Главная · Уход · Подвиги одиссея краткое содержание. Одиссея. Ахилл преследует Гектора

Подвиги одиссея краткое содержание. Одиссея. Ахилл преследует Гектора

Троянская война была затеяна богами для того, чтобы кончилось время героев и наступил нынешний, людской, железный век. Кто не погиб у стен Трои, тот должен был погибнуть на обратном пути.

Большинство уцелевших греческих вождей поплыли на родину, как плыли на Трою - общим флотом через Эгейское море. Когда они были на полпути, морской бог Посейдон грянул бурей, корабли разметало, люди утонули в волнах и разбились о скалы. Спастись суждено было только избранным. Но и тем пришлось нелегко. Пожалуй, только старому мудрому Нестору удалось спокойно достигнуть своего царства в городе Пилосе. Одолел бурю верховный царь Агамемнон, но лишь затем, чтобы погибнуть еще более страшной смертью - в родном Аргосе его убила собственная жена и ее мститель-любовник; об этом потом напишет трагедию поэт Эсхил. Менелая с возвращенной ему Еленою занесло ветрами далеко в Египет, и он очень долго добирался до своей Спарты. Но дольше всех и труднее всех был путь хитроумного царя Одиссея, которого море носило по свету десять лет. О его судьбе и сложил Гомер свою вторую поэму: «Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который, / Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен, / Многих людей города посетил и обычаи видел, / Много и горя терпел на морях, о спасенье заботясь…»

«Илиада» - поэма героическая, действие ее происходит на бранном поле и в военном стане. «Одиссея» - поэма сказочная и бытовая, действие ее разворачивается, с одной стороны, в волшебных краях великанов и чудовищ, где скитался Одиссей, с другой - в его маленьком царстве на острове Итаке и в ее окрестностях, где ждали Одиссея его жена Пенелопа и его сын Телемах. Как в «Илиаде» для повествования выбран только один эпизод, «гнев Ахилла», так и в «Одиссее» - только самый конец его странствий, последние два перегона, с дальнего западного края земли до родной Итаки. Обо всем, что было раньше, Одиссей рассказывает на пиру в середине поэмы, и рассказывает очень сжато: на все эти сказочные приключения в поэме приходится страниц пятьдесят из трехсот. В «Одиссее» сказка оттеняет быт, а не наоборот, хотя читатели, и древние и современные, охотнее перечитывали и вспоминали именно сказку.

В Троянской войне Одиссей очень много сделал для греков - особенно там, где нужна была не сила, а ум. Это он догадался связать женихов Елены клятвою сообща помогать ее избраннику против любого обидчика, а без этого войско никогда не собралось бы в поход. Это он привлек в поход юного Ахилла, а без этого победа была бы невозможна. Это он, когда в начале «Илиады» греческое войско после общей сходки едва не ринулось из-под Трои в обратный путь, сумел его остановить. Это он уговаривал Ахилла, когда тот поссорился с Агамемноном, вернуться в бой. Когда после гибели Ахилла доспехи убитого должен был получить лучший воин греческого стана, их получил Одиссей, а не Аякс. Когда Трою не удалось взять осадою, это Одиссей придумал построить деревянного коня, в котором спрятались и проникли таким образом в Трою самые храбрые греческие вожди, - и он в их числе. Богиня Афина, покровительница греков, больше всего из них любила Одиссея и помогала ему на каждом шагу. Зато бог Посейдон его ненавидел - мы скоро узнаем почему, - и это Посейдон своими бурями десять лет не давал ему добраться до родины. Десять лет под Троей, десять лет в странствиях, - и только на двадцатый год его испытаний начинается действие «Одиссеи».

Начинается оно, как и в «Илиаде», «Зевсовой волей». Боги держат совет, и Афина заступается перед Зевсом за Одиссея. Он - в плену у влюбленной в него нимфы Калипсо, на острове в самой середине широкого моря, и томится, напрасно желая «видеть хоть дым, от родных берегов вдалеке восходящий». А в царстве его, на острове Итаке, все уже считают его погибшим, и окрестные вельможи требуют, чтобы царица Пенелопа избрала себе из них нового мужа, а острову - нового царя. Их больше сотни, они живут в Одиссеевом дворце, буйно пируют и пьют, разоряя Одиссеево хозяйство, и развлекаются с Одиссеевыми рабынями. Пенелопа пыталась их обмануть: она сказала, что дала обет объявить свое решение не раньше, чем соткет саван для старого Лаэрта, Одиссеева отца, который вот-вот умрет. Днем она у всех на виду ткала, а ночью тайно распускала сотканное. Но служанки выдали ее хитрость, и ей все труднее стало сопротивляться настояниям женихов. С нею сын ее Телемах, которого Одиссей оставил еще младенцем; но он молод, и с ним не считаются.

И вот к Телемаху приходит незнакомый странник, называет себя старым другом Одиссея и дает ему совет: «Снаряди корабль, обойди окрестные земли, собери вести о пропавшем Одиссее; если услышишь, что он жив, - скажешь женихам, чтобы ждали еще год; если услышишь, что мертв, - скажешь, что справишь поминки и склонишь мать к замужеству». Посоветовал и исчез - ибо в образе его являлась сама Афина. Так Телемах и поступил. Женихи противились, но Телемаху удалось уйти и сесть на корабль незамеченным - ибо и в этом ему помогла все та же Афина,

Телемах плывет на материк - сперва в Пилос к дряхлому Нестору, потом в Спарту к только что вернувшимся Менелаю и Елене. Словоохотливый Нестор рассказывает, как плыли герои из-под Трои и тонули в буре, как погиб потом в Аргосе Агамемнон и как отомстил убийце его сын Орест; но о судьбе Одиссея он ничего не знает. Гостеприимный Менелай рассказывает, как он, Менелай, заблудившись в своих странствиях, на египетском берегу подстерег вещего морского старца, тюленьего пастуха Протея, умевшего обращаться и в льва, и в вепря, и в барса, и в змея, и в воду, и в дерево; как боролся он с Протеем, и одолел его, и узнал у него обратный путь; а заодно узнал и о том, что Одиссей жив и страдает среди широкого моря на острове нимфы Калипсо. Обрадованный этою вестью, Телемах собирается воротиться на Итаку, но тут Гомер прерывает свой рассказ о нем и обращается к судьбе Одиссея.

