некоему единому монастырскому ритму. Это очень интересно. Это настолько не похоже на то, что мы видим в миру, в обычной жизни! Хотя, с другой стороны, люди все одинаковые, и у них те же страсти, но всё равно что-то есть особенное.

Сейчас в русском монастыре подвизается порядка 60 человек – монахи, послушники, трудники. Практически у них нет времени, чтобы поспать. Когда же они спят? Сколько спит духовник русского монастыря отец Макарий, сколько спят остальные насельники? Сколько спит игумен Иеремия? Я, кстати, написал его портрет. Когда я вручал ему этот портрет, он коротко сказал: «Имейте любовь между собой». То есть любовь – это самое главное. В этом смысл жизни. Для чего люди едут на Афон? Для чего уходят в монастырь? Для чего вообще всё? Для умножения любви.

22 октября игумену Иеремии исполнилось 100 лет. Все греки удивляются его долгожительству и с благоговением относятся к нашему игумену.

– Как долго приходилось быть в одном помещении со старцем?

– Когда писал портрет, мы с ним общались. При этом он стоял, иногда не один час. Человек, конечно, особенный, очень светлый. Говорил не много. Но находиться рядом с ним – уже радость. Есть люди, которые тебе очень много рассказывают, и – пустота. А игумен Иеремия из тех, кто просто молчит, и одним этим больше даёт.А потом никто не запрещает посещать греческих старцев афонских – папу Яниса или старца Гавриила, к которым люди приезжают за советом. Да и Ватопедский игумен Ефрем даёт очень много духовных и жизненных советов.

– А вы кого-нибудь из них посещали?

– Да. Особенно мне запомнился старец Гавриил. Он живёт в двух шагах от кельи, в которой жил преподобный Паисий Святогорец. Мы пришли, а его нет. Он ушёл кормить кошек. Приходит. Большая очередь. Он увидел русских – принял нас без очереди. Каждому сказал про его сокровенное. Я вышел от него совершенно окрылённый. Спрашивал его одно, а он мне отвечал совершенно про другое. И ты вдруг понимаешь, что это самое главное, что тебе надо. О каких-то семейных взаимоотношениях, о работе. Всё, что на душе. Как он это узнал? И очень доброжелателен к русским, к России.

Возвращаясь к Старому Русику, хочу отметить, что этот скит находится на высоте (по разным данным) 400–500 метров над уровнем моря. И природа там очень напоминает Россию – ёлки, сосны. Подъём на Старый Русик не для слабонервных, требует больших усилий. Я уже не говорю, насколько сложно подняться на саму Афонскую гору. Для взрослого тренированного мужчины это проблема. А пожилые и немощные зачастую преодолевают сей путь без проблем.

Афон благоухает всегда. Даже осенью. Хотя, что может цвести осенью? В Греции такого нет. Такое ощущение, что только что священник прошёлся с кадилом. Сколько раз спрашивали у монахов – отвечают, отмахиваясь: «Да, что-то цветёт». Непонятно. Что тут скажешь? Удел Божией Матери, сад Богородицы, как называют Афон.

Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ

«Только пройдя собственными ногами по этим холмам, можно получить истинное представление о той земле, на которую уже однажды ступала Божья Матерь».

Предлагаем вниманию читателей беседу с викарием Киевской Митрополии УПЦ епископом Бородянским Варсонофием.

Ваше преосвященство, Вы неоднократно бывали на Афоне, в самом известном центре православного монашества, и недавно вновь посетили Святую Гору. Чем для Вас является Афон?

Святая Гора Афон – особенное место для православного человека. Не всегда христианин может побывать в этом святом месте, но каждый относится к Афону с трепетным чувством благоговейности, ценит эту вершину духовности. Ведь там, на протяжении столетий жили старцы и духовные подвижники. Это очень важно в наше время, так как после коммунистического режима эта традиция почти не сохранилась в наших краях, поэтому мы черпаем и укрепляем свои духовные силы именно благодаря опыту старцев, благодаря молитвенникам Святой Афонской Горы.

