Главная · Питание · Тридентский собор и важнейшие результаты его работы. Тридентский собор Место проведения вселенского собора 1545 1563

Тридентский собор и важнейшие результаты его работы. Тридентский собор Место проведения вселенского собора 1545 1563

Ход Контрреформации

С 1524 г. римская церковь систематически посылала во все епархии Италии, особенно на север, суровые инструкции по борьбе с ересью. В 1536 г. вышла булла Павла III (1534-1549), угрожавшая отлучением от церкви за всякую апелляцию к собору и ставившая духовенство в привилегированное положение в случае привлечения духовного лица к суду.

В 1542 г. появилась булла «Licetabinitio». Она учреждала в Риме центральный инквизиционный трибунал с широкими правами. Его власть распространялась на все страны, он боролся с ересью и приговорил таких деятелей эпохи как Дж. Бруно и Дж. Ч. Ванини.

Папа Павел III способствовал обновлению церкви, «положил начало идейно-теоретической подготовке антиреформационногонаступления». При нем важные посты в курии и архиепископствах заняли такие деятели, как кардинал ГаспароКонтарини, ДжакопоСадолето и «отец неаполитанско-испанской инквизиции кардинал Караффа». Караффа в 1543 г. наложил запрет на печать любых книг без разрешения инквизиции. Позже, уже в 1559 г., был впервые издан «Индекс запрещенных книг», который рассылался во все уголки католического мира. Те издания, которые входили в него, не могли быть официально напечатаны, их запрещалось иметь у себя. Среди таких книг были работы Лоренцо Валлы, Макиавелли, Ульриха фон Гуттена, Боккаччо, Эразма Роттердамского.

Тридентский Собор

15 марта 1545 г. открылся Вселенский собор в городе Тренто (по лат. Тридент), названный Тридентским собором. В булле папы, посвященной открытию собора, обозначались его задачи: определение католической веры и реформа церкви. Также постулировалась необходимость систематизации и унификации католического учения. Целью созыва этого собора было поднятие авторитета католицизма и его упрочнение.

Постановления Тридентского собора

В решениях собора говорилось о функции церкви как посредника в достижении спасения. Вера, благодеяния и посредничество церкви, именно такой путь к спасению постулировался на Тридентском соборе. Подтверждалась непоколебимость церковных иерархии, таинств и традиций. Тридентский собой в первый период своих заседаний подтвердил схоластическое учение средних веков об оправдании и, таким образом, окончательно сломал мост между католиками и протестантами. Было закреплено, что Священное предание также является источником веры, что отрицали протестанты. Все это означало, что разрыв католицизма с протестантизмом был окончательным. Из-за реформационного движения католической церкви необходимо было объединиться. Но в это время были уже довольно сильны национальные церкви, желавшие ограничить власть папства, поставить выше его решений решения соборов. Но собор посчитал, что единственной силой, способной объединить церковь, было именно папство. Поэтому Тридентский собор закрепил верховенство власти понтификов. «Критерием верности церкви стала верность папству».

Среди решений собора были и важные в плане реформирования церкви пункты. Так, раз в год в епархиях и раз в три года в провинциях должны были проводиться синоды. Вводились меры по пресечению злоупотреблений, подрывавших авторитет церкви - торговли церковными должностями, вымогательства, сосредоточения в одних руках нескольких бенефициев, присутствия на церковных должностях лиц, не имеющих духовного сана. Подчеркивалась роль исповеди, других церковных таинств. Признавалась недопустимость торговли индульгенциями. Также важным постановлением собора было решение создать по возможности в каждой епархии семинарии, в которых обучались бы священники. Образование должно был идти по реформаторскому типу. Таки образом, подготавливалась основа для обновления нравов как в среде духовенства, так и в среде мирян, которых бы вела за собой католическая церковь.

Решения собора претворялись в жизнь не сразу. Национальные церкви не желали соглашаться с получением папой права назначать и смещать служителей церкви во всех странах. При папе Григории XIII при дворах европейских монархов были учреждены постоянные нунциатуры (дипломатические представительства).

Иезуиты создавали свои учебные заведения с целью давать образование в духе обновленного католицизма. Император Фердинанд I создал университеты в Вене и Праге. Если протестанты предоставляли князьям, перешедшим в их веру, возможность объединить в своих руках и светскую, и религиозную власть, то и Контрреформация давала такую же возможность. «С согласия папы, даже в союзе с ним, они могли сохранить за собой свои приобретения, и их влияние в католической церкви росло (с образованием тесного союза светской власти и папы)». Такое решение было обусловлено тем, что за правителем в вопросах веры в большинстве случаев следовало и дворянство. Таким образом, чтобы не потерять авторитета и усилить влияние, церкви необходимо было дать большую свободу светской власти. Союз духовной и светской властей предполагал и усиление влияния государственных интересов на избрание пап. В середине XVI века появилось право «государственного вето». Кардиналы-представители той или иной страны были проводниками воли государства, они выдвигали вместо нежелательного для светской власти кандидата на папский престол другого, угодного им. Император Карл V впервые дал указание кардиналам империи, за кого голосовать. Габсбурги обеих ветвей сделали право «вето» своим привычным правом. Позже им пользовались и другие европейские монархи.

В результате Контрреформации Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.

