Главная · Питание · Вш кгб ссср. Высшая школа кгб. Общие сведения про высшее учебное заведение

Вш кгб ссср. Высшая школа кгб. Общие сведения про высшее учебное заведение

7 июля 1971 г., впервые пройдя через КПП закрытого подмосковного объекта, я влился в число абитуриентов 2-го (контрразведывательного) факультета Высшей школы КГБ. Уже много позже нам стало известно, что ранее это была знаменитая "школа №101", где проходили подготовку советские разведчики, а еще ранее - база формирования и подготовки оперативно-чекистских отрядов, забрасывавшихся в тыл немецких войск в годы войны. Позднее здесь была создана база подготовки спецназа КГБ - Курсы усовершенствования оперативного состава (КУОС), готовившие сотрудников для подразделений "Альфа" и "Вымпел".
Собственно, сама Высшая школа (как специальное высшее учебное заведение по программе юридических вузов) была образована в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 15 июля 1952 г. И все же свою родословную "Вышка" (с августа 1992 г. - Академия Федеральной службы безопасности РФ) ведет от трехмесячных курсов подготовки сотрудников ВЧК, начавших свою работу 23 апреля 1921 г.

В ЧК ПО ОБЪЯВЛЕНИЮ

Вопрос создания курсов подготовки чекистов рассматривался коллегией ВЧК уже 5 апреля 1918 г. Газета "Известия ВЦИК" 7 июля 1918 г. писала, что "в настоящее время, как это выяснилось на Всероссийской конференции ЧК, на многих местах ощущается острый недостаток в сведущих, подготовленных работниках по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. Исходя из этого, ВЧК организует инструкторские курсы, которые в скором времени начнут функционировать". А 13 августа она сообщала читателям, что с 8 августа в помещении ВЧК (Большая Лубянка, Варсонофьевский пер., 7) с 11 до 14 часов проводится запись на курсы как лиц, имеющих рекомендации РКП(б), так и представителей губернских и уездных ЧК.

В сентябре состоялось открытие трехнедельных курсов с количеством обучающихся 100-120 человек. Программа курсов предусматривала изучение истории рабочего движения, международного значения Октябрьской революции, прав и обязанностей комиссаров ВЧК, производства дознания, форм и методов борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности - такими виделись главные угрозы безопасности нового государства. Занятия вели члены коллегии и руководящие работники ВЧК И.К. Ксенофонтов, Д.Г. Евсеев, И.Н. Полукаров, Г.С. Мороз, В.В. Фомин и другие.

11 августа следующего года начали работать уже двухмесячные, а в 1921 г. - трехмесячные курсы по подготовке следователей, разведчиков и комиссаров чрезвычайных комиссий. Эти курсы располагались в старинной усадьбе на Покровке, 27. В 1922-м они были преобразованы в Высшие курсы ГПУ, ставшие предшественником как сети курсов и школ ГПУ, так и будущей Высшей школы КГБ.

Одно из первых пособий для контрразведчиков "Красная контрразведка" было написано С.С. Турло в 1920 г. В 1924-м им при помощи И.П. Залдата была подготовлена новая книга "Шпионаж", на многие годы ставшая, по сути дела, одним из лучших учебных пособий по контрразведке. Появляются также первые учебные пособия по специальным дисциплинам для курсов ВЧК-ОГПУ: "Краткие сведения из агентурной разведки" (1919), "Канва агентурной разведки" (1921). В 1925 г. издается пособие "Техника контрразведывательной службы", через три года - "Экономическая контрреволюция", "Очерки истории карательных органов", "Азбука контрразведки", "Краткие очерки антисоветских политпартий" и др. В учебном процессе активно также использовалась книга К.К. Звонарева "Агентурная разведка". В этих работах осмысливался и анализировался опыт работы как советской разведки и контрразведки, так и органов безопасности российской империи.

8 сентября 1930 г. была образована Центральная школа, преподавание в которой вели руководящие сотрудники ОГПУ - В.А. Стырне, Н.Г. Николаев-Журид, Б.И. Гудзь. Курс истории ВЧК читал Я.С. Агранов. В марте 1939 г. Центральная школа была переименована в Высшую школу НКВД СССР. Основное здание ее находилось на Ленинградском проспекте, д.3, где ныне размещается Академия Пограничных войск. А в годы Великой Отечественной войны здесь также велась подготовка спецотрядов для действий в тылу врага по линии зафронтового 4-го управления НКВД СССР. В частности, здесь учились будущие Герои Советского Союза В.А. Лягин (руководитель нелегальной резидентуры НКВД в г. Николаеве), В.А. Молодцов (руководитель опергруппы "Форт" в оккупированной Одессе), командир спецотрядов "Митя" и "Победители" Д.Н. Медведев, легендарный разведчик Н.И. Кузнецов. После непродолжительной эвакуации с 20 января 1942 г. в здании на Ленинградском проспекте была возобновлена учеба оперсостава на трехмесячных курсах. Всего в 1941-1945 гг. здесь прошли подготовку 7135 сотрудников НКВД-НКГБ.

МОЯ "ВЫШКА"

В 1971 г. на контрразведывательный факультет предпоследний раз, наряду с военнослужащими и уже прошедшими службу в армии абитуриентами, принимали выпускников средних школ. Но конкурс для нас, вчерашних десятиклассников, был отдельный и составлял 19 проходных баллов из 20.

Высшая школа КГБ давала отличное образование. Как скажут сегодня - "четыре в одном": специальное, юридическое, языковое, среднее военное. Но основу и сердцевину обучения составляли именно юридические и специальные дисциплины. Спецдисциплины представляли собой то, что ныне называется оперативно-розыскной деятельностью и регламентируется открытыми нормами права. Среди юридических дисциплин особое внимание по понятным причинам уделялось уголовному праву и процессу, а также административному и международному праву.