Заступничество Афины помогло: Зевс посылает к Калипсо вестника богов Гермеса: время настало, пора отпустить Одиссея. Нимфа горюет: «Для того ли я спасла его из моря, для того ли хотела одарить его бессмертьем?» - но ослушаться не смеет. Корабля у Одиссея нет - нужно сколотить плот. Четыре дня он работает топором и буравом, на пятый - плот спущен. Семнадцать дней плывет он под парусом, правя по звездам, на восемнадцатый разражается буря. Это Посейдон, увидя ускользающего от него героя, взмел пучину четырьмя ветрами, бревна плота разлетелись, как солома. «Ах, зачем не погиб я под Троей!» - вскричал Одиссей. Помогли Одиссею две богини: добрая морская нимфа бросила ему волшебное покрывало, спасающее от потопления, а верная Афина уняла три ветра, оставив четвертый нести его вплавь к ближнему берегу. Два дня и две ночи плывет он, не смыкая глаз, а на третий волны выбрасывают его на сушу. Голый, усталый, беспомощный, он зарывается в кучу листьев и засыпает мертвым сном.

Это была земля блаженных феаков, над которыми правил добрый царь Алкиной в высоком дворце: медные стены, золотые двери, шитые ткани на лавках, спелые плоды на ветках, вечное лето над садом. У царя была юная дочь Навсикая; ночью ей явилась Афина и сказала: «Скоро тебе замуж, а одежды твои не стираны; собери служанок, возьми колесницу, ступайте к морю, выстирайте платья». Выехали, выстирали, высушили, стали играть в мяч; мяч залетел в море, девушки громко вскрикнули, крик их разбудил Одиссея. Он поднимается из кустов, страшный, покрытый морскою засохшею тиной, и молит: «Нимфа ли ты или смертная, помоги: дай мне прикрыть наготу, укажи мне дорогу к людям, и да пошлют тебе боги доброго мужа». Он омывается, умащается, одевается, и Навсикая, любуясь, думает: «Ах, если бы дали мне боги такого мужа». Он идет в город, входит к царю Алкиною, рассказывает ему о своей беде, но себя не называет; тронутый Алкиной обещает, что феакийские корабли отвезут его, куда он ни попросит.

Одиссей сидит на Алкиноевом пиру, а мудрый слепой певец Демодок развлекает пирующих песнями. «Спой о Троянской войне!» - просит Одиссей; и Демодок поет об Одиссеевом деревянном коне и о взятии Трои. У Одиссея слезы на глазах. «Зачем ты плачешь? - говорит Алкиной. - Для того и посылают боги героям смерть, чтобы потомки пели им славу. Верно, у тебя пал под Троею кто-то из близких?» И тогда Одиссей открывается: «Я - Одиссей, сын Лаэрта, царь Итаки, маленькой, каменистой, но дорогой сердцу…» - и начинает рассказ о своих скитаниях. В рассказе этом - девять приключений.

Первое приключение - у лотофагов. Буря унесла Одиссеевы корабли из-под Трои на дальний юг, где растет лотос - волшебный плод, отведав которого, человек забывает обо всем и не хочет в жизни ничего, кроме лотоса. Лотофаги угостили лотосом Одиссеевых спутников, и те забыли о родной Итаке и отказались плыть дальше. Силою их, плачущих, отвели на корабль и пустились в путь.

Второе приключение - у циклопов. Это были чудовищные великаны с одним глазом посреди лба; они пасли овец и коз и не знали вина. Главным среди них был Полифем, сын морского Посейдона. Одиссей с дюжиной товарищей забрел в его пустую пещеру. Вечером пришел Полифем, огромный, как гора, загнал в пещеру стадо, загородил выход глыбой, спросил: «Кто вы?» - «Странники, Зевс наш хранитель, мы просим помочь нам». - «Зевса я не боюсь!» - и циклоп схватил двоих, размозжил о стену, сожрал с костями и захрапел. Утром он ушел со стадом, опять заваливши вход; и тут Одиссей придумал хитрость. Он с товарищами взял циклопову дубину, большую, как мачта, заострил, обжег на огне, припрятал; а когда злодей пришел и сожрал еще двух товарищей, то поднес ему вина, чтобы усыпить. Вино понравилось чудовищу. «Как тебя зовут?» - спросил он. «Никто!» - ответил Одиссей. «За такое угощение я тебя, Никто, съем последним!» - и хмельной циклоп захрапел. Тут Одиссей со спутниками взяли дубину, подошли, раскачали ее и вонзили в единственный великанов глаз. Ослепленный людоед взревел, сбежались другие циклопы: «Кто тебя обидел, Полифем?» - «Никто!» - «Ну, коли никто, то и шуметь нечего» -

И разошлись. А чтобы выйти из пещеры, Одиссей привязал товарищей под брюхо циклоповым баранам, чтобы тот их не нащупал, и так вместе со стадом они покинули утром пещеру. Но, уже отплывая, Одиссей не стерпел и крикнул:

«Вот тебе за обиду гостям казнь от меня, Одиссея с Итаки!» И циклоп яростно взмолился отцу своему Посейдону: «Не дай Одиссею доплыть до Итаки - а если уж так суждено, то пусть доплывет нескоро, один, на чужом корабле!» И бог услышал его молитву.