ИЕЗУИТЫ - В 1540 году для борьбы с Реформацией папа римский Павел III утвердил «Общество Иисуса», или орден иезуитов. Основание этого ордена было одним из важнейших проявлений начавшихся в то время гонений на сторонни­ков Реформации. Орден иезуитов был основанв 1534 испанским дворянином Игнатием Лойолой, причисленным за это к лику святых. Первые иезуиты начали свою деятельность в Париже, где в то время учился Лойола. После утверждения ордена Лойола был назначен его генералом, и число членов ордена стало стремительно возрастать. В начале XVII века их было уже больше 30000. В отличие от других монахов, иезуиты не имели своих монастырей. Основным полем их деятельности стали учебные заведения в разных странах Европы. В 1574 году орден контролировал 125 учебных заведений, а в XVII веке их число увеличилось в три раза. Так к концу XVII века орден иезуитов превратился в самую влиятельную и могущественную церковную органи­зацию. Это даже побудило папу Иннокентия X ограничить полномочия генерала ордена. Для иезуитов был установлен особый костюм, мало чем отличавшийся от светской одежды. Принципом орде­на всегда было положение, что «цель оправдывает средст­ва». За свою долгую историю иезуиты накопили огромные богатства. В настоящее время члены ордена владеют землями, предприятиями в самых различных странах мира.

(Триентский) - Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в так называемой католической реакции. В течение второй половины XV в. раздаются со всех сторон Зап. Европы требования созвания вселенского собора ввиду неурядиц в католической церкви. Латеранский собор (1512-1517), созванный папою Юлием II в противовес пизанскому, не привел ни к каким серьезным преобразованиям, так что в XVI в. не перестают повторяться требования о созвании нового собора. Когда реформационное движение стало быстро развиваться в Германии, то и сам император Карл V начал настойчиво домогаться созвания собора. Лютеране надеялись вначале, что им удастся устроить примирение между своим учением и католическим при помощи совместного обсуждения религиозных вопросов богословами обоих исповеданий. Папы, однако, относились с большими опасениями к проектам созвания вселенского собора. Воспоминания о базельском соборе заставляли их опасаться, что, при настроении общества XVI ст., авторитету их может быть нанесен более сильный ущерб, чем тот, который они чуть было не понесли в XV в. Папа Климент VII (1523-1534), несмотря на обещания, данные Карлу V, созвать вселенский собор для реформирования католической церкви π устранения в ней раскола, умер, не созвав собора. Новый папа Па-вел III (1534-49) получил тиару под условием собрать собор. Действительно, буллою от 12 июня 1536 г. он созвал его на май месяц следующего года в Мантуе. Война Карла V с Франциском I помешала собору состояться. После свидания императора с папою в Лукке в 1541 г., Павел III созвал собор на ноябрь 1542 г., но и на этот раз он не собрался, так как между императором и Францией началась четвертая война. После новых триумфов Карла V в этой войне, окончившейся миром в Креспи (18 сентября 1544 г.), папа созвал собор (буллою от 19 ноября 1544 г.) в Тридент (Триент: город в южн. Тироле, см.) на март 1545 г. Духовенство съезжалось на собор чрезвычайно медленно, так что торжественное открытие его могло состояться только 13 дек. 1545 г., и то в присутствии небольшого числа лиц. Протестанты отказались явиться на собор. Римская партия позаботилась о том, чтобы не выпускать из своих рук ведения дел и не допустить провозглашения принципа, что авторитет собора выше авторитета пап, как это случилось в Базеле. Чтобы обеспечить за собою перевес, она добилась постановления, чтобы голосование происходило не по нациям, а поголовно (число итальянских епископов, прибывших в Тридент, значительно превышало число их из других стран) и чтобы решающий голос был предоставлен только епископам. Председательство на соборе принадлежало трем кардиналам (Дель Монте, Червино и Регинадьду Полю), которые постоянно получали подробнейшие инструкции из Рима. Право ставить и возбуждать вопросы принадлежало исключительно им. Рассмотрение каждого поставленного вопроса происходило ранее в частных комиссиях или конгрегациях, где их обсуждали ученые богословы. Подготовленные таким образом к решению, вопросы поступали на рассмотрение генеральных конгрегаций или комиссий, состоявших из епископов. Когда последние приходили по данному предмету к окончательному соглашению, их решение принималось и утверждалось в торжественном публичном заседании всего собора. Папа желал, чтобы предварительно были рассмотрены вопросы догматические. Это не соответствовало видам императора и партии, сознававшей необходимость безотлагательного искоренения злоупотреблений в церкви. Большинство собора приняло 22 января 1546 г. решение, чтобы одни конгрегации занялись догматическими вопросами, а другие - делом внутренней реформы церкви. Между тем, усилившееся после разгрома немецких протестантов (1546) политическое влияние императора начало вызывать сильные опасения у папы. Он