Главное, чему учили нас преподаватели, - это неукоснительное следование именно нормам права, строгое соблюдение законности. Немалое внимание уделялось также предупреждению и профилактике, то есть недопущению реализации преступных намерений. Существовал целый арсенал средств предупреждения преступных действий. Особо подчеркну, именно в правовых рамках, но распространяться о них не буду по вполне понятным причинам. Конечно, нам говорили и о необоснованных репрессиях 30-50-х годов, хотя тогда мы, как, впрочем, и сами преподаватели, не знали и не могли знать их подлинных масштабов. Как юрист и гражданин, я не могу не испытывать чувства стыда и глубокого сожаления по поводу этих фактов, но такова в действительности правда об истории нашей Родины. Обращаю особое внимание на все эти обстоятельства в связи с тем, что особый упор в процессе обучения слушателей Высшей школы КГБ делался именно на неукоснительное соблюдение норм права, на недопущение нарушений законности и превышения служебных полномочий.

Конечно, немалую долю времени отнимало изучение слушателями иностранных языков - как европейских, так и восточных, а с 1979 г. - и африканских (всего в "Вышке" велось обучение 34 иностранным языкам). Причем уровень языковой подготовки был настолько высок, что многие выпускники становились впоследствии не только переводчиками, но и преподавателями. В том числе столь сложных языков, как арабский, японский, китайский, урду, пушту, суахили и тому подобных. Не скрою, в то время вызывала сомнение необходимость изучения военных дисциплин, хотя это в дальнейшем пригодилось многим моим однокашникам - ведь им выпало побывать не в одном десятке "горячих точек" как за рубежом, так и на территории нашей страны. И ныне глубоко убежден, что военная подготовка необходима чекистам, сотрудникам органов безопасности, и не только военной контрразведки, хотя нам и приводят примеры якобы "демилитаризованных" зарубежных спецслужб.

Большую, лишь впоследствии осознанную помощь оказал нам преподаватель "спецдисциплины №1" А.И. Курчатов. Мы вначале не очень любили его за педантичность, скрупулезную требовательность в оформлении учебных документов, как нам казалось, многочисленные повторы. Таким образом он стремился закрепить у нас необходимые в работе знания, навыки и умения. Когда же мы собрались через несколько лет после окончания "Вышки", оказалось, что в памяти многих сохранилась признательность и благодарность именно ему, "дававшему именно то, что надо, что особенно важно", хотя его дидактические приемы и не воспринимались таковыми вначале.

Как мне кажется, в отличие от нынешнего поколения слушателей, у нас тогда царил культ учебы: большинство, в том числе и имевшие семьи и малолетних детей, училось жадно, напористо, настойчиво. Быть может, это и определило тот вполне закономерный результат, что только с одного курса вышло немало генералов, руководителей подразделений органов госбезопасности. Это, в частности, генерал-полковник А.Г. Безверхний, генерал-лейтенант С.М. Минаков, генерал-майор И.В. Ермаков. Многие из них прошли сначала Афганистан, а потом еще десятки "горячих точек" уже на территории нашей страны.

Не могу не вспомнить "однокашника" Валеру Курилова, исключительно одаренного человека, писавшего стихи как на русском, так и на английском, игравшего на гитаре, прекрасно певшего и рисовавшего. Лишь много позже я узнал, что Валера был среди тех, кто 27 декабря 1979 г. брал дворец Тадж-бек в Кабуле... Правдиво он рассказал об этом в своей книге "Операция "Шторм-333", немало страниц которой посвящено преподавателям Высшей школы и годам обучения в ней, моим однокурсникам и коллегам, которые, не щадя жизни, выполняли свой служебный и воинский долг. Из этой книги я узнал, что наш преподаватель физподготовки Александр Иванович Долматов был заместителем командира спецотряда "Зенит", возглавлявшегося бывшим преподавателем Высшей школы КГБ Героем Советского Союза Григорием Ивановичем Бояриновым (он был начальником КУОС и погиб при штурме дворца Тадж-бек).

В своей книге Валерий выражал надежду, что она, возможно, станет подспорьем не только для изучающих Афганистан, но и для других слушателей чекистских вузов. Его надежды оправдались - эту книгу преподаватели настоятельно рекомендуют для ознакомления слушателям в качестве дополнительного учебного пособия. И в ней действительно есть чему поучиться.

ЧЕГО УЖЕ НЕТ

В целом же "Вышка" в 70-е годы предоставляла слушателям массу возможностей для развития, интеллектуального и духовного роста (иностранные языки, в том числе изучение их на факультативных курсах желающими; неплохая библиотека со множеством периодических изданий, в том числе на иностранных языках, возможности межбиблиотечного обмена). В то же время, мне кажется, были и недостатки. В их числе я бы назвал прежде всего отсутствие спецкурса "Введение в специальность" (его начали читать в Высшей школе КГБ в середине 80-х годов как дань велению времени и требованиям Минвуза, но, к сожалению, в 90-е годы он вновь "выбыл" из расписания учебных занятий). Мне кажется, также очень важен курс "Гигиена умственного труда", хотя его можно было бы несколько расширить, поставив вопрос о сохранении здоровья слушателей в период обучения в целом.

Не было у нас и курса "Основы научных исследований", хотя он является, на мой взгляд, лучшим средством формирования творческой, нестандартно мыслящей личности. Такой курс как очередная своеобразная "дань моде" был введен в Высшей школе в середине 80-х годов, но, к сожалению, опять выпал из расписания учебных занятий в Академии ФСБ.
Подробнее:

Постановлением СМ СССР №652-266 от 2 июля 1962 г. школе было присвоено имя Ф.Э.Дзержинского. В 1967 г. школа была награждена орденом Красного Знамени, 22 мая 1980 г. - орденом Октябрьской Революции.

Адрес - Ленинградский проспект, д.3. Срок обучения - 3 года, штатная численность переменного состава - 600 чел. (выпуск 1954 г. - 189 чел.). Распоряжением СМ СССР от 17 мая 1955 г. введен 4-годичный срок обучения, в 80-е годы увеличен до 5 лет.