Третье приключение - на острове бога ветров Эола. Бог послал им попутный ветер, а остальные завязал в кожаный мешок и дал Одиссею: «Доплывешь - отпусти». Но когда уже виднелась Итака, усталый Одиссей заснул, а спутники его развязали мешок раньше времени; поднялся ураган, их примчало обратно к Эолу. «Значит, боги против тебя!» - гневно сказал Эол и отказался помогать ослушнику.

Четвертое приключение - у лестригонов, диких великанов-людоедов. Они сбежались к берегу и обрушили огромные скалы на Одиссеевы корабли; из двенадцати судов погибло одиннадцать, Одиссей с немногими товарищами спасся на последнем.

Пятое приключение - у волшебницы Кирки, царицы Запада, всех пришельцев обращавшей в зверей. Одиссеевым посланцам она поднесла вина, меда, сыра и муки с ядовитым зельем - и они обратились в свиней, а она загнала их в хлев. Спасся один и в ужасе рассказал об этом Одиссею; тот взял лук и пошел на помощь товарищам, ни на что не надеясь. Но Гермес, вестник богов, дал ему божье растение: корень черный, цветок белый, - и чары оказались бессильны против Одиссея. Угрожая мечом, он заставил волшебницу вернуть человечий облик его друзьям и потребовал: «Вороти нас в Итаку!» - «Спроси путь у вещего Тиресия, пророка из пророков», - сказала колдунья. «Но он же умер!» - «Спроси у мертвого!» И она рассказала, как это сделать.

Шестое приключение - самое страшное: спуск в царство мертвых. Вход в него - на краю света, в стране вечной ночи. Души мертвых в нем бесплотны, бесчувственны и бездумны, но, выпив жертвенной крови, обретают речь и разум. На пороге царства мертвых Одиссей зарезал в жертву черного барана и черную овцу; души мертвых слетелись на запах крови, но Одиссей отгонял их мечом, пока перед ним не предстал вещий Тиресий. Испив крови, он сказал:

«Беды ваши - за обиду Посейдону; спасение ваше - если не обидите еще и Солнце-Гелиоса; если же обидите - ты вернешься в Итаку, но один, на чужом корабле, и нескоро. Дом твой разоряют женихи Пенелопы; но ты их осилишь, и будет тебе долгое царство и мирная старость». После этого Одиссей допустил к жертвенной крови и других призраков. Тень его матери рассказала, как умерла она от тоски по сыну; он хотел обнять ее, но под руками его был только пустой воздух. Агамемнон рассказал, как погиб он от своей жены: «Будь, Одиссей, осторожен, на жен полагаться опасно». Ахилл сказал ему:

«Лучше мне быть батраком на земле, чем царем между мертвых». Только Аякс не сказал ничего, не простив, что Одиссею, а не ему достались доспехи Ахилла. Издали видел Одиссей и адского судью Миноса, и вечно казнимых гордеца Тантала, хитреца Сизифа, наглеца Тития; но тут ужас охватил его, и он поспешил прочь, к белому свету.

Седьмым приключением были Сирены - хищницы, обольстительным пением заманивающие мореходов на смерть. Одиссей перехитрил их: спутникам своим он заклеил уши воском, а себя велел привязать к мачте и не отпускать, несмотря ни на что. Так они проплыли мимо, невредимые, а Одиссей еще и услышал пение, слаще которого нет.

Восьмым приключением был пролив между чудовищами Скиллой и Харибдой: Скилла - о шести головах, каждая с тремя рядами зубов, и о двенадцати лапах; Харибда - об одной гортани, но такой, что одним глотком затягивает целый корабль. Одиссей предпочел Скиллу Харибде - и был прав: она схватила с корабля и шестью ртами сожрала шестерых его товарищей, но корабль остался цел.

Девятым приключением был остров Солнца-Гелиоса, где паслись его священные стада - семь стад красных быков, семь стад белых баранов. Одиссей, памятуя завет Тиресия, взял с товарищей страшную клятву не касаться их; но дули противные ветры, корабль стоял, спутники изголодались и, когда Одиссей заснул, зарезали и съели лучших быков. Было страшно: содранные шкуры шевелились, и мясо на вертелах мычало. Солнце-Гелиос, который все видит, все слышит, все знает, взмолился Зевсу: «Накажи обидчиков, не то я сойду в подземное царство и буду светить среди мертвых». И тогда, как стихли ветры и отплыл от берега корабль, Зевс поднял бурю, грянул молнией, корабль рассыпался, спутники потонули в водовороте, а Одиссей один на обломке бревна носился по морю девять дней, пока не выбросило его на берег острова Калипсо.

Так заканчивает Одиссей свою повесть.