боялся, что Карл V станет производить сильное давление на собор, чтобы провести все свои требования и умалить авторитет папы. Поэтому Павел III считал для себя безопаснее, чтобы заседания собора происходили поближе к Риму, в каком-либо итальянском городе, и под предлогом, будто бы в Триденте вспыхнула чума, перевел его в начале 1547 г. в Болонью. Только 18 епископов отказались оставить Тридент. В Болонье собор существовал лишь по имени, и 17 сентября 1549 г. папа распустил его. Юлий III (1550-1555), уступая требованиям императора, вновь созвал собор в Тридент на 1 мая 1551 г. На этот раз явились сюда даже светские послы от некоторых протестантских князей, а также приехали вюртембергские богословы, привезшие свое исповедание веры, и саксонские, для которых Меланхтон на этот случай составил "Confessio doctrinae Saxonicae". Впрочем, протестантские богословы недолго оставались в Триденте, так как вскоре убе-дились, что приезд их туда был совершенно бесплоден. Менее чем через год собор должен был опять прекратить свои заседания (28 апреля 1552 г.), ввиду опасности со стороны войск Морица Саксонского, двинувшегося в Тироль против императора. Расходясь, собор постановил собраться через два года; но заседания его были открыты в третий раз лишь 10 лет спустя (18 января 1562 г.) при совершенно изменившихся политических условиях, когда, после Аугсбургского религиозного мира в Германии, не могло быть и речи о компромиссе между лютеранизмом и католицизмом. Император Фердинанд I, французы и испанцы потребовали, чтобы собор произвел коренные реформы в церкви и сделал уступки по некоторым догматическим вопросам в протестантском духе. Папа Пий IV избежал исполнения этих требований, отправив к императору кардинала Мороне, который уговорил его не настаивать на выполнении предъявленной им программы реформ. Склонил Пий IV на свою сторону и французского посла, Лотарингского, а также Филиппа II Испанского; притом французы перессорились в Триденте с испанцами, так что действовали несолидарно. Собор продолжал свои занятия в том же направлении, как и прежде. Работа его подвигалась вперед быстро, и собор 4 дек. 1563 г. был уже закрыт. Буллою Benedictus Deus (26 янв. 1564 г.) Пий IV утвердил его постановления. Постановления Т. собора распадаются на Decreta и Canones. В Decreta изложены догматы католической веры и постановления, касающиеся церковной дисциплины; в Canones кратко перечислялись положения протестантского вероучения, с оговоркой, что они предаются анафеме. В Триденте вновь было подтверждено, что авторитет пап выше авторитета соборов. Все догматы католической религии были оставлены неприкосновенными, в том виде, как они были выработаны в средние века. Возвышая папский авторитет, Т. собор значительно увеличил и власть епископов в их диоцезах, предоставив им более широкие права надзора за духовенством, как белым, так и черным. Строго было подтверждено, что епископы должны постоянно пребывать в своих епархиях. Обращено было внимание и на лучшую постановку проповеди в церквах и на подготовку хороших священников. С этою целью рекомендовалось епископам устраивать специальные учебные заведения - семинарии. Коренных реформ in capite et in membris, которых с таким нетерпением ожидали в католической церкви, произведено не было. Все значение Т. собора сводилось, главным образом, к тому, что он непоколебимо установил догматы католической религии. До него даже духовные лица, занимавшие высокое положение в католической иерархии, были склонны смотреть на некоторые вопросы - напр., на оправдание верою - с протестантской точки зрения. Теперь не могло быть более и речи о каких-либо уступках протестантским взглядам; всяким сомнениям и колебаниям, что считать ересью, был окончательно положен предел. В 1564 г. была составлена так называемая "Professio fidei Tridentina", и все духовные лица и профессора университетов должны были присягать, что ей вполне следуют. Постановления Т. собора были немедленно подписаны представителями императора Фердинанда I, но на аугсбургском сейме 1566 г. было заявлено, что Германия не может принять их без некоторых ограничений. Немедленно они были приняты лишь Португалией, Савойей и Венецией. Филипп II Испанский разрешил опубликовать в своих владениях постановления Т. собора, но с оговорками, которые не допускали стеснения прав короля на назначение духовных лиц и ограничения его влияния на духовную юрисдикцию. В Польше постановления Т. собора были приняты в 1577 г. на петроковском синоде. Во Франции они не были официально приняты; только духовенство на своем генеральном собрании в 1615 г. объявило, что подчиняется им.

Литература. Официальное издание "Canones et Décréta Sacrosancti Concilii Tridentini" последовало в Риме в 1564 г. (критические издания: Le Plat, Антвер., 1779; Eichte, Лпц., 1853 и друг.). Соч. Сарпи: "Istoria del Concilie Tridentino" (Лонд., 1619, 2-е изд. - лучшее, Женева, 1629) написано в духе оппозиционном папству. Против Сарпи иезуит Sforza Pallavicini написал "Istoria del Concilio di Trento" (Рим, 1656). См. еще Le Plat, "Monumentorum ad historiam concilii Tridentini spectantium amplissima collectio" (Лувен, 1781-1787); (Theiner), "Die Geschäftsordnung des Concils von Trient" (Вена, 1871); Sickel, "Zur Geschichte des Concils von Trient" (Вена, 1872); Theiner, "Acta genuina Oecumenici Concilii Tridentini" (Загреб, 1874); Druffel, "Monumenta Tridentina" (Мюнхен, 1884-1897; с 4-го выпуска издатель Karl Brandi); Döllinger, "Berichte und Tagebücher zur Geschichte des Concils von Trident" (Нердлинген, 1876); Maynier. "Etude historique sur le concile de Trente" (Пар., 1874); Philippson, "La Contre-Révolution religieuse au XVI siècle" (1884); Philippson, "Westeuropa im Zeitalter, von Philipp II, Elisabeth und Heinrich IV" (Берл., 1882); Dejob, "De l"influence du concile de Trente sur la littérature et les beaux arts chez les peuples catholiques" (Пар., 1884).

Н. Л -ч.