Афон еще называют монашеской республикой, на территории которой расположено двадцать мужских монастырей. Один из них русский, есть сербский, болгарский и семнадцать греческих. В каждой обители живут монахи, которые занимаются молитвой, послушанием, трудами. Монахи молятся не только о спасении своей души, спасении братии монастыря, но и о мире во всем мире. Как говорят многие, благодаря молитвам афонских старцев держится мир, держится Православие и сохраняется духовность, поэтому это особенное и благодатное место для каждого православного христианина.

Насколько отличаются традиции монашеской республики от традиций и устава наших монастырей, например, Киево-Печерской Лавры, где Вы долгое время жили и учились,несли послушание?

Традиции монашеские, конечно, отличаются, но не нужно забывать, что основоположник всего русского монашества, основатель Киево-Печерской Лавры, преподобный Антоний Печерский, принял постриг как раз на святой горе Афон, именно оттуда святой принес монашеские традиции. Церковный устав мы взяли из Византии, но сами традиции монашества святой Антоний во многом позаимствовал из многовекового опыта монастырей Афона.

Главными отличительными особенностями Афона является время и продолжительностьцерковных служб. Я думаю, что для паломников это непривычно – очень длинные богослужения, которые совершаются большей частью в ночное время суток. Происходит это от того, что монастыри Афона живут по византийскому времени. В традиции Афона это выражено так – насельники считают, что если при закате солнца природа засыпает, то и человек тоже должен отдыхать в это время. На Афоне 12 часов ночи чаще всего бывает с заходом солнца. В зависимости от времени года существует расхождение с византийским временем от трех до восьми часов. Молитва у афонских монахов начинается в полночь, это полуночница, утреня, часы, они как раз читаются в тот момент, когда на материковой части самой Греции и всей Европы наступает ночь. Когда мир предается снуи наступает тишина, на Афоне наступает час молитвы. И это происходит беспрерывно в течение веков.

На Афоне также особенная традиция погребения монахов. Если у нас хоронят на кладбищах, в могилах, то у них всё происходит по-другому. Это, думаю, вызвано также и местом - так как большинство территории полуострова это каменистая почва, горы, традиционные захоронения затруднены. Поэтому через год после похорон усопшего монаха откапывают искладывают останки в специальных помещениях -костницах. Причем, черепа хранят отдельно, а все остальные косточки складываются в другой комнате. По цвету костных останков и черепа иноки определяют степень добродетельности и святости усопшего.

По их правилам- если череп желтоватого цвета, значит монах был подвижником, белый – считается, что степень чуть ниже первой, а если черный череп, то монахи закапывают его и продолжают молитвы об упокоении души усопшего, просят, чтобы Господь простил его прегрешения, которые он допускал в своей жизни. Через год они опять его откапывают, смотрят на цвет костей и если он стал белым или желтым - складывают в костницу.

Богослужения по сути ничем не отличаются от нашего, т.е. утреня, полунощница, вечернее богослужение, всенощное бдение, часы или литургия. В русском Свято-Пантелиимоновом монастыре богослужение совершается на церковно- славянском языке, для нас доступном, в сербском монастыре Хиландар, в болгарском Изографе службы также на церковно-славянском. В остальных семнадцати монастырях- на греческом. Да, конечно, нашим паломникам это усложняет понимание молитвы. Я в греческих монастырях читаю молитву Иисусову, хотя греческий уже немного воспринимаю на слух. Тем более легче, когда ты знаешь порядок богослужения, тогда автоматически мысленно переводишь, где какая часть или молитва и говоришь про себя, многое понятно по структуре. Воцерковленный человек легко ориентируется в храмах Афона, невзирая на иной язык богослужения и непривычность устава.

Если судить по фотографиям Афона со стороны моря, природа там и виды отменные. Не является ли это одним из факторов того, что там хочется побывать снова? Но прекрасных мест на Земле много, и христианских святынь тоже немало. Почему именно Афон?

В первую очередь, Афон – это обитель Божией Матери, жребий Божией Матери. Как и апостолам, ей выпал жребий для проповеди Евангелия в другой стране – по Преданию она должна была направиться в Иверию (Грузия). Но во время перехода, когда корабль двигался на Кипр, его ветром отнесло к полуострову, который впоследствии и станет для православных христиан тем Афоном, который нам сегодня известен. Божия Матерь, вступив ногами на эту гору, сказала, что это есть сад и ее обетованная земля.