Царь Алкиной исполнил обещание: Одиссей взошел на феакийский корабль, погрузился в очарованный сон, а проснулся уже на туманном берегу Итаки. Здесь его встречает покровительница Афина. «Пришла пора для твоей хитрости, - говорит она, - таись, стерегись женихов и жди сына твоего Телемаха!» Она касается его, и он делается неузнаваем: стар, лыс, нищ, с посохом и сумою. В этом виде идет он в глубь острова - просить приюта у старого доброго свинопаса Евмея. Евмею он рассказывает, будто родом он с Крита, воевал под Троей, знал Одиссея, плавал в Египет, попал в рабство, был у пиратов и еле спасся. Евмей зовет его в хижину, сажает к очагу, угощает, горюет о пропавшем без вести Одиссее, жалуется на буйных женихов, жалеет царицу Пенелопу и царевича Телемаха. На другой день приходит и сам Телемах, вернувшийся из своего странствия, - конечно, его тоже направила сюда сама Афина, Перед ним Афина возвращает Одиссею настоящий его облик, могучий и гордый. «Не бог ли ты?» - вопрошает Телемах. «Нет, я отец твой», - отвечает Одиссей, и они, обнявшись, плачут от счастья,

Близится конец. Телемах отправляется в город, во дворец; за ним бредут Евмей и Одиссей, снова в образе нищего. У дворцового порога совершается первое узнание: дряхлый Одиссеев пес, за двадцать лет не забывший голос хозяина, поднимает уши, из последних сил подползает к нему и умирает у его ног. Одиссей входит в дом, обходит горницу, просит подаяния у женихов, терпит насмешки и побои. Женихи стравливают его с другим нищим, моложе и крепче; Одиссей неожиданно для всех опрокидывает его одним ударом. Женихи хохочут: «Пусть тебе Зевс за это пошлет, чего ты желаешь!» - и не знают, что Одиссей желает им скорой погибели. Пенелопа зовет чужестранца к себе: не слышал ли он вестей об Одиссее? «Слышал, - говорит Одиссей, - он в недальнем краю и скоро прибудет». Пенелопе не верится, но она благодарна гостю. Она велит старой служанке омыть страннику перед сном его пыльные ноги, а самого его приглашает быть во дворце на завтрашнем пиру. И здесь совершается второе узнание: служанка вносит таз, прикасается к ногам гостя и чувствует на голени шрам, какой был у Одиссея после охоты на кабана в его молодые годы. Руки ее задрожали, нога выскользнула: «Ты - Одиссей!» Одиссей зажимает ей рот: «Да, это я, но молчи - иначе погубишь все дело!»

Наступает последний день. Пенелопа созывает женихов в пиршественную горницу: «Вот лук моего погибшего Одиссея; кто натянет его и пустит стрелу сквозь двенадцать колец на двенадцати секирах в ряд, тот станет моим мужем!» Один за другим сто двадцать женихов примериваются к луку - ни единый не в силах даже натянуть тетиву. Они уже хотят отложить состязание до завтра - но тут встает Одиссей в своем нищем виде: «Дайте и мне попытать: ведь и я когда-то был сильным!» Женихи негодуют, но Телемах заступается за гостя:

«Я - наследник этого лука, кому хочу - тому даю; а ты, мать, ступай к своим женским делам». Одиссей берется за лук, легко сгибает его, звенит тетивой, стрела пролетает сквозь двенадцать колец и вонзается в стену. Зевс гремит громом над домом, Одиссей выпрямляется во весь богатырский рост, рядом с ним Телемах с мечом и копьем. «Нет, не разучился я стрелять: попробую теперь другую цель!» И вторая стрела поражает самого наглого и буйного из женихов. «А, вы думали, что мертв Одиссей? нет, он жив для правды и возмездия!» Женихи хватаются за мечи, Одиссей разит их стрелами, а когда кончаются стрелы - копьями, которые подносит верный Евмей. Женихи мечутся по палате, незримая Афина помрачает их ум и отводит их удары от Одиссея, они падают один за другим. Груда мертвых тел громоздится посреди дома, верные рабы и рабыни толпятся вокруг и ликуют, видя господина.

Пенелопа ничего не слышала: Афина наслала на нее в ее тереме глубокий сон. Старая служанка бежит к ней с радостною вестью: Одиссей вернулся. Одиссей покарал женихов! Она не верит: нет, вчерашний нищий совсем не похож на Одиссея, каким он был двадцать лет назад; а женихов покарали, наверно, разгневанные боги. «Что ж, - говорит Одиссей, - если в царице такое недоброе сердце, пусть мне постелят постель одному». И тут совершается третье, главное узнание. «Хорошо, - говорит Пенелопа служанке, - вынеси гостю в его покой постель из царской спальни». - «Что ты говоришь, женщина? - восклицает Одиссей, - эту постель не сдвинуть с места, вместо ножек у нее - пень масличного дерева, я сам когда-то сколотил ее на нем и приладил». И в ответ Пенелопа плачет от радости и бросается к мужу: это была тайная, им одним ведомая примета.

Это победа, но это еще не мир. У павших женихов остались родичи, и они готовы мстить. Вооруженной толпой они идут на Одиссея, он выступает им навстречу с Телемахом и несколькими подручными. Уже гремят первые удары, проливается первая кровь, - но Зевсова воля кладет конец затевающемуся раздору. Блещет молния, ударяя в землю между бойцами, грохочет гром, является Афина с громким криком: «…Крови не лейте напрасно и злую вражду прекратите!» - и устрашенные мстители отступают. И тогда:

«Жертвой и клятвой скрепила союз меж царем и народом / Светлая дочь громовержца, богиня Афина Паллада».

Этими словами заканчивается «Одиссея».

Пересказ - М. Л. и В. М. Гаспаровы

Хороший пересказ? Расскажи друзьям в соц.сети, пусть тоже подготовятся к уроку!

Зевс благоволил Троянской войне, чтобы начался век людей. Те, кто остался в живых после войны падут на обратном пути. Уцелевшие греки отправились домой через Эгейское море. На полпути Посейдон низверг на них бурю, почти все погибли, флот разбит. Не все уцелевшие после бури вернулись домой. Старый Нестор добрался до родного Пилоса, Агамемнон погиб в своём Аргосе от рук жены и её любовника. Менелай с женой Еленой долго не мог достигнуть Спарты, их забросило в Египет. Самым сложным и долгим оказалось путешествие хитроумного царя Одиссея. Он болтался по свету целых девять лет.