Триентский собор, - вселенский собор католич. церкви, заседавший в гг. Триент (нем. Trient, лат. Tridentum, итал. Trento) (1545-47, 1551-52, 1562-63) и Болонья (1547-1549). Определил доктрину и церк. политику католицизма эпохи Контрреформации. Т. с. был созван в связи с успехами Реформации по настоянию многих прелатов и имп. Карла V (стремившегося покончить с религ. раздорами в империи и реформировать церковь в духе требований соборного движения); открыт рим. папой Павлом III (избранным папой при условии созыва собора) в Триенте 13 дек. 1545. С самого начала на соборе определились 2 тенденции. Партия императора, поддержанная в ряде случаев делегациями Франции и Испании, настаивала на решении в первую очередь вопросов о реформе церкви, об искоренении злоупотреблений духовенства; она считала также возможными нек-рые уступки протестантам в области догматики. Папская партия заняла непримиримую позицию, выдвигая гл. задачей Т. с. укрепление церк. единства в борьбе с реформац. движением...

Тридентский собор

Триентский собор, вселенский собор католической церкви, заседавший в 1545-47, 1551-52, 1562-63 в г. Триент [нем. Trient, лат. Tridentum, современный Тренто (итал. Trento)], в 1547-49 - в Болонье. Был созван в связи с успехами Реформации по настоянию многих прелатов и императора Карла V (стремившегося покончить с религиозными раздорами в империи и реформировать церковь в духе требований соборного движения (См. Соборное движение)). Открыт римским папой Павлом III. Наметились 2 лагеря: лагерь, возглавлявшийся императором, настаивал на реформе церкви, искоренении злоупотреблений духовенства, считал допустимыми некоторые уступки протестантам в области догматики; лагерь папы настаивал на укреплении церковного единства в борьбе с реформационным движением, на решении догмат...

19-й Вселенский собор (согласно принятому в Римско-католической церкви счету), открылся 13 декабря 1545 в Триенте (совр. Тренто, Италия) при папе Павле III, а закрылся там же 4 декабря 1563 в понтификат Пия IV. Несмотря на значительные перерывы и многочисленные осложнения, связанные с позициями светских государей и протестантских лидеров, собор достиг свои цели: дать догматические определения традиционных католических доктрин, подвергавшихся нападкам со стороны протестантов, и начать подлинную реформу внутри церкви. Число отцов собора (епископов и других прелатов с правом голоса), участвовавших в его работе, колебалось: на первой сессии присутствовали 34 участника, а на двадцать пятой и последней - 215. Им помогали теологи-консультанты, среди которых были знаменитые доминиканцы Катарино и Сото, иезуиты Лайнес и Сальмерон. На собор были приглашены протестантские богословы, но они отказались принять участие в дебатах. Наиболее важные декреты собора касались первородного греха, оправдания...

Триентский собор - вселенский собор католической церкви, заседал в 1545-1547, 1551-1552, 1562-1563 гг. в г. Трента (по-немецки Триент), в 1 547-1549 гг. в Болонье. Закрепил средневековые догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами, усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Решения Т. С. стали программой Контрреформации.

Тридентский собор

(Триентский) - Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в так называемой католической реакции. В течение второй половины XV в. раздаются со всех сторон Зап. Европы требования созвания вселенского собора ввиду неурядиц в католической церкви. Латеранский собор (1512-1517), созванный папою Юлием II в противовес пизанскому, не привел ни к каким серьезным преобразованиям, так что в XVI в. не перестают повторяться требования о созвании нового собора. Когда реформационное движение стало быстро развиваться в Германии, то и сам император Карл V начал настойчиво домогаться созвания собора. Лютер...

ТРИДЕНТСКИЙ собор (Триентский собор) - вселенский собор католической церкви, заседал в 1545-47, 1551-52, 1562-63 в г. Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547-49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами, усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Решения Тридентского собора стали программой Контрреформации.

Тридент →
Словник : Томбигби - Трульский собор . Источник: т. XXXIIIa (1901): Томбигби - Трульский собор, с. 816-818 ( · индекс )