Начальники:
1. БОРИСОГЛЕБСКИЙ Евгений Иванович (март - октябрь 1954 г.), генерал-майор;
2. (28 октября 1954 - 27 февраля 1962 г.), полковник, с 14 января 1956 г. - генерал-майор;
3. (февраль 1962 - декабрь 1965 г.), генерал-лейтенант;
4. (1965 - 1970 г.), генерал-майор танковых войск, с 1966 г. - генерал-лейтенант;
5. (июль 1970 - июль 1974 г.), генерал-полковник;
6. РОЗАНОВ Иван Сергеевич (1974 - январь 1979 г.), генерал-майор, генерал-лейтенант;
7. (январь 1979 - январь 1987 г.), генерал-лейтенант;
8. ПОСТНИКОВ Леонид Андреевич (январь 1987 - октябрь 1991 г.), генерал-лейтенант;

Заместители начальника:
(1968 - 1970 г.)
МИЧУЛИС Эдмунд Францевич (198... - 1991 г.), генерал-майор;

Заместители начальника - начальники :
(с 1989 г.)
1. ПОГОРЕЛОВ Борис Александрович (1989 - 1991 г.), генерал-майор;

Заместители начальника по науке:
РОЗАНОВ Иван Сергеевич (конец 1960-х - 1974 г.), генерал-майор;
ИППОЛИТОВ Ксенофонт Христофорович (1988 - 1991 г.), полковник;

Заместители начальника по материально-техническому снабжению:
(... - декабрь 1956 г.), полковник;

Факультеты:

    В 1960 г. были созданы: факультет иностранных языков - на базе Института иностранных языков КГБ, (технический) - на базе Высшей школы 8-го Главного управления и - на базе Военного института КГБ.

    В 1962 г. был создан факультет военной контрразведки, военный факультет преобразован в пограничный.

    24 сентября 1965 г. из состава школы был выведен пограничный факультет, на базе которого были созданы Высшие пограничные командные курсы.

    В 1969 г. было создано отделение подготовки следователей при ВКШ.

    12 июля 1971 г. был создан 6-й факультет (подготовка дипломированных специалистов и повышение квалификации оперативного и руководящего состава органов безопасности дружественных стран)

    3 сентября 1971 г. были созданы Курсы переподготовки и повышения квалификации руководящего и оперативного состава оперативно-технических подразделений.

    1 сентября 1974 г. был создан 3-й факультет (подготовка оперативных работников контрразведки, владеющих восточными языками)

    11 июня 1979 г. был создан 5-й факультет (повышения квалификации руководящего состава и специалистов КГБ)

    В 1979 г. отделение подготовки следователей при ВКШ было преобразовано в следственный факультет.

    1 сентября 1980 г. был создан 9-й факультет (подготовка оперативного состава, владеющего иностранными языками государств Ближнего Востока и Африки)

Всего к 1991 г. в состав ВКШ входили следующие факультеты:

    Следственный факультет (возможно, 7-й)

    (подготовка военных контрразведчиков)

    2-й факультет (подготовка оперативных работников контрразведки, владеющих западными и восточными языками)

    3-й факультет (подготовка оперативных работников контрразведки, владеющих восточными языками)

    (технический)

    5-й факультет (повышения квалификации руководящего состава и специалистов КГБ)

    6-й факультет (подготовка дипломированных специалистов и повышение квалификации оперативного и руководящего состава органов безопасности дружественных стран)

    8-й факультет (заочного обучения)

    9-й факультет (подготовка оперативного состава, владеющего иностранными языками государств Ближнего Востока и Африки: фула, хауса и суахили)

    Курсы переподготовки и повышения квалификации руководящего и оперативного состава оперативно-технических подразделений

Олег Матвеев (сотрудник ЦОС ФСБ России), Юрий Зайцев (ведущий Радио России)

26 апреля 2006 - исполняется 85 лет Академии Федеральной службы безопасности России. До недавнего времени об этом уникальном учебном заведении страны было мало что известно.

Пришедшая в нашу страну гласность приоткрыла покров тайны как над самим фактом существования Высшей школы КГБ имени Ф.Э.Дзержинского, так и над ее историей....

Прежде чем предоставить слово для рассказа о Высшей школе КГБ СССР имени Ф.Э. Дзержинского во времена Юрия Владимировича Андропова, расскажем коротко о предыдущих вехах истории этого чекистского вуза.

Вопрос создания специальных курсов подготовки чекистов рассматривался Коллегией ВЧК уже 5 апреля 1918г. Предложение Коллегии ВЧК встретило поддержку ЦК РКП(б).

Газета "Известия ВЦИК" 7 июля 1918г. писала, что " в настоящее время, как это выяснилось на Всероссийской конференции ЧК, на многих местах ощущается острый недостаток в сведущих, подготовленных работниках по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. Исходя из этого, ВЧК организует инструкторские курсы, которые в скором времени начнут функционировать". А 13 августа она сообщала читателям, что с 8 августа в помещении ВЧК - Б.Лубянка, Варсонофьевский пер., д.7, с 11 до 14 часов проводится запись на курсы, как лиц, имеющих рекомендации РКП(б), так и представителей губернских и уездных ЧК.

В сентябре состоялось открытие трехнедельных курсов с количеством обучающихся в 100-120 человек. Программа курсов предусматривала изучение истории рабочего движения, международное значение

Октябрьской революции, права и обязанности комиссаров ВЧК, производство дознания, формы и методы борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности - такими виделись главные угрозы безопасности нового государства рабочих и крестьян. Занятия на курсах вели члены Коллегии и руководящие работники ВЧК И.К.Ксенофонтов, Д.Г.Евсеев, И.Н.Полукаров, Г.С.Мороз, В.В.Фомин и другие.

11 августа следующего года начали работать уже двух-, с января 1921 года, - трехмесячные курсы по подготовке следователей, разведчиков и комиссаров чрезвычайных комиссий. Эти курсы располагались в старинной усадьбе XVIII в. на Покровке, д.27.

В 1922 они были преобразованы в Высшие курсы ГПУ, ставшие предшественником как сети курсов и школ ГПУ, так и будущей Высшей школы КГБ имени Ф.Э. Дзержинского (с 15 июля 1952г. - ВШ МГБ СССР).

Одно из первых пособий для контрразведчиков "Красная контрразведка" было подготовлено С.С.Турло в 1920г. В 1924 им при помощи И.П.Залдата была подготовлена новая книга "Шпионаж", на многие годы ставшая, по сути дела, одним из лучших учебных пособий по контрразведке.

В 20-е годы появляются также первые учебные пособия по специальным дисциплинам для курсов ВЧК-ОГПУ: "Краткие сведения из агентурной разведки" (1919), "Канва агентурной разведки"(1921). В 1925г. появилось пособие "Техника контрразведывательной службы", через три года - "Экономическая контрреволюция", "Очерки истории карательных органов", "Азбука контрразведки", "Краткие очерки антисоветских политпартий" и другие учебные издания.