Земля этадействительно прекрасна и является одним из самых благодатных мест, я так считаю для себя. Кто хоть раз побывает на Афоне, уверен, будет думать также. Когда смотришь с моря на Афон, открываются дивные по своей гармонии пейзажи, а когда находишься в горах, то видишь на отвесных скалах древние монастыри, келии монахов. Сочетание рукотворных построек с неповторимым природным ландшафтом впечатляет и оставляет глубокий след в памяти. Фотографии не могут в полной мере передать духовный восторг от всего увиденного на полуострове. Разве можно снимком передать запах моря, растительности, атмосферу Афона и атмосферу присутствия на богослужении? Только пройдя собственными ногами по этим холмам, можно получить истинное представление о той земле, на которую уже однажды ступала Божья Матерь.

Органичность природы и построек на Афоне в какой-то мере закономерна. Человек с молитвой не может повредить первозданную красоту, сотворенную Богом, а только хранит ее и пытается не нарушить своими рукотворными вещами.Строительство в таком месте представляет сложность, и нужно понимать, что очень проблематично доставить на Святую гору что-либо из материалов, необходимых инструментов, даже продуктов, т.к. соединение с миром осуществляется только по морю. Автомобильных дорог, которые соединяли бы материковую часть Греции с полуостровом, нет. Все завозится только на паромах, так и раньше было в древние времена, так и сейчас. Не имея каких-то особенных технических приспособлений в древности, строились такие удивительные монастыри, в таких сложных местах, в горах и скалах, что трудно представить процесс созидания самими монахами.

Как нужно было все продумать и укрепить, чтобы все держалось над морем, ведь это невероятно сложно и не менее поражает, чем нерукотворные виды вокруг. С моря это прекрасные виды монастырей, которые замечательно вписываются в Афонскую природу. Конечно, это привлекает множество людей, и не только православных паломников, приезжают и католики, даже люди неверующие, которые впоследствии становятся верующими. Встречал как-то послушника из Польши. Он тоже приехал на Афон потому, что читал о таком прекрасном и необычном месте, и приехал туристом просто посмотреть достопримечательности и аскетическую жизнь монахов. Но все-таки благодать Божия там действует, она коснулась его сердца, и он остался послушником в монастыре Констамонит.

В каких монастырях на Афоне Вы служили? Легко ли служить с греческим духовенством, возникали ли сложности в богослужебной практике?

Имел возможность служить и в русском Пантелеимоновом монастыре, и в греческих монастырях. Был на афонском всенощном бдении. Молитва афонская во всех монастырях прекрасна, и сердце просто умиляется от молитв, хотя есть и сложности, конечно, когда служат на греческом языке. Но, повторюсь, когда известна структура богослужения, то становится понятным, что сейчас, например, должна быть малая вечерня, вечерня, и т.д. Есть перерыв на ужин, потом повечерие, читается акафист, а в 12 ночи начинается полунощница. Структура во всех монастырях приблизительно одинакова, где знаешь – вспоминаешь тексты молитв на церковно-славянском, где непонятно–читаешь молитву Иисусову. Чуть сложнее всё для паломников, которые не всегда хорошо знают структуру богослужений, и на греческом языке им не совсем понятны молитвы, обращения. Но я всегда говорю в таком случае – молитесь просто, от чистого сердца и своими словами, а каждый паломник знает, о чем ему молиться, когда направляет свои стопы на Святую гору Афон. Кроме просьб о помиловании очень важно еще и участие в таинствах Покаяния и Причастия. С греческим духовенством легко служить, и сложностей никаких нет. Служил я и в Ксенофонтовом монастыре, в монастыре Евсигмен, монастыре Ватопеде…

- Как относятся к нашим священникам - с радостью или просто терпят постоянное присутствие приезжих?

Очень хорошо и радушно относятся.

Знают ли на Афоне об украинской действительности, интересуются ли политикой, откуда узнают новости и как относятся к событиям в нашей стране?

Я стараюсь на политические темы не общаться, ведь основная цель присутствия здесь - молитва. И что мы можем на Святой горе просить Бога? Просим, чтобы Господь помиловал нашу страну, наших людей, поэтому основное общение молитвенное. Да, многие интересуются действительностью за пределами Афона. Основную информацию, я думаю, они узнают в новостях от паломников и братьев по вере, от приезжих из Украины, России, Беларуси, Молдовы, из других стран. Греки о своей стране знают от своих единоверцев. О политике здесь нет больших разговоров, нет споров, здесь немного иная жизнь.