Тридентский (Триентский) собор. - Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в так называемой католической реакции. В течение второй половины XV в. раздаются со всех сторон Зап. Европы требования созвания вселенского собора ввиду неурядиц в католической церкви. Латеранский собор (1512-1517), созванный папою Юлием II в противовес пизанскому, не привел ни к каким серьезным преобразованиям, так что в XVI в. не перестают повторяться требования о созвании нового собора. Когда реформационное движение стало быстро развиваться в Германии, то и сам император Карл V начал настойчиво домогаться созвания собора. Лютеране надеялись вначале, что им удастся устроить примирение между своим учением и католическим при помощи совместного обсуждения религиозных вопросов богословами обоих исповеданий. Папы, однако, относились с большими опасениями к проектам созвания вселенского собора. Воспоминания о базельском соборе заставляли их опасаться, что, при настроении общества XVI ст., авторитету их может быть нанесен более сильный ущерб, чем тот, который они чуть было не понесли в XV в. Папа Климент VII (1523-1534), несмотря на обещания, данные Карлу V, созвать вселенский собор для реформирования католической церкви π устранения в ней раскола, умер, не созвав собора. Новый папа Па-вел III (1534-49) получил тиару под условием собрать собор. Действительно, буллою от 12 июня 1536 г. он созвал его на май месяц следующего года в Мантуе. Война Карла V с Франциском I помешала собору состояться. После свидания императора с папою в Лукке в 1541 г., Павел III созвал собор на ноябрь 1542 г., но и на этот раз он не собрался, так как между императором и Францией началась четвертая война. После новых триумфов Карла V в этой войне, окончившейся миром в Креспи (18 сентября 1544 г.), папа созвал собор (буллою от 19 ноября 1544 г.) в Тридент (Триент: город в южн. Тироле, см.) на март 1545 г. Духовенство съезжалось на собор чрезвычайно медленно, так что торжественное открытие его могло состояться только 13 дек. 1545 г., и то в присутствии небольшого числа лиц. Протестанты отказались явиться на собор. Римская партия позаботилась о том, чтобы не выпускать из своих рук ведения дел и не допустить провозглашения принципа, что авторитет собора выше авторитета пап, как это случилось в Базеле. Чтобы обеспечить за собою перевес, она добилась постановления, чтобы голосование происходило не по нациям, а поголовно (число итальянских епископов, прибывших в Тридент, значительно превышало число их из других стран) и чтобы решающий голос был предоставлен только епископам. Председательство на соборе принадлежало трем кардиналам (Дель Монте, Червино и Регинадьду Полю), которые постоянно получали подробнейшие инструкции из Рима. Право ставить и возбуждать вопросы принадлежало исключительно им. Рассмотрение каждого поставленного вопроса происходило ранее в частных комиссиях или конгрегациях, где их обсуждали ученые богословы. Подготовленные таким образом к решению, вопросы поступали на рассмотрение генеральных конгрегаций или комиссий, состоявших из епископов. Когда последние приходили по данному предмету к окончательному соглашению, их решение принималось и утверждалось в торжественном публичном заседании всего собора. Папа желал, чтобы предварительно были рассмотрены вопросы догматические. Это не соответствовало видам императора и партии, сознававшей необходимость безотлагательного искоренения злоупотреблений в церкви. Большинство собора приняло 22 января 1546 г. решение, чтобы одни конгрегации занялись догматическими вопросами, а другие - делом внутренней реформы церкви. Между тем, усилившееся после разгрома немецких протестантов (1546) политическое влияние императора начало вызывать сильные опасения у папы. Он боялся, что Карл V станет производить сильное давление на собор, чтобы провести все свои требования и умалить авторитет папы. Поэтому Павел III считал для себя безопаснее, чтобы заседания собора происходили поближе к Риму, в каком-либо итальянском городе, и под предлогом, будто бы в Триденте вспыхнула чума, перевел его в начале 1547 г. в Болонью. Только 18 епископов отказались оставить Тридент. В Болонье собор существовал лишь по имени, и 17 сентября 1549 г. папа распустил его. Юлий III (1550-1555), уступая требованиям императора, вновь созвал собор в Тридент на 1 мая 1551 г. На этот раз явились сюда даже светские послы от некоторых протестантских князей, а также приехали вюртембергские богословы, привезшие свое исповедание веры, и саксонские, для которых Меланхтон на этот случай составил «Confessio doctrinae Saxonicae». Впрочем, протестантские богословы недолго оставались в Триденте, так как вскоре убе-дились, что приезд их туда был совершенно бесплоден. Менее чем через год собор должен был опять прекратить свои заседания (28 апреля 1552 г.), ввиду опасности со стороны войск Морица Саксонского, двинувшегося в Тироль против императора. Расходясь, собор постановил собраться через два года; но заседания его были открыты в третий раз лишь 10 лет спустя (18 января 1562 г.) при совершенно изменившихся политических условиях, когда, после Аугсбургского религиозного мира в Германии, не могло быть и речи о компромиссе между лютеранизмом и католицизмом. Император Фердинанд I, французы и испанцы потребовали, чтобы собор произвел коренные реформы в церкви и сделал уступки по некоторым догматическим вопросам в протестантском духе. Папа Пий IV избежал исполнения этих требований, отправив к императору кардинала Мороне, который уговорил его не настаивать на выполнении предъявленной им программы реформ. Склонил Пий IV на свою сторону и французского посла, Лотарингского, а также Филиппа II Испанского; притом французы перессорились в Триденте с испанцами, так что действовали несолидарно. Собор продолжал свои занятия в том же направлении, как и прежде. Работа его подвигалась вперед быстро, и собор 4 дек. 1563 г. был уже закрыт. Буллою Benedictus Deus (26 янв. 1564 г.) Пий IV утвердил его постановления. Постановления Т. собора распадаются на Decreta и Canones. В Decreta изложены догматы католической веры и постановления, касающиеся церковной дисциплины; в Canones кратко перечислялись положения протестантского вероучения, с оговоркой, что они предаются анафеме. В Триденте вновь было подтверждено, что авторитет пап выше авторитета соборов. Все догматы католической религии были оставлены неприкосновенными, в том виде, как они были выработаны в средние века. Возвышая папский авторитет, Т. собор значительно увеличил и власть епископов в их диоцезах, предоставив им более широкие права надзора за духовенством, как белым, так и черным. Строго было подтверждено, что епископы должны постоянно пребывать в своих епархиях. Обращено было внимание и на лучшую постановку проповеди в церквах и на подготовку хороших священников. С этою целью рекомендовалось епископам устраивать специальные учебные заведения - семинарии. Коренных реформ in capite et in membris, которых с таким нетерпением ожидали в католической церкви, произведено не было. Все значение Т. собора сводилось, главным образом, к тому, что он непоколебимо установил догматы католической религии. До него даже духовные лица, занимавшие высокое положение в католической иерархии, были склонны смотреть на некоторые вопросы - напр., на оправдание верою - с протестантской точки зрения. Теперь не могло быть более и речи о каких-либо уступках протестантским взглядам; всяким сомнениям и колебаниям, что считать ересью, был окончательно положен предел. В 1564 г. была составлена так называемая «Professio fidei Tridentina», и все духовные лица и профессора университетов должны были присягать, что ей вполне следуют. Постановления Т. собора были немедленно подписаны представителями императора Фердинанда I, но на аугсбургском сейме 1566 г. было заявлено, что Германия не может принять их без некоторых ограничений. Немедленно они были приняты лишь Португалией, Савойей и Венецией. Филипп II Испанский разрешил опубликовать в своих владениях постановления Т. собора, но с оговорками, которые не допускали стеснения прав короля на назначение духовных лиц и ограничения его влияния на духовную юрисдикцию. В Польше постановления Т. собора были приняты в 1577 г. на петроковском синоде. Во Франции они не были официально приняты; только духовенство на своем генеральном собрании в 1615 г. объявило, что подчиняется им.