В учебном процессе активно также использовалась книга К.К.Звонарева "Агентурная разведка".

В этих работах осмысливался и анализировался опыт работы как советской разведки и контрразведки, так и органов безопасности российской империи.

В феврале-мае 1928г. курс лекций по контрразведке на Высших курсах читал член Коллегии ОГПУ А.Х.Артузов, один из признанных авторитетов и асов советской контрразведки.

8 сентября 1930г. была образована Центральная школа, преподавание в которой вели руководящие сотрудники ОГПУ - В.А.Стырне, Н.Г.Николаев-Журид, Б.И.Гудзь. Курс истории ВЧК преподавал Я.С.Агранов. В марте 1939г. Центральная школа была переименована в Высшую школу НКВД СССР.

К февралю 1941г., к моменту разделения единого союзно-республиканского НКВД на наркомат государственной безопасности (НКГБ) и НКВД 30% руководителей республиканских наркоматов, а также краевых и областных управлений НКВД были выпускниками Высшей школы....

ВЫСШАЯ ШКОЛА КГБ ПРИ СМ СССР ПРИ АНДРОПОВЕ

7 июля 1971 г., впервые пройдя через КПП закрытого подмосковного объекта, я влился в число абитуриентов 2-го (контрразведывательного) факультета Высшей Краснознаменной школы КГБ СССР имени Ф.Э.Дзержинского.

Много позже мы узнали, что ранее это была знаменитая "школа N 101", где проходили подготовку советские разведчики, а еще ранее - база формирования и подготовки оперативно-чекистских отрядов, забрасывавшихся в тыл немецких войск в годы Великой Отечественной войны.

Позднее здесь была создана база подготовки спецназа КГБ - Курсы усовершенствования оперативного состава (КУОС), готовившие сотрудников для легендарных подразделений "Альфа" и "Вымпел".

Основное же здание Школы находилось на Ленинградском проспекте д.3, где ныне размещается Академия пограничных войск. А в годы Великой Отечественной войны здесь также велась подготовка спецотрядов для действий в тылу врага по линии зафронтового 4-го управления НКВД СССР из числа бойцов ОМСБОНа (Отдельной мотострелковой бригады особого назначения, дислоцировавшейся поблизости, на стадионе "Динамо"). В частности, здесь учились будущие герои Советского Союза В.А.Лягин (руководитель нелегальной резидентуры НКВД в г. Николаеве), В.А.Молодцов (руководитель опергруппы "Форт" в оккупированной Одессе), командир спецотрядов "Митя" и "Победители" Д.Н.Медведев, легендарный разведчик Н.И.Кузнецов.

А всего 6 выпускников Центральной школы НКВД, как она тогда именовалась, предвоенных лет были удостоены в годы войны звания Героев Советского Союза. Ряд выпускников и сотрудников Высшей школы КГБ - Г.И.Бояринов, Э.Г.Козлов, В.С.Белюженко и другие, - были удостоены этого высокого звания уже в 80-е годы прошлого века.

Уже 26 июня 1941 г. 140 слушателей основного отделения ВШ были откомандированы в спецотряд при Особой группе НКВД, ставший впоследствии ОМСБОНом. Командовал ей также выпускник ВШ НКВД В.Б.Гриднев.

В тот же день еще 85 слушателей были направлены для прохождения службы в УНКГД по Москве и Московской области, в УНКГБ по Ленинградской области, В НКГБ Молдавской и Украинской ССР, в другие территориальные органы наркомата.

29 июня 40 слушателей и группа преподавателей Высшей школы была направлена в органы военной контрразведки в Действующую армию.

В сентябре еще 328 слушателей специальных курсов офицеров военной контрразведки поступили в распоряжение 3 управления НКВД.

После непродолжительной эвакуации, с 20 января 1942 г. в здании на Ленинградском проспекте была возобновлена подготовка оперсостава на трехмесячных курсах. В марте численность слушателей была увеличена с 500 до 800 человек, а общая численность слушателей оперативно-чекистских школ в тот период времени составляла 3 600 человек.

Всего в 1941-1945 годах в стенах школы были подготовлены и прошли переподготовку 7135 сотрудников НКВД-НКГБ СССР.

За заслуги в подготовке чекистских кадров в годы Великой Отечественной войны 30 августа 1945 г. Высшая школа НКВД Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена Красным Знаменем и Грамотой.

Собственно говоря, сама Высшая школа как специальное высшее учебное заведение с трехгодичным сроком обучения слушателей по программе юридических вузов страны была образована в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 15 июля 1952 г., а в апреле 1954 первые 189 выпускников получили дипломы нового вуза, причем 37 из них окончили ее с отличием.

А в целом свою родословную Высшая школа - с августа 1992г. - Академия Федеральной службы безопасности России, - ведет от трехмесячных курсов подготовки сотрудников ВЧК, начавших свою работу 26 апреля 1921г.

В 1954 г. численность переменного состава (слушателей) Высшей школы была установлена в 600 штатных единиц. На учебу направлялись абитуриенты, имевшие стаж не менее трех лет работы в органах госбезопасности, отвечавшие требованиям для поступления в вузы страны.

В ноябре того же года для подготовки научно-педагогических кадров для органов и учебных заведений КГБ при Высшей школе была создана аспирантура, более чем за пятьдесят лет своего существования подготовившая сотни высококлассных юристов и специалистов иных специальностей (физико-математических и технических наук, психологии и других). Функционирование аспирантуры, как мне стало известно в дальнейшем, привело к появлению целых научных школ не только в области специальных дисциплин, но и юридических наук, которые обрели широкую известность с конца 80-х годов, когда профессорско-преподавательский состав Высшей школы более активно включился в научный обмен с коллегами из "гражданских" вузов и научно-исследовательских учреждений СССР.

Первоначально Высшая школа КГБ имела 12 кафедр - по три по циклам социально-гуманитарных (философия, политэкономия, история ВКП(Б), юридических и специальных дисциплин, а также кафедры иностранных языков, военную и физической подготовки.