В православной среде интерес к афонской теме сохранился благодаря паломническим историям из прошлых времен. Определенный мистический интерес подогревается простым человеческим любопытством. Видели ли Вы там каких-то особенных людей, слышали что-то необычное, и случались ли чудеса во время Вашего пребывания?

История Афона насчитывает как минимум 10 столетий, целое тысячелетие, хотя первые монастыри там возникли вообще в III-IY веках, а сам Афон как монашеская республика существует уже больше десяти столетий. В следующем году на Афоне отмечается 1000-летие русского присутствия, русского монашества на Святой горе. В Лавре великой (первенствующий монастырь на Святой Горе Афон - Прим.автора) сохранились акты, которые подписывал настоятель первого русского монастыря. И с тех пор многие паломники, по традиции святого Антония Печерского, туда пешком ходили для молитвы, чтобы получить и стяжать дары Святого Духа. Расцвет паломничества былв XYII-XIXвеках. Из Одессы отправлялись пароходыс многочисленными паломниками,т.к. это была спонсированная государством программа, и люди получили возможность побывать в этих святых местах. Сегодня на Афон приезжает очень много людей, которые отправляются туда за духовной поддержкой. Есть, конечно, те, кто приезжает из любопытства, хочу,мол, побывать в монашеской республике.Но ничего случайного не бывает, каждый выносит пользу от посещения афонских монастырей.

Афон уникален еще и тем, что на территории полуострова совершенно нет женщин, это древняя традиция. В мужские монастыри не пускали женщин, а в женские, соответственно,мужчин. Так и до сего дня есть полностью закрытые монастыри, вот и на Афоне не пускают женщин, а в Греции есть монастыри, где не бывают мужчины. Поэтому на огромной территории полуострова, а это примерно площадь 80 на 40 км, находятся только мужчины. Это место, где тебя не отвлекают никакие телефонные звонки, житейские проблемы. Паломники имеют возможность сосредоточиться на своих внутренних проблемах, увидеть своё внутреннее «я» и познать себя - это самое главное для человека. Есть еще на Святой горе и особенные люди, как их еще называют - старцы, люди благодатные, приближенные к Богу. Они имеют возможность помочь человеку увидеть, почувствовать волю Божию в его жизни, подсказать, как правильно поступить в той или иной ситуации. Такие люди есть и слава Богу!

Почему православным христианам не удается создать «большой Афон» в Украине?Почему в стране нет авторитетов подобным Афону, куда стремились бы попасть на молитву паломники со всего мира?

У нас в Украине есть Киево-Печерская Лавра, монастырь мирового масштаба. Лавр в мире не так много:три лавры в Украине, три лавры в России, на Афоне лавра, на Святой Земле недалеко от Иерусалима есть Лавра Саввы Освященного. Поэтому титул говорит о многом, и как писали в XIXвеке- Лавра есть второй Иерусалим. Паломников здесь бывает не меньше, чем на Афоне. Просто таинственность Афона, удаленность, создает по-особенному хороший такой, не скажу ажиотаж, а скорее стремление человека побывать в этом святом месте. Ну и нужно отметить, что на Афоне 10 столетий не закрывались монастыри, традиции не прерывались, у них есть свой устав Святой горы, который не нарушается. Последний устав принят в XIX веке, соблюдается всеми монастырями.

Киево-Печерская Лавра тоже имела в свое время очень большой авторитет, имела множество скитов, подворий, была своя типография и мастерские, писались богословские труды учеными монахами, но коммунистический режим многое уничтожил, традиции практически прервались, т.к. Лавра закрывалась не один раз за прошедшее столетие. И с 1988 года, с момента 1000-летия Крещения Руси, приходилось возобновлять все, как говорится, с нуля, зажигая эту лампадочку молитвы, которая до сегодня горит. Но для того, чтобы восстановить все эти традиции нашей Киево-Печерской Лавры необходимо длительное время.

Есть ли при Кафедральном соборе паломническая организация, которая под Вашим руководством и благословением организовывает путешествия на Афон?