Литература. Официальное издание «Canones et Décréta Sacrosancti Concilii Tridentini» последовало в Риме в 1564 г. (критические издания: Le Plat, Антвер., 1779; Eichte, Лпц., 1853 и друг.). Соч. Сарпи: «Istoria del Concilie Tridentino» (Лонд., 1619, 2-е изд. - лучшее, Женева, 1629) написано в духе оппозиционном папству. Против Сарпи иезуит Sforza Pallavicini написал «Istoria del Concilio di Trento» (Рим, 1656). См. еще Le Plat, «Monumentorum ad historiam concilii Tridentini spectantium amplissima collectio» (Лувен, 1781-1787); (Theiner), «Die Geschäftsordnung des Concils von Trient» (Вена, 1871); Sickel, «Zur Geschichte des Concils von Trient» (Вена, 1872); Theiner, «Acta genuina Oecumenici Concilii Tridentini» (Загреб, 1874); Druffel, «Monumenta Tridentina» (Мюнхен, 1884-1897; с 4-го выпуска издатель Karl Brandi); Döllinger, «Berichte und Tagebücher zur Geschichte des Concils von Trident» (Нердлинген, 1876); Maynier. «Etude historique sur le concile de Trente » (Пар., 1874); Philippson, «La Contre-Révolution religieuse au XVI siècle » (1884); Philippson, «Westeuropa im Zeitalter, von Philipp II, Elisabeth und Heinrich IV» (Берл., 1882); Dejob, «De l’influence du concile de Trente sur la littérature et les beaux arts chez les peuples catholiques » (Пар., 1884).

Католики именуют Тридентский собор, начавшийся в 1545 году, Вселенским, хотя на нем не присутствовали представители иных христианских конфессий. Этот церковный форум внес огромный вклад в возрождение католицизма.

Догматы, принятые Собором половину тысячелетия назад, практически без изменений используются католиками и ныне. Поэтому он считается наиважнейшим с того времени, когда протестанты заявили о своем несогласии с Римом и началась Реформация.

Что такое Тридентский собор

XIX Вселенский собор, как он именуется в анналах Западных христиан, вошел в историю как контрреформационный. Он был организован для того, чтобы сдержать наступление протестантов, восстановить пошатнувшиеся позиции Католической церкви, а также института папства.

Происхождение понятия и значение термина

Соборами - в христианской церкви вообще и в католической в частности - называются собрания епископата во главе с предстоятелем, в данном случае Папой Римским, где принимаются решения по различным вопросам церковной жизни.

На подобном собрании:

  • обсуждаются проблемы догматики;
  • выносятся постановления, касающиеся политики церкви;
  • принимаются меры дисциплинарного воздействия на тех или иных священнослужителей.

Собор получил свое наименование по названию города Триента (по-латыни он назывался Tridentum, а ныне именуется Тренто), в монастырском комплексе которого он открылся повелением Папы Павла III 13 декабря 1545 года и там же завершился через 18 лет.

История Тридентского собора

Необходимость созыва такого собрания была продиктована не только и не столько разрешением догматических проблем, возникших в результате «Лютеровой ереси». Вопрос стоял о выживании Церкви в принципе.


Предпосылки собрания

К концу XV века Католическая церковь находилась, казалось бы, на пике своего могущества. В ее руках, за счет десятины и продажи индульгенций, были сосредоточены огромные богатства. На фоне обнищания большинства верующих пышность, сопровождавшая жизнь священников, не шла на пользу Церкви.

Простые христиане, посещая храмы, не могли понять смысла богослужения, которое велось на латыни. Нужно сказать, что и многие священники не знали этого языка, просто заучивая наизусть литургические тексты.

Это понимали их прихожане, в глазах которых авторитет священников неуклонно падал.

Окончательно же он пошатнулся, когда в продажу начали массово поступать знаменитые «индульгенции», купив которые можно было освободиться от любого, даже самого тяжкого греха. К примеру, знаменитый Балтазар Косса, будучи на папском престоле, убийство матери или отца оценивал в 1 дукат, убийство жены стоило в два раза дороже, а тот, кто зарезал священника, мог избавиться от вечных мук за 4-10 дукатов в зависимости от сана убиенного.