К 1960-му году Высшая школа КГБ СССР стала крупным многопрофильным специальным учебным заведением. Помимо этого в системе КГБ имелись 4 Высших пограничных училища (в Москве, в Бабушкине, Голицино, Ташкенте и Алма-Ате).

2 августа 1962 г. Высшей школе КГБ СССР было присвоено имя Ф.Э.Дзержинского. Выпускники "нашего" факультета получали специальность юрист-правовед со знанием иностранного языка.

В 1971 году на контрразведывательный факультет предпоследний раз, наряду с военнослужащими и уже прошедшими службу в армии абитуриентами, принимали также выпускников средних школ. Но конкурс для нас, вчерашних десятиклассников, был отдельный и составлял 19 проходных баллов из 20.

Следует сказать, что тогда существовало в целом достаточно сдержанное, если не сказать негативное, отношение к чекистской "династийности", хотя она и существовала де-факто. Мне же, однако, представляется, что в этом явлении больше позитивного, нежели негативного. Потому, что в целом эта преемственность и семейная традиция способствовала и способствует более осознанному и целенаправленному выбору профессии, помогает в формировании и воспитании у будущих контрразведчиков профессионально значимых качеств личности.

Высшая школа давала отличное образование. Как скажут сегодня - "четыре в одном": специальное, юридическое, языковое, среднее военное. Но основу и сердцевину обучения составляли именно юридические и специальные дисциплины.

Спецдисциплины представляли собой то, что ныне называется оперативно-розыскной деятельностью и регламентируется открытыми нормами права, в частности - федеральными законами Российской Федерации.

Среди юридических дисциплин особое внимание по понятным причинам уделялось уголовному праву и процессу, а также административному и международному праву.

Главное, чему учили нас преподаватели - это безукоснительное следование именно нормам права, строгое соблюдение законности. Немалое внимание уделялось также предупреждению и профилактике, то есть недопущению реализации преступных намерений.

Существовал целый арсенал средств предупреждения преступных действий, - особо подчеркну, именно в правовых рамках, но распространяться о них не буду по вполне понятным причинам.

В цикле гуманитарных дисциплин немалое место занимали вопросы как современной международной обстановки и политики, так и истории отечественных органов безопасности, правда, начиная с декабря 1917 г.

Конечно, нам говорили и о необоснованных репрессиях 30-х - 50-х годов, хотя тогда мы, как, впрочем, и сами преподаватели, не знали и не могли знать их подлинных масштабов. Хотя сегодня, на основании архивных документов, уже давно опубликованных, и, в частности, материалов Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-х - 40-х и начала 50-х годов (они публиковались в журнале "Известия ЦК КПСС" и в других изданиях), можно утверждать, что эти репрессии имели гораздо меньший масштаб, чем полагают некоторые наши сограждане.

Конечно, как юрист и гражданин, я не могу не испытывать чувства стыда и глубокого сожаления по поводу этих фактов, но такова, в действительности, правда об истории нашей Родины.

Обращаю особое внимание на все эти обстоятельства в связи с тем, что особый упор в процессе обучения слушателей Высшей школы КГБ делался именно на безукоснительное соблюдение норм права, уже измененных, на недопущение нарушений законности и превышения служебных полномочий.

Конечно, немалую долю времени отнимало изучение слушателями иностранных языков, как европейских, так и восточных, а с 1979г. - и африканских (всего в Высшей школе велось обучение 34 иностранным языкам). Причем уровень языковой подготовки был настолько высок, что многие выпускники становились впоследствии не только переводчиками, но и их преподавателями. В том числе столь сложных языков как арабский, японский, китайский, урду, пушту, суахили и тому подобных.

Не скрою, в то время вызывала сомнение необходимость изучения военных дисциплин, хотя это в дальнейшем пригодилось многим моим однокашникам - ведь им выпало побывать не в одном десятке "горячих" точек как за рубежом, так и на территории уже нашей страны.

И ныне глубоко убежден, что военная подготовка необходима чекистам, сотрудникам органов безопасности, и не только военной контрразведки, хотя нам и приводят примеры якобы "демилитаризированных" зарубежных спецслужб.

Хотя, конечно, требования воинских Уставов и дисциплины и создавали некоторые неудобства в период обучения. Не говоря уже о несении нарядов - и внутренней службы по Высшей школе, и оперативных - ведь весь личный состав ВКШ являлся постоянным оперативным резервом председателя КГБ.

Годы учебы в Высшей школе вобрали в себя многое. Прежде всего, нельзя не сказать о коллективе курса, его мощном воспитательном и морально-нравственном потенциале, соединявшем как юношеский задор и романтику с определенным жизненным опытом "старослужащих", прошедших армию. Нельзя не вспомнить и нашего начальника курса, "папу", тогда еще майора, Леонида Кузьмича Тюрикова, помощником у которого был А.М.Яценко. Это были требовательные, но в тоже время отзывчивые, доброжелательные, понимающие руководители, которые, на мой взгляд, блестяще иллюстрируют понятие "отцы-командиры".

Средством воспитания, товарищеского воздействия, помимо "треугольника" - командир группы, комсорг и парторг, групповых "Боевых листков", была также курсовая, факультетская и общешкольная стенная печать.

Каждый ежемесячный номер общешкольного "Чекиста" был событием, которого ждали. Помимо стихов, фотографий, хроники общественной жизни Школы, здесь помещались интереснейшие статьи, основанные на оригинальных материалах стран изучаемого языка. Особенно запомнились две из них - об очень известном в то время писателе-авантюристе Эрике фон Деникене, авторе ряда спекулятивных книг и кинофильмов ("Воспоминания о будущем", "Назад, к звездам" и др.), и о "левом" молодежном экстремизме в Перу.

За организацией стенной печати стояли комитеты ВЛКСМ факультетов и Школы. В последнем было немало офицеров - лейтенантов и старших лейтенантов, - с факультета военной контрразведки. Неформальное, товарищеское общение с ними вчерашних школьников также давало последним немало полезных жизненных уроков.

И, прежде всего, - ответственности за себя, свои поступки, порученное дело, отсутствием которой, как известно, нередко грешат юноши, еще не осознавшие значения личной требовательности и ответственности перед коллективом, собственной совестью и делом.