Есть Паломнический отдел УПЦ на территории строящегося Кафедрального собора, который организовывает паломнические поездки на Святую гору, на Святую Землю и в другие святые места. Любой желающий может подобрать для себя интересный маршрут для путешествия, в котором будет сочетаться отдых и польза для души, возможность обогатить свой духовный опыт.

Беседовал Андрей Герман

Фото из личной коллекции епископа Варсонофия и греческого фотографа Костаса Асимиса.

Святогорский путь - это всегда неожиданность: непредвиденная встреча и минутный разговор могут резко изменить все планы (впрочем, в этом краю ясно понимаешь: ничего случайного в жизни не происходит ). Однако, куда бы ни забредал русский путник, какими бы тропами ни ходил, они рано или поздно приведут его в славный Пантелеимонов монастырь.

Всех без исключения поражает грандиозный вид обители, со множеством разнообразных строений и куполов. По существу, это целый иноческий город. В отличие от большинства афонских монастырей Пантелеимонов многокрасочен: пилигримы-греки называют его «Прасини мони», «Зеленый монастырь», по необычному цвету его крыш. И на Афоне этот зеленый цвет для русского богомольца становится родным.

Обитель была основана в начале XI века и первоначально располагалась в Ксилургу (см. ниже главу «Скит Ксилургу»). Во второй половине XII века русские иноки, вследствие своей многочисленности, переселились из Ксилургу в Нагорный (Старый) Руссик, первоначально именовавшийся Пантелеимоновым монастырем Фессалоникийца. Он известен пострижением здесь в монахи св. Саввы Сербского в 1196 году (обитель впоследствии получила статус скита; здесь в 1925 году освятили прекрасный храм во имя св. Пантелеимона Целителя, с высокой шатровой колокольней).

Во время монголо-татарского ига связь Руси с Афоном прервалась. «Старый монастырь» Фессалоникийца был оставлен русскими иноками и заселен греческими. Несмотря на деятельную помощь московских государей в XV-XVII веках русская, русская жизнь на Русике почти не возрождалась: знаменитый путешественник Василий Григорович-Барский, побывавший тут в 1744 году, сообщил, что «у монастыря только название русское».

В конце XVIII века иноки из Руссика перешли на берег моря - в нынешний Пантелеимонов монастырь, основанный в XVII веке епископом города Иериссоса на месте скромной келлии. Во время русско-турецкой войны 1827-1828 годов монастырь временно опустел, но в 1835 году греческий игумен Герасим пригласил в обитель русских насельников, надеясь ее укрепить. Сюда из Ильинского скита переселился и известный своим благочестием и ученостью о. Аникита (князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов), ставший ктитором монастыря. С 1850-х годов русское братство стремительно росло, а в конце XIX века, при архимандрите Макарии (Сушкине), - прежде настоятелями были греки - обитель окончательно перешла в русские руки и начала быстро отстраиваться.

В Константинополе, Одессе и Москве появились большие пантелеимоновские подворья с храмами, а в начале XX века монастырь устроил на Кавказе крупную обитель, Ново-Афонскую Симоно-Кананитскую, ставшую важным связующим звеном между Святой Горой и Россией. В те годы монастырь достиг наибольшего расцвета: его братия насчитывала до двух тысяч иноков (включая иноков, проживавших в многочисленных малых обителях, приписанных к монастырю, а также на подворьях вне Афона). Обитель тогда широко занималась религиозно-просветительской деятельностью, издавая множество книг, брошюр и выпуская журнал «Душеполезный собеседник». Огромное внимание уделялось паломничеству: ведь в начале XX века Святую Гору ежегодно посещало до 30 тысяч россиян!

О великом прошлом Пантелеимонова монастыря существует целая литература. Сейчас он напоминает город с эвакуированным населением, где осталась горстка хранителей.

Его история в новейшее время повторяет историю всего русского Афона. В начале 1900-х годов среди иноков распространяется имяславие (это учение первоначально овладело насельниками Новой Фиваиды), и в 1913 году с полтысячи пантелеймоновцев были вывезены в Россию. Первая мировая война отрезала обитель от родины, а турки захватили подворье в Константинополе как «вражеское»; одновременно на фронт призвали часть братии. С 1917 года связь с Россией окончательно прервалась.