«Одиссея» - это сказочная история о чудесных странах великанах и чудовищах, среди которых Одиссей провёл своё девятилетнее путешествие. История развивается и на острове Итаке, в царстве Одиссея, где царя ждали сын Телемах и жена Пенелопа. Свою прежнюю жизнь вкратце Одиссей описывал на пиру, а большую часть поэмы содержат сказочные приключения. В троянскую войну Одиссей внёс свой значительный вклад: связал женихов Елены клятвой, чтобы те вместе помогали её избраннику, тем самым собрав войско воедино, позвал Ахилла в поход, и этим обеспечил победу, он остановил войско греков, намеревавшихся оставить осаду Трои, уговорил Ахилла вернуться на поле боя после ссоры с Агамемноном. Доспехи погибшего Ахилла достались Одиссею, как лучшему воину, а не Аяксу. Авантюру с деревянным конём, благодаря которой всё-таки удалось взять Трою, придумал так же Одиссей. Богиня Афина благоволила Одиссею и всегда помогала ему. Посейдон ненавидел Одиссея и всячески препятствовал его возвращению домой.


В начале поэмы Афина просит у Зевса за Одиссея, который пленён влюблённой в странника нимфой Калипсо. Пленник рвётся к родным берегам. А в это время его жену одолевают с вельможи, требуя, чтобы Пенелопа выбрала нового супруга и царя. Свыше сотни женихов находятся во дворце, гуляют, пьют, развлекаются с рабынями, разоряя хозяйство Одиссея. Пенелопа пошла на хитрость, сказав всем, что прежде она должна соткать саван для отца Одиссея Лаэрта. Днём она ткала, а ночью тайком распускала. Служанки раскрыли тайну царицы, сын Телемах приходит на помощь матери. Как-то один незнакомец посоветовал ему обойти на корабле все земли и если царевич узнает, что отец жив, скажет женихам ждать ещё год, если мёртв, то уговорит мать выйти замуж сразу после поминок. Несмотря на сопротивление женихов, Телемах отправился в путешествие. Встретившись с каждым из уцелевших спутников Одиссея, сын услышал много сказочных историй и из одной из них от Менелая он узнал, что отец в плену на острове нимфы Калипсо. Телемах на радостях собирается в обратный путь.


Здесь продолжаются злоключения Одиссея. Зевс, по просьбе Афины отправляет посланника Гермеса к нимфе с приказом отпустить пленника. Нимфа, боясь ослушаться, отпускает Одиссея. Он построил плот и отправился в путь. На восемнадцатый день плот по воле Посейдона разбило бурей. На помощь ему опять пришла Афина и добрая морская нимфа, отнеся его к ближайшему берегу, на котором Одиссей от усталости засыпает крепким сном.


Он оказался на земле царя Алкиноя, напоминавшей райские сады. Афина пришла ночью к дочери царя Навсикае со словами: «Скоро тебе замуж, а одежды твои не стираны; собери служанок, возьми колесницу, ступайте к морю, выстирайте платья». Навсикая послушала Афину, после работы девушки играли с мячом, который улетел в море. Крик девушек разбудил спящего Одиссея. Он поднялся на ноги, страшный, весь в тине, просит о помощи. Девушки дают ему одежды. Навсикая любуясь, как герой умывается, пожелала себе его в мужья. Одиссей пришёл к царю, рассказал о своих злоключениях, и Алкиной обещал помочь ему добраться до родного острова.
На пиру у Алкиноя, слушая песню слепого певца Демодока о Троянской войне, Одиссей расплакался. И он рассказал о том, что он и есть герой этой песни Одиссей из Итаки, сын Лаэрта, поведав о своих девяти приключениях.


Во время первого приключения на земле лотофагов его спутников угостили плодами лотоса, из-за которого все потеряли память. Лишь насильно удалось забрать их на корабль, чтобы отправиться домой.
Во втором приключении они встретили одноглазых великанов циклопов, во главе был сын Посейдона циклоп Полифем. Одиссей со спутниками зашли в пещеру, Полифем загнал своё стадо баранов в пещеру и закрыл вход камнем. На вопрос циклопа странники ответили, что их хранитель Зевс, и они просят о помощи. Полифем не боялся Зевса, сожрал двух странников и уснул. Утром, завалив опять камнем пещеру, циклоп со стадом ушёл. Одиссей с друзьями заострил дубину Полифема и когда тот вернулся, съел ещё двоих, Одиссей напоил великана вином. Довольный циклоп поинтересовался, кто это, на что услышал «Никто». Пообещав, что «Никто» он съест в последнюю очередь, обжора уснул. Друзья воспользовались моментом и проткнули ему единственный глаз заострённой дубиной. На крик людоеда прибежали другие циклопы. Они спросили, кто его обидел и Полифем ответил -«Никто». Не поняв подвоха, все разошлись. Одиссей привязал товарищей под брюхо баранам циклопа и таким образом сбежали от людоеда. Одиссей же напоследок крикнул великану, кто его покалечил. Полифем обратился к отцу Посейдону с просьбой погубить обидчика, а если тот и доберётся до Итаки, то только через много лет в одиночестве на чужом корабле. Бог услышал молитву сына.