Среди членов комитета комсомола Школы особенно запомнился Андрей Козлов, бывший впоследствии главным редактором журнала "Пограничник". Уже тогда (в 1973-1975 г.г.) он писал и публиковал свои рассказы, по его сценариям было поставлено несколько передач из популярного у детей цикла "Спокойной ночи, малыши!". Поэтому я был рад, когда в 1982г. он стал лауреатом конкурса молодых писателей.

Думаю, его рассказы, в том числе и о деятельности военной контрразведки Отдельного корпуса РККА в Литве в 1938-1941 г.г., многое могли бы восстановить в подлинной истории тех дней и лет.

Это - и поэт, член Союза писателей России Д.Б. Окунев, преподаватель одной из спецдисциплин, ветеран ВКШ В.Д.Бабакаев, более известный по своим работам Б.П.Курашвили, после ухода из ВКШ более тридцати лет проработавший научным сотрудником в Институте государства и права и ставший ученым с мировым именем, к сожалению, в апреле 1999 г. ушедший из жизни.

Комитеты ВЛКСМ, помимо "помощи руководству в воспитании личного состава", что являлось одной из их главных официальных функций, занимались многими другими вопросами: организацией досуга слушателей, организацией и руководством строительными отрядами "Дзержинец", которые давали не только уникальнейшую возможность лучше и ближе познакомиться со своей страной, но и подзаработать во время "трудового семестра", организацией патриотического воспитания и так далее.

Упомяну только агитпоходы февраля 1975 и 1976 годов по погранзаставам Прибалтийского пограничного округа от Риги до Бреста, проводившиеся, кстати сказать, под эгидой ЦК ВЛКСМ.

Несколько отвлекаясь от темы, позволю себе высказать мнение о том, что гражданское общество формируется и может только формироваться усилиями и сознательной целенаправленной деятельностью социально активных граждан. А правовое государство несовместимо с равнодушием, формализмом в работе сотрудников правоприменительных органов, терпимостью к несправедливости и нарушениям законов и норм общественной жизни, гражданской и профессиональной этики.

Комсомольская работа имела далеко не только "формально-бюрократический характер" - уж слишком много было в ней подлинного горения, стремления к самовыражению, - а такая потребность, наверное, и приходит к человеку где-то на рубежи 20-23 лет, - глубокого осознания своей правоты.

Я думаю, ныне слушателям и студентам недостает подобной общественной самодеятельной организации, учащей как самостоятельно принимать решения, так и организовывать их выполнение, нести ответственность за их реализацию.

Мы любили молодого преподавателя, тогда капитана, К.Х.Ипполитова, В.М.Клеандрову, М.П.Третьякова, В.Н.Струнникова. Лично на меня большое впечатление своей эрудицией, знанием предмета, внутренней собранностью, целеустремленностью произвел Г.А.Попов, с которым посчастливилось в дальнейшем работать. Именно Геннадий Алексеевич пробудил у меня интерес к познанию подлинной истории страны и ее органов безопасности.

Большую, лишь впоследствии осознанную, помощь оказал нам преподаватель "спецдисциплины N 1" А.И.Курчатов. Сказать по-правде, мы вначале не очень любили его за педантичность, скрупулезную требовательность в оформлении учебных документов, как нам казалось, многочисленные повторы, - таким образом, он стремился закрепить у нас необходимые в работе знания, навыки и умения. Когда же мы собрались через несколько лет после окончания "Вышки", оказалось, что в памяти многих сохранилась признательность и благодарность именно ему, "дававшему именно то, что надо, что особенно важно", хотя его дидактические приемы и не воспринимались таковыми вначале.

И с еще тех слушательских времен врезался в память известный афоризм о том, что научаются лишь у тех, кто любит свое дело.

Как мне кажется, в отличие от нынешнего поколения слушателей, у нас тогда царил культ учебы: большинство, в том числе и имевших семьи и малолетних детей, училось жадно, напористо, настойчиво.

Быть может, это и определило тот вполне закономерный результат, что только с одного курса вышло немало генералов, руководителей подразделений органов госбезопасности. Это, в частности, генерал-полковник А.Г.Безверхний, генерал-лейтенант С.М.Минаков, генерал-майор И.В. Ермаков, начальник УФСБ по Тверской области.

Многие из них прошли сначала Афганистан, а потом еще десятки "горячих точек" уже на территории нашей страны.

Не могу не вспомнить "однокашника" Валеру Курилова, исключительно одаренного человека, писавшего стихи как на русском, так и на английском, игравшего на гитаре, прекрасно певшего и рисовавшего. Лишь много позже я узнал, что Валера был среди тех, кто 27 декабря 1979 г. брал дворец Тадж-бек в Кабуле....

Правдиво он рассказал об этом в своей книге "Операция "Шторм-333" (М.,1999), немало страниц которой посвящены преподавателям Высшей школы и годам обучения в ней, моим однокурсникам и коллегам, которые, не щадя жизни, выполняли свой служебный и воинский долг. Из этой книги я узнал, что наш преподаватель физкультуры Александр Иванович Долматов был заместителем командира спецотряда КГБ "Зенит", возглавлявшегося бывшим преподавателем Высшей школы Героем Советского Союза Григорием Ивановичем Бояриновым. (Полковник Г.И. Бояринов, начальник КУОС КГБ погиб при штурме дворца Тадж-бек 27 декабря 1979г. (Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно).

В своей книге Валерий выражал надежду, что она, возможно, станет подспорьем не только для изучающих Афганистан, но и для других слушателей чекистских вузов. Его надежды оправдались - эту книгу преподаватели настоятельно рекомендуют для ознакомления слушателям в качестве дополнительного учебного пособия. И в ней действительно есть чему поучиться.

Жажда знаний находила свое выражение и в увлечении НИРС - научно-исследовательской работе слушателей. Представляется необходимым упомянуть, что еще в 1855 г. в Николаевской военной академии Генерального штаба были введены так называемые "годовые сочинения" по изучаемым дисциплинам с целью выяснения пригодности слушателей к самостоятельной работе, представлявшие собой своеобразные квалификационные выпускные работы "за полный курс обучения". Данный подход был востребован в 50-е годы уже XX века в военно-учебных и специальных учебных заведениях СССР.