Предтечами реформации, то есть церковного раскола, вызванного недовольством большого числа верующих политикой Рима, были писатели-гуманисты.

Среди них:

  1. Эразм Роттердамский, создавший памфлет «Похвала глупости», обличал в нем пороки служителей церкви.
  2. Немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен, будучи сторонником объединения расколотой на отдельные княжества Германии, обвинял папские власти в противодействии этому объединению.

Несомненно, труды гуманистов читал и Лютер, и недаром именно Германия стала колыбелью Реформации.


Опасность церковного раскола, поддержанного многими светскими правителями, заставила Рим начать подготовку к переговорам с лидерами «схизматиков». Сперва планировалось провести заседание специально созданного совета с участием понтифика и самых влиятельных деятелей Реформации. Речи о собрании, призванном расставить точки над " і" в тянувшемся уже несколько лет конфликте, не шло. Но и дискуссия не состоялась.

Будучи человеком религиозным, искренне веруя во Христа, Лютер восстал не против христианства, а против церковных канонов.

Он выдвинул всем понятные требования:

  • разрешить священникам жениться;
  • прекратить продажу индульгенций;
  • не поклоняться иконам и скульптурам Христа и святых;
  • признать Библию единственным источником веры.

Понятно, что Рим не мог пойти на столь беспрецедентные изменения столетиями неизменных канонов. Выразителем интересов Папского престола послужил католический монарх, император Священной Римской империи Карл V, который созвал в Вормсе в 1521 году рейхстаг, куда вызвал Лютера.

На заседании лидеру Реформации предложили отречься от своей ереси, тот отказался и после неудавшегося покушения на него вынужден был скрываться в замках поддерживавших Реформацию аристократов. Впрочем, раскол это не остановило, и когда Карл V потребовал от всех подданных Империи вернуться в лоно Католической церкви, 5 германских княжеств и 14 вольных городов выразили решительный протест.

Отсюда и пошло обозначение отколовшихся от Рима – «протестанты».

Реформация потрясла Церковь и вынудила ее принять ответные меры. Вновь запылали костры, на которых сжигали уже не ведьм, а протестантов. Был создан «индекс запрещенных книг», куда орден иезуитов, на который были возложены обязанности главного цензора, вносил подлежащие уничтожению антиклерикальные произведения. Одна за другой появлялись папские буллы, направленные против еретиков. Началась Контрреформация.

Однако многие оставшиеся верными Риму христиане надеялись, что ситуацию можно урегулировать. В числе таких оптимистов были и некоторые иерархи, настаивавшие на примирении, для которого нужно было сделать шаг навстречу протестантам и провести реформу Церкви. Эти епископы и кардиналы вкупе со многими монархами Европы настояли на проведении полномасштабного собрания, хотя Папа Павел III был против.


Исторические события

Тридентский собор 1545–1563 годов начался весьма неудачно.

На церемонии открытия присутствовало всего 10 епископов, не намного больше участвовало и в первых заседаниях. Такой демарш иерархов был вызван спорами между Папой, императором и королем Франции о месте проведения Собора. Если Карл V настаивал на выборе города в границах Священной Римской империи, а французский король приглашал Папу в Авиньон, бывший в свое время местом так называемого «авиньонского пленения» римских понтификов, то Папа желал провести собрание в Италии.

Компромиссным вариантом стал Триент, располагавшийся на границе империи, Франции и Италии.

Споры вызвала и повестка дня. Понтифик настаивал на обсуждении спорных догматов, император же хотел ограничиться рассмотрением только дисциплинарных вопросов. Кроме того, в среде иерархов вновь разгорелся старый конфликт вокруг вопроса, кому принадлежит верховная власть в Церкви. Часть епископов настаивала на верховенстве Собора, другие утверждали, что слово Папы является законом, а Собор – лишь совещательный орган. Да и некоторые светские государи Европы были настроены негативно. Все это и помешало большинству иерархов прибыть на собрание вовремя.

В результате долгих интриг победу одержал Папа Павел III. Благодаря тому, что в первые дни на Соборе его сторонники имели подавляющее большинство, трое назначенных Папой легатов по очереди председательствовали на заседаниях, получив исключительное право предлагать вопросы для обсуждения.

Они полностью контролировали организацию собрания, и благодаря этому было отменено принятое больше ста лет назад в Констанце решение о голосовании по национальному признаку.

Такое голосование давало преимущество европейским монархам, державшим в своих руках национальные фракции. Индивидуальное же голосование предполагалось сделать тайным, что позволяло иерархам без оглядки на князей, королей и императора принять сторону Папы.


Сама работа собрания, на которое прибыло достаточное для кворума количество корифеев Церкви, была организована следующим образом. Легаты Папы вносили вопрос в повестку дня, затем они обсуждались учеными-теологами и знатоками канонического права. По результатам обсуждения готовился и выносился на рассмотрение епископов документ с изложением различных мнений. Окончательное решение принимали полномочные участники собрания.

Собор , продолжавшийся 18 лет, разделился три этапа. Во время двух первых этапов иерархи занимались только опровержением тезисов протестантства, а третий был посвящен разработке программы реформы Церкви.

За три года руководства Собором Павлом III, с 1545 по 1547 (в 1548 году заседания происходили в Болонье), ни один декрет окончательно сформулирован не был. Тем не менее принятые впоследствии решения были основаны на результатах прошедших в этот период дискуссий о евхаристии и индульгенциях.