Третье приключение произошло на острове бога ветров Эола. Эол решил помочь Одиссею, дав ему попутный ветер, остальные были завязаны в кожаном мешке. По прибытию на родину, он должен был открыть мешок, но уснул, а его спутники уже около Итаки развязали мешок, но было слишком рано и корабль опять принесло к Эолу. Эол, решив, что боги против Одиссея, не стал больше помогать странникам.
В четвёртом приключении они встретили диких великанов-людоедов, лестригонов, которые обрушили скалы на флот Одиссея. Одиссей и его несколько товарищей спаслись на одном уцелевшем из двенадцати кораблей.
В следующем приключении колдунья Кирка опоила посланников Одиссея, превратив их в свиней, загнала в загон. Один из странников бежал и рассказал всё Одиссею. Благодаря помощи Гермеса наш герой устоял перед чарами волшебницы и, припугнув её мечом, вернул человеческий вид друзьям. Кирка сказала ему, как найти дорогу в Итаку, что ему поможет мёртвый пророк Тиресий и подсказала, как сделать это.


Шестое самое страшное приключение произошло в царстве мёртвых. Он спустился туда, чтобы поговорить с пророком Тиресием. Но чтобы тот заговорил, Одиссей принёс в жертву чёрного барана и чёрную овцу. Он дождался Тиресия, отгоняя от жертв души мёртвых. Когда пророк выпил жертвенной крови, он заговорил: «Беды ваши - за обиду Посейдону; спасение ваше - если не обидите ещё и Солнце-Гелиоса; если же обидите - ты вернёшься в Итаку, но один, на чужом корабле, и нескоро. Дом твой разоряют женихи Пенелопы; но ты их осилишь, и будет тебе долгое царство и мирная старость». Одиссей получив нужный ответ, дал жертвенной крови другим душам. Он пообщался с матерью, которая умерла,тоскуя по сыну, с Агамемноном, погибшим от руки собственной жены и с Ахиллом, который был готов стать рабом на земле, чем царём мёртвых. Обиженный Аякс не стал с ним разговаривать. Ещё там были адский судья Минос, гордец Тантал, хитрец Сизиф, наглец Титий. В ужасе, Одиссей поспешил покинуть мир мёртвых.


Седьмое приключение - это Сирены, манившие своим пением моряков, которые потом погибали, разбиваясь о скалы. Хитрец Одиссей приказал, чтобы его привязали к мачте, а остальным заклеил уши воском. Они миновали ловушку, а Одиссей услышал удивительное пение.
Восьмое приключение. Нужно было миновать пролив между двумя чудовищами Сциллой- с шестью головами и Харибдой с огромной гортанью, способной поглотить корабль. Сделав выбор в пользу Сциллы, Одиссей потерял шестерых спутников, проглоченных ею, но сохранил корабль.
Девятое приключение произошло на острове Солнца - Гелиоса. Здесь паслись семь священных стад красных быков и семь стад белых баранов. Одиссей запретил друзьям трогать священных животных, боясь разгневать хозяина - бога. Случилось так, что не было попутного ветра, а его товарищи, проголодавшись, тайком забили и съели лучших быков. Солнце - Гелиос, наблюдая картину вандализма, просит Зевса наказать обидчиков. На море поднимается буря, и корабль с людьми поглощают волны, Одиссей, чудом уцелев, на бревне доплывает до острова Калипсо.
На этом заканчивается повествование путешественника. Одиссей на феакийском корабле царя Алкиноя, наконец, добрался до Итаки. Афина встретила Одиссея на берегу и, предостерегая от опасности, превратила его в старика, велев ждать сына. Одиссей в обличии старика живёт у свинопаса Евмея. Вернулся Телемах и Афина направила его к хижине свинопаса. Там Одиссей принял свой прежний облик, признаётся, что он отец Телемаха, обнимает сына и плачет.


Телемах вернулся во дворец, а отец с Евмеем в образе нищих являются во дворец. Пёс Одиссея узнаёт голос хозяина и умирает у его ног. Герой в образе нищего просит подаяние, подходя к женихам, но получает только насмешки и побои. Они натравливают на него другого молодого нищего, и Одиссей опрокидывает его. Не подумав, женихи насмехаются: «Пусть тебе Зевс за это пошлёт, чего ты желаешь!» Им невдомёк, что он желает им смерти. Пенелопа, желая узнать хоть что-нибудь о супруге, вызывает «нищего» к себе. Одиссей говорит ей, что её муж недалеко и скоро вернётся. На радостях Пенелопа велит служанке омыть ноги гостю и зовёт его на предстоящий пир. Служанка, узнаёт своего повелителя по шраму на ноге, но тот велит ей молчать. На пиру Пенелопа даёт женихам шанс, кто выстрелит из лука её мужа и попадёт в мишень из двенадцати колец, она выберет в мужья. Никто из женихов не мог даже натянуть тетиву. Вызвался Одиссей, он попадает в мишень и тут же снова принимает свое обличье. Перед этим сын отправил Пенелопу к себе в покои, где она уснула и не увидела, как от руки Одиссея погибли все женихи.

Служанка сообщает Пенелопе, что её муж вернулся, но она не поверила. Пенелопа приказывает служанке вынести гостю царскую постель. На это Одиссей ответил, что его кровать нельзя сдвинуть, так как он сам прибил её на масленичный пень. Так Пенелопа признала своего мужа. Родственники женихов пытались отомстить Одиссею, но Зевс распорядился прекратить вражду. Поэма закончилась словами: «Жертвой и клятвой скрепила союз меж царём и народом / Светлая дочь громовержца, богиня Афина Паллада».

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Одиссея». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.


В следующем фрагменте из вступительной статьи профессора А.А.Тахо-Годи к книгам Гомера рассказывается о сюжетной линии поэмы «Одиссея» (о сюжете «Илиады» ).

«Одиссея», которая относится к поэмам о возвращении героев из-под Трои, в отличие от «Илиады», не имеет сквозной линии развития сюжета, а распределяется на четверки песен.