Комитет ВЛКСМ Высшей школы также уделял развитию НИРС определенное внимание. В 1973 году при его участии было образовано общешкольное Слушательское научное общество (СНО), которое в те годы работало достаточно активно.

В целом ВКШ в 70-е годы предоставляла слушателям массу возможностей для развития, интеллектуального и духовного роста:

Иностранные языки (в том числе изучение их на дополнительных, факультативных курсах желающими);

Неплохая библиотека со множеством периодических изданий, в том числе на изучавшихся иностранных языках, возможности межбиблиотечного обмена.

В тоже время, мне кажется, были и недостатки.

В их числе я бы назвал, прежде всего, отсутствие спецкурса "Введение в специальность" (он был введен в ВКШ в середине 80-х годов как дань велениям времени и требованиям минвуза, но, к сожалению, в 90-е годы вновь "выбыл" из расписания учебных занятий).

Мне кажется, также очень важен курс "Гигиена умственного труда", хотя его можно было бы несколько расширить, поставив вопрос о сохранении здоровья слушателей в период обучения в целом.

Не было у нас и курса "Основы научных исследований", хотя, в целом он является, на мой взгляд, лучшим средством формирования творческой, нестандартно мыслящей личности.

Такой курс, как очередная своеобразная "дань моде" был введен в Высшей школе в середине 80-х годов, но, к сожалению, опять выпал их расписания учебных занятий в Академии.

Ныне Академия по-прежнему остается головным учебным заведением по подготовке кадров для органов ФСБ России.

В начале 1963 года я узнал, что осенью будет большой набор в аспирантуру Высшей школы КГБ. Мысль об аспирантуре у меня была еще в студенческие годы. Однако сам я считал, а теперь в этом твердо уверен: садиться за диссертацию надо после нескольких лет практической работы. Это лучше и для будущего ученого, и для дела. И в 1953 году я предпринял попытку поступить в заочную аспирантуру МГИМО по кафедре государственного права, которой руководил мой бывший декан В.П. Радьков. Но мое начальство не склонно было потворствовать подобным желаниям, полагая, что учеба в аспирантуре будет отвлекать сотрудника от оперативной работы.

Что тут скажешь? И потребовалось десятилетие, чтобы верхи поняли, что разведку и контрразведку, как и другие линии оперативной деятельности, надо ставить на солидную научную основу, готовить не ремесленников, а специалистов высшей категории.

И тоща, в 1963-м, я подумал: «Есть ли у меня сейчас перспектива в Главке? Сомнительно. Так, может, уйти в аспирантуру, поменять характер работы?» И решил: «Пойду!»

В том году в аспирантуру ВКШ КГБ набирали оперативных работников со стажем практической работы не менее 10 лет. У меня было 13 лет, из них почти 5 - во Франции. Для аспирантуры я подходил по всем параметрам.

Экзамены сдавал в середине ноября 1963 года. Проблем с иностранным языком у меня не было. Спецдисциплины я знал, но на практике. Для экзамена этого было мало, поскольку к тому времени в учебных заведениях КГБ преподавателями и практическими работниками было написано значительное количество учебных пособий и лекций по различным аспектам разведывательной и иной подрывной деятельности спецслужб противника против СССР и других социалистических стран. Эти работы мне надлежало не только прочитать, но и оценить с точки зрения разведчика, проработавшего не один год за границей и непосредственно сталкивавшегося с разведкой и контрразведкой противника.

Экзамен по спецдисциплинам прошёл удачно, но несколько необычно. Только я начал отвечать на первый вопрос, как в аудиторию вошел начальник школы генерал-лейтенант Евгений Петрович Питовранов. В органах государственной безопасности он прошел путь от рядового сотрудника до заместителя министра. Был и начальником разведки. Послушав, Евгений Иванович спросил:

Вы читали подготовленную второй кафедрой работу по связи в разведке?

Читал, правда, в рукописи.

Что вы можете сказать о ней?

Работа хорошая. Она нужна и для учебного процесса, и для практических работников. Но не без недостатков: требуется уточнение ряда определений и доработка некоторых разделов, с учетом требований конспирации в процессе связи в современной обстановке. Недостаточно четко изложен вопрос о соотношении легальных и нелегальных форм и методов связи в оперативной работе. С одной стороны, активизация деятельности контрразведывательных служб противника вынуждает нас к отказу от личных встреч с агентурой, а с другой - мы видим, что в сложившейся политической обстановке агенты больше, чем прежде, нуждаются в личных встречах с разведчиком.

Последовали новые вопросы, касающиеся повседневной работы за рубежом. Я подробно отвечал, генерал внимательно слушал. В результате экзамен свелся к беседе с Евгением Петровичем. И по форме это был не экзамен, а разговор умудренного жизнью и опытом генерала с подполковником, который многое знает и умеет и тем не менее готов учиться. Беседа продолжалась более часа.

Минут через пять после меня из аудитории вышел и Евгений Петрович. Проходя мимо, дружески улыбнулся.

С 1 декабря 1963 года я стал аспирантом Высшей Краснознаменной школы КГБ СССР имени Ф.Э. Дзержинского.

Первые два-три месяца учебы были для меня самыми трудными. Шла глубокая перестройка в сознании, в режиме работы и отдыха, менялся полностью ритм жизни: впервые после студенческой поры появилась возможность свободою распоряжаться своим временем. Трудно было привыкнуть к тому, что утром не надо идти на службу, а сидеть дома и читать книги; что нет писем и телеграмм из Парижа, на которые следует немедленно реагировать, и не надо по два-три раза в день ходить на доклад к начальству разного уровня.

Адаптировался к новой жизни месяца через три-четыре. За это время разработал план-проспект диссертации, определил круг оперативных дел и первоочередные источники из числа «закрытой» литературы, необходимые для использования в работе. С секретными материалами работал в архиве Главка и в спецбиблиотеке Школы. С открытыми - в Библиотеке имени Ленина, Исторической библиотеке и дома.

На кафедре меня приняли по-дружески. Имели значение возраст, звание и то, что за плечами был опыт закордонной работы. Месяцев через шесть меня включили в авторский коллектив по подготовке учебного пособия по теме, близкой к теме диссертации. Это была большая удача.