В церковной и гражданской юриспруденции стало основополагающим признание недействительными браков, заключенных в отсутствии свидетелей, даже при обоюдном согласии вступающих в брак.

Второй этап, проходивший в Триденте при понтификате Юлия III с 1551 по 1552 год, ознаменовался конфликтом между протестантом Морицем Саксонским и католическим императором.

В результате этого противостояния стали невозможными непосредственные контакты с лидерами Реформации, способствующие общим усилиям во имя соединения церквей.

Что касается канонических документов, то на этом этапе Тридентского собора были приняты:

  • правила евхаристии;
  • исповеди;
  • причащения больных;
  • определены права и обязанности епископов.

Папе Пию IV, при понтификате которого Собор проходил с 1562 по 1563 год, удалось преодолеть острейший кризис. Практически все германские княжества обратились в протестантство, их духовные и светские владыки категорически отказались от участия в Соборе, который был близок к коллапсу. Тем не менее роспуск Собора удалось предотвратить. Мало того, усилиями Папы, князей Церкви и представителей светских монархов на нем приняли решения и определили программу действий, позволившую предотвратить гибель Католической церкви.

На решения Собора повлиял и состоявшийся в 1484 году Константинопольский собор, отменивший заключенную ранее Флорентийскую унию между Православной и Католической церквями.


Основные решения

По окончанию Тридентского Собора верховная власть Папы уже не подвергалась сомнению. Окончательно сформировалась Римская Католическая церковь, принявшая характер монолитной транснациональной и надгосударственной организации, обладавшей единым центром. Этим центром стал Папа, непогрешимый в вопросах веры.

Собор, проходивший во время глубочайшего кризиса католицизма, смог впервые за многие столетия сформировать на основе Библии идеологический фундамент Западного христианства.

Утверждение фундаментальных догматов католицизма, в первую очередь Credo, или Символа веры, запрет мирянам толкования Писания, повеление всем духовным лицам и преподавателям католических университетов принять присягу Тридентскому исповеданию веры способствовали созданию религиозно-идеологической структуры, в основе которой лежала не просто вероучительная, а политическая составляющая.

Для очищения Церкви от ереси, искоренения злоупотреблений и пороков, которым были подвержены ее служители, укрепления внутрицерковной дисциплины и освобождения от влияния светских монархов были приняты постановления о епископате и монашестве.

Они гласили:

  1. Отныне во епископы должны были назначаться только те, кто хотя бы полгода служил в качестве священника, обладать степенью доктора или магистра богословия и не меньше года жить в своей епархии.
  2. Епископам было предписано прекратить жить в блуде, носить скромный костюм и отказаться от участия в увеселениях светского общества.
  3. Монашествующим запрещалось владеть имуществом, настоятелей монастырей предписывалось избирать только тайным голосованием, а в женские монастыри можно было принимать только совершеннолетних девушек.

К репрессивным решениям Собора можно отнести указ о создании «Индекса запрещенных книг», инициированного официально утвержденным тогда же Орденом иезуитов. Эта духовная организация, созданная Игнатием Лайолой, носила характер мощной охранной структуры, деятельность которой была направлена не столько на распространение католического вероучения, сколько на борьбу с его противниками.


Итоги и последствия

Основные решения Собора вызвали начало непримиримой борьбы с ересями, упорядочения церковного служения, укрепления дисциплины духовенства, а также введения жесткого контроля над религиозной жизнью прихожан.

Итоги Тридентского собора привели к укреплению абсолютной власти Папы.

Его основные решения усилили взаимодействия между папством и католическими монархами Европы, а Пий IV, в понтификат которого завершился Собор, уже отказался от превалирования церкви над светской властью.

Тридентское исповедание, обязательное для всех католиков, нужно было подтвердить перед алтарем всем епископам и генералам монашеских орденов.

Собор, объявивший войну протестантизму, спровоцировал религиозные конфликты во Франции, Англии и Нидерландах, а также самое жестокое религиозное противостояние 1618—1648 годов в Германии.

Несмотря на принятые документы, одобрявшие борьбу против новых веяний в христианстве, победить протестантизм Рим уже не мог.

Из всех стран Европы одобрить и принять к исполнению постановления Собора отказалась только Франция. По мнению парижского правительства, они нарушали галликанские свободы, закрепленные в предыдущих постановлениях христианских Соборов. Все же остальные государства, где исповедался католицизм, приняли декреты Собора без существенных оговорок.


Значение собора в истории

Решения Тридентского собора обозначили алгоритм развития западной христианской церкви. Укрепив все звенья церковной структуры, католицизм победил в религиозных войнах с мусульманами в Испании, с таборитами в Чехии, а также с крестоносцами в Польше и антипапами в Италии.

Значение Собора в истории нельзя преуменьшить. Его итоги и последствия обернулись регрессом экономики католических держав, где, в отличие от протестантских стран, произошел возврат к средневековым способам хозяйствования.

Перестала развиваться и культура, сжигались книги гуманистов и уничтожались полотна некоторых художников, например испанского живописца Эль Греко.

Результат решений Собора и успех контрреформации в большинстве стран Европы, за исключением Германии и Англии, – не только укрепление авторитета Католической церкви, но и усиление ее влияния в других регионах мира, например в Латинской Америке.

Видео о Контрреформации

Подробнее о Контрреформации можно узнать из видео.