В песнях I-IV рассказывается о решении богов вернуть Одиссея на родину на десятый год его странствий, а также о поездке Телемаха, сына Одиссея, к друзьям отца, Менелаю и Нестору, в надежде узнать о нем какие-либо известия, так как в доме много лет бесчинствуют так называемые женихи Пенелопы, претендуя на ее руку, готовые захватить имущество Одиссея и даже убить Телемаха. Умная и сильная духом Пенелопа не в состоянии более хитроумными уловками сдерживать женихов.

В песнях V-VIII на остров нимфы Калипсо, где уже седьмой год томится Одиссей, прибывает вестник богов Гермес с повелением отпустить героя. Одиссей, построив собственными руками плот, отправляется на нем в море, где попадает в бурю, посланную владыкой морей Посейдоном. Так бог мстит за ослепление своего сына Полифема Одиссеем. Герой, едва спасшись от гибели, попадает на остров Схерию, где обитают феаки, встречается с царской дочерью Навсикаей и ее родителями Алкиноем и Аретой. На пиру во время исполнения песни о событиях Троянской войны Одиссей выдает себя, открывает свое имя и по просьбе сотрапезников рассказывает о своих скитаниях в первые три года после падения Трои.

Песни IX-XII - рассказ Одиссея о приключениях после его отплытия из-под Трои (земли киконов и лотофагов, ослепление Полифема, бог ветров Эол, великаны-лестригоны, волшебница Кирка, или Цирцея, царство смерти - Аид, где Одиссей встречает своих товарищей, погибших в войне). Одиссей повествует о том, как он миновал Сирен, Сциллу и Харибду, прибыл на остров Тринакрию, потерял всех спутников в буре и, наконец, попал к нимфе Калипсо. Феаки, испытывая чувство удивления и сострадания, наделяют героя богатыми дарами и отправляют его на родину.

В песнях XIII-XVI - прибытие Одиссея на остров Итаку, домой, там он прячет в пещере нимф сокровища феаков, а затем под видом странника приходит к свинопасу Евмею, встречает там Телемаха, открывается ему и подготавливает гибель женихов.

В песнях XVII-XX Одиссей, превращенный Афиной в нищего старца, присутствует на пиршестве женихов в своем собственном доме, видит их наглые выходки, запоминает самых дерзких и укрепляется в мысли истребить их с помощью верных слуг. В виде странника он беседует с Пенелопой, поддерживает в ней уверенность в скором прибытии мужа. Старая нянька Евриклея, омывая ему ноги, по шраму на ноге узнает Одиссея, но тот заставляет ее молчать.

В песнях XX-XXIV Пенелопа, по внушению Афины, устраивает состязание в стрельбе из лука, победитель которого станет ее мужем. Одиссей еще накануне ночью запасает оружие, чтобы напасть на женихов. Он тоже участник состязания. Одиссей находится среди хохочущих и издевающихся над ним соперников, но знает, что он один только и сумеет натянуть тетиву лука. Спущенная им стрела застает женихов врасплох. Телемах и верные слуги бросаются на них с оружием. Начинается избиение, где всех женихов ожидает гибель. Одиссей вершит суд над предавшими его слугами и служанками. Пиршественная зала приводится в порядок, сам Одиссей омывается от крови и праха и предстает перед Пенелопой. Однако ему приходится столкнуться с родичами погибших женихов, и только богиня Афина спасает всех от кровопролития и устанавливает на Итаке мир.

И здесь в «Одиссее», так же как в «Илиаде», множество событий на обширном пространстве текста ограничено тесными временными рамками, причем заметно, что рассказ о них ве-дется в разном темпе, создавая впечатление то спокойного потока времени, а то его необычайной сжатости. Поэтому если проследить хотя бы некоторые соотношения распределения эпизодов сюжета по песням и дням (а действие «Одиссеи», как говорилось выше, занимает 40 дней), то выясняются любопытные подробности.

Посещение Телемахом друзей отца (п. I-IV) - побочная линия развития и, занимая шесть дней, течет медлительно и спокойно, в неторопливых беседах и воспоминаниях о былом. Пребывание Одиссея на острове нимфы Калипсо в течение 7 лет кратко упомянуто, как и его путь до острова феаков с седьмого по тридцать третий день. Зато три дня морской бури рисуются во вс^ех подробностях.

Интересно, что рассказ Одиссея на пиру у феаков о первых трех годах его странствий занимает всего один вечер тридцать третьего дня, но охватывает четыре песни (IX-XII). Перед слушателями - воспоминание, горячо переживаемое рассказчиком, оно ведется в динамическом темпе, время как бы сжимается до предела - его надо уместить в один вечер.

В последующих песнях более заметна реальная связь между песнями и днями протекания событий. Драматизм к концу поэмы нарастает, и события протекают в убыстренном темпе. Если песни XIII-XVI занимают четыре дня (с тридцать четвертого по тридцать седьмой), то следующая четверка (п. XVII-XX) укладывается уже в два дня (тридцать восьмой - тридцать девятый). Такие важные события, как подготовка к избиению женихов, состязание в стрельбе из лука, расправа с врагами (п. XXI-XXIII), сосредоточены на тридцать девятом дне, так что для развязки (п. XXIV) остается только один - сороковой день, когда Афина примиряет врагов.

Повествование в «Одиссее» ведется гораздо более прихотливо, чем в «Илиаде». Одни события изображены подробно, другие едва упомянуты, третьи обходятся стороной, более ранние события представлены в поздних песнях (IX-XII), да еще в виде воспоминания. Герою поэмы достаточно девяти дней, чтобы решить (правда, не без помощи богов) свою судьбу: три дня Одиссей находится у царя Алкиноя, три дня в хижине пастуха Евмея и три дня в собственном доме.