Научным руководителем мне назначили кандидата юридических наук доцента Евгения Борисовича Пескова. Он был выпускником МГИМО 1948 года. Это способствовало установлению между нами, можно сказать, неформальных отношений. Он не занимался мелочной опекой, руководил по-крупному. Я приходил к нему с готовыми кусками работы. Он читал, потом мы с ним обсуждали написанное. Что-то принималось сразу, что-то переделывалось, перекраивалось. С какими-то замечаниями, особенно по «технологии» научной работы, я соглашался без возражений, а когда речь шла о практической стороне деятельности спецслужб противника и нашей разведки за рубежом, тут завязывалась дискуссия, к которой подчас привлекались и преподаватели кафедры.

Заниматься наукой он учил не на словах, а на деле. Прежде всего, он сделал меня активным участником обсуждений различных учебных материалов и диссертаций, готовившихся на кафедре. Это было и интересно, и полезно, расширяло кругозор, помогало готовиться к кандидатскому экзамену по спецдисциплинам. Одновременно приобщал и к педагогической работе. Случилось так, что на кафедре одно время не было преподавателя, который мог бы вести семинары по страноведению в группах, специализировавшихся по

Франции. Это он поручил мне. Из всех занятий со слушателями самыми интересными были, пожалуй, практические занятия по вербовке агентуры и другим разделам программы. Это была тогда новая, изобретенная на кафедре, форма занятий, получившая позже широкое распространение.

Педагогическая практика, постоянное участие в работе кафедры, а после окончания аспирантуры и в работе кафедр политэкономии и иностранных языков, мне очень пригодились в дальнейшем, когда - в 1978 году - меня назначили начальником кафедры по одной из спецдисцинлин в Институте Первого главного управления КГБ СССР (ныне - Академия внешней разведки).

А пока я продолжал учиться в аспирантуре. Через некоторое время, написав диссертацию и успешно ее защитив, я стал старшим научным сотрудником научно-издательского отдела Высшей школы.

Через год после защиты диссертации мне было присуждено ученое звание «старший научный сотрудник», а вслед за ним - присвоено воинское звание «полковник».

За время работы в Высшей школе я много писал, был ответственным секретарем «Научных трудов», занимался организацией научно-теоретических конференций, читал лекции в самой Высшей школе, в учебных заведениях КГБ в Минске и Новосибирске, в Институте разведки, в оперативных подразделениях.

За это время подросли наши дети. В 1970 году дочь окончила среднюю школу и подала документы на исторический факультет МГУ.

Высшей Краснознамённой школе КГБ СССР я многим обязан. Но пришло время менять профессию, а правильнее сказать, вернуться к прежней.

Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации (Академия ФСБ России ) - высшее военное учебное заведение, осуществляющее подготовку офицеров Федеральной службы безопасности Российской Федерации и других российских спецслужб и спецслужб дружественных государств.

Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации
(Академия ФСБ России )
Прежние названия Центральная школа ОГПУ ,
(1930–1934)
Центральная школа ГУГБ НКВД
(1934–1939)
Центральная школа НКВД СССР
(1939–1952)
Высшая школа МГБ СССР
(1952–1954)
Высшая школа КГБ СССР им. Ф. Э. Дзержинского (1954–?)
Высшая школа им. Ф. Э. Дзержинского (?–1992)
Академия Министерства безопасности Российской Федерации (1992-?)
Год основания 26 апреля 1921 года
Начальник Сысоев Е.С.
генерал-полковник
Расположение СССР СССР → Россия Россия
Юридический адрес 119602, Москва , Мичуринский проспект , 70
Сайт academy.fsb.ru
Медиафайлы на Викискладе

Академия ФСБ России включает в себя (ИКСИ) и институт подготовки оперативного состава (ИПОС) в составе двух факультетов - следственного и контрразведывательного. Также существуют отдельные факультеты: переводческий, заочного обучения, спецфакультет для иностранцев, факультет подготовки руководящих кадров. С 2018 года начальником академии является генерал-полковник Е.С. Сысоев .

История

21 марта 1939 года Центральная школа ГУГБ НКВД СССР указом комиссара Госбезопасности Лаврентия Берии реорганизована в Высшую школу НКВД СССР .

К началу 1940-х годов каждый третий руководитель советских органов госбезопасности являлся выпускником курсов .

Выпускники школы 1960-80-х годов принимали участие в противодействии иностранным спецслужбам и проведении оперативно-боевых мероприятий. Звание Героя Советского Союза за выполнение специальных заданий в Афганистане получили В. Белюженко , Г. Зайцев , В. Карпухин , Б. Соколов .

Структура

Как отметил в 2001 году заместитель начальника академии генерал-майор Сергей Колобашкин, научной и преподавательской работой в академии занимаются 40 академиков и членов-корреспондентов различных академий наук, более 100 докторов и 400 кандидатов наук. По его словам, «за пять лет учёбы слушатели помимо фундаментальных контрразведывательных знаний получают полноценное юридическое образование, глубокую языковую и военную подготовку» .

Система дополнительного профессионального образования в академии включает повышение квалификации и переподготовку действующих сотрудников, а также специальную подготовку отобранных для службы в ФСБ людей с высшим образованием. Система дополнительного образования действует на всех факультетах, однако основным является факультет подготовки руководящих кадров (ФПРК).

В структуру Академии входит (ИКСИ), ведущий подготовку специалистов в области передачи, защиты и обработки информации. В 1949 году постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) была создана Высшая школа криптографов, а при механико-математическом факультете Московского государственного университета постановлением Совета Министров СССР - закрытое отделение. Позднее на основе их объединения был создан технический факультет Высшей школы КГБ СССР. С 1992 года технический факультет Высшей школы был преобразован в Институт криптографии, связи и информатики (ИКСИ). Основными направлениями подготовки являются: криптография , прикладная математика , информатика и вычислительная техника, электронная техника, радиотехника и связь.

Начальники

В 1950-1960-е годы Высшей школой КГБ СССР им. Ф. Э. Дзержинского руководили полковник А. Я. Ефимов, генерал-майор Е. И. Борисоглебский, генерал-майор А. Н. Куренков .

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года Высшая школа им. Ф. Э. Дзержинского и Академия пограничных войск слиты в Академию Министерства безопасности Российской Федерации .

Абитуриенты

Ранее принимали только прошедших службу в армии, теперь большинство поступает сразу после школы .