На помощь новых правителей России уповать не приходилось - слава Богу, что они были далеко... Пантелеимоновская община стала резко уменьшаться: в 1918 году она насчитывала около восьмисот монахов, в 1925 - пятьсот шестьдесят, в 1945 - сто восемьдесят, в 1956 - семьдесят пять, в 1965 - только двадцать. Многие опасались, что и здесь русская жизнь прервется... Но монастырь, будучи одним из «господствующих», сумел сохранить свою русскость.

В 1966 году, спустя полвека, афонская братия вновь пополнилась русскими насельниками: по договоренности между духовными и светскими властями в Пантелеимонов монастырь поступило пять монахов. С тех пор Московский Патриарх стал официально считаться ктитором обители, получив реальную возможность ей помогать. С начала 1990-х годов эта помощь, так же как помощь жертвователей из России и Украины возросла: численность братства несколько увеличилась (сейчас тут около 50 человек), отстраиваются и реставрируются монастырские здания; в российской столице возродилось Пантелеимоновское подворье.

Паломники обычно прибывают в обитель на пароме. На берегу стоит арсана и несколько корпусов, в одном из которых расположен архондарик, с Преображенской церковью. Неподалеку, также вне монастырских стен, - братская усыпальница, самая ухоженная на Святой Горе.

Пройдя сквозь большую порту (врата), паломник попадает на обширный монастырский двор с кафоликоном - соборным храмом во имя св. Пантелеимона, возведенным в 1812-1821 годах. Увенчанный восемью куполами, он типичен для афонских византийских и поствизантийских храмов, имеет большие экзонартекс и нартекс (наружний и внутренний притворы). Интерьеры расписаны русскими художниками в конце XIX века; не может не восхитить великолепие резного позолоченного иконостаса. В кафоликоне хранятся глава св. Пантелеимона , частицы мощей Святых Иоанна Предтечи, Стефана Нового, Параскевы, Марины, Иосифа Обручника, апостола Фомы, Иоанна Златоуста и других угодников Божиих.

Напротив собора - гигантская трапезная, на 800 человек, самая большая на Афоне, расписанная, как и кафоликон, русскими мастерами в конце XIX века. Над трапезной - прекрасная колокольня в московском стиле. На ней водружены два десятка колоколов, главный из которых, весом 13 тонн, - один из самых больших в мире.

Рядом с соборной церковью - храмы святителя Митрофана Воронежского и Успения Божией Матери , библиотечное здание. Тут же - громадный северный корпус, где расположено девять параклисов. Среди них выделяется верхняя соборная церковь св. Александра Невского и Покрова Богородицы, украшенная русскими мастерами, с золочеными иконостасами и множеством икон. В ней хранятся многие реликвии, в том числе честная глава преподобного Силуана Афонского, одного из величайших молитвенников ХХ века (Святой нес послушание на мельнице вблизи монастыря). Вседневные монастырские службы идут именно в этой церкви, попеременно с кафоликоном.

Как солнце повторяет свой путь на небе, так и насельник «Пантелеймона» повторяет свой день.

Встают монахи в 7 часов по-византийски (зимою это 2 часа ночи !), когда начинается ранняя обедня, а вслед за ней - поздняя. Часов в 11, напившись чая, все идут на различные послушания: кто на огороды, кто на стройку, кто в канцелярию. Часа в два обедают и опять идут на работы - до 7 часов, когда полагается вечерний чай. После него вечерня, затем - ужин, повечерие, по окончании которого насельники расходятся по кельям, где нужно прочесть установленное число молитв и положить столько же земных поклонов. Это называется «тянуть четки». Для схимников - 12 четок (в каждой четке по сто поклонов) , для простых монахов - 7. Глубокой ночью звонят к заутрени, продолжающейся часа два. И так ежедневно, до самой кончины, которая здесь ожидается как долгожданный переход в иной мир.

Афон для Руси всегда был священным источником монашеской жизни, начиная с преподобного Антония – основателя Киево-Печерской лавры . Интерес наших соотечественников к Святой Горе не оскудевал в течение многих столетий. Сегодня паломничество на Афон возрождается с новой силой. Но Русский Афон – это прежде всего русские монастыри, скиты и пустыни, в которых просияли святые угодники Божии, подвижники веры и благочестия.

Михаил Талалай "Русский Афон".Путеводитель в исторических очерках.