Краткое содержание песней, составленное В. Жуковским

Песнь I. Первый день

Собрание богов. Они определяют, что Одиссей, преследуемый Посейдоном и
против воли удерживаемый нимфою Калипсо на острове Огигии, должен наконец
возвратиться в свое отечество Итаку. Афина, под видом Ментеса, является
Телемаху и дает ему совет посетить Пилос и Спарту и выгнать женихов
Пенелопы из Одиссеева дома. Телемах в первый раз говорит решительно с
матерью и женихами. Ночь.

Песнь II. Второй день - до рассвета третьего дня

Рано поутру Телемах повелевает глашатаям созвать граждан Итаки на
площадь и требует всенародно, чтоб женихи покинули дом его. Антиной дерзко
ему ответствует. Предвещательное явление орлов; его толкует Алиферс,
которому грубо возражает Евримах. Телемах требует корабля для отплытия в
Пилос. Ментор упрекает народ в равнодушии к сыну Одиссееву; против него
восстает Леокрит, который потом самовольно распускает народное собрание.
Афина, под видом Ментора, ободряет молящегося ей Телемаха обещанием дать
ему корабль и провожатых. Ключница Евриклея готовит запас на дорогу. Афина,
получив от Ноэмона корабль, приготовляет его к отплытию; потом, усыпив
женихов, пировавших в доме Одиссеевом, уводит с собою Телемаха на берег
моря, куда приносят и все приготовленные на дорогу запасы. Телемах вместе с
мнимым Ментором, не простясь с Пенелопою, пускается в море.

Песнь III. Третий и четвертый день, до вечера пятого

Прибытие Телемаха в Пилос. Он находит Нестора, приносящего на берегу
моря жертву Посейдону вместе с народом. Нестор, по просьбе Телемаха,
рассказывает о том, что случилось с ним, с Менелаем и некоторыми другими
ахейскими вождями после разрушенияТрои. Он советует Телемаху посетить
Менелая в Лакедемоне? Телемах остается ночевать в доме Нестора. На другой
день, по совершении жертвы, обещанной Нестором Афине, Телемах вместе с
младшим сыном Нестора Писистратом отправляется в путь; они ночуют у
Диоклеса и на следующий вечер приезжают в Лакедемон.

Песнь IV. Вечер пятого дня и весь шестой день

Телемах и Писистрат, прибыв в Лакедемон, вступают во дворец царя
Менелая, который, празднуя свадьбу сына и дочери, приглашает их на
семейственный пир свой. И он и Елена узнают Телемаха, Средство,
употребленное Еленою для развеселения гостей; она и Менелай рассказывают о
подвигах Одиссея. На другое утро Менелай, по просьбе Телемаха, сообщает ему
все то, что сам слышал от прорицателя Протея о судьбе вождей ахейских и о
заключении Одиссея на острове Калипсо; потом он убеждает Телемаха погостить
несколько времени в доме его. Тем временем женихи, узнав об отплытии
Телемаха, приходят в ужас и замышляют умертвить его на возвратном пути.
Скорбь Пенелопы, узнавшей от глашатая Медонта о замысле их и об отплытии
сына. Афина, тронутая молитвою горестной матери, посылает ей ободрительное
сновидение. Антиной со своею дружиною пускается в море и останавливается
близ острова Астера ждать Телемаха.

Песнь V. Седьмой день до конца тридцать первого

Совет богов. Они посылают Эрмия к нимфе Калипсо с повелением отпустить
немедленно Одиссея. Калипсо дает Одиссею орудия, нужные для постройки
плота. В четыре дня судно готово, и на пятый день Одиссей пускается в путь,
получив от Калипсо все нужное на дорогу. Семнадцать дней плавание
продолжается благополучно. На осьмнадцатый Посейдон, возвращаясь от
эфиопов, узнает в море Одиссея, плывущего на легком плоту своем; он
посылает бурю, которая разрушает плот; но Одиссей получает от Левкотеи
покрывало, которое спасает его от потопления; целые три дня носят его
бурные волны; наконец ввечеру третьего дня он выходит на берег феакийского
острова Схерии.

Песнь VI. Тридцать второй день

Афина в сновидении побуждает Навсикаю, дочь феакийского царя Алкиноя,
идти вместе с подругами и рабынями мыть платья в потоке. Они собираются
близ того места, где находится Одиссей, погруженный в глубокий сон. Их
голоса пробуждают Одиссея. Он приближается к Навсикае и просит ее дать ему
одежду и убежище; царевна приглашает его следовать за нею в город и дает
ему нужные наставления. Он провожает Навсикаю до Палладиной рощи,
находящейся недалеко от города.

Песнь VII. Вечер тридцать второго дня

Одиссей входит в город; у ворот встречается с ним Афина под видом
феакийской девы; она окружает его мглою, и он, никем не примеченный,
приближается к Алкиноеву дому. Описание царского дома и сада. Вошед в
палату, где царь в то время пировал с гостями, Одиссей приближается к
царице Арете, и мгла, его окружавшая, исчезает. Он молит царицу о даровании
ему способа возвратиться в отчизну. Царь приглашает его сесть за трапезу.
По окончании пиршества гости расходятся. Одиссей, оставшись один с Алкиноем
и Аретою, рассказывает им, как он покинул остров Огигию, как буря его
бросила на берега Схерии и как получил он свою одежду от царевны Навсикаи.
Алкиной дает ему обещание отправить его на корабле феакийском в Итаку.

Песнь VIII. Тридцать третий день

Алкиной, предложив собравшимся на площади гражданам устроить
отправление Одиссея в его отечество, приглашает вельмож и людей корабельных
к себе на обед. Пение Демодока во время пира. Потом игры: бег, бросание
диска, борьба, кулачный бой. Одиссей, оскорбленный Евриалом, бросает камень
и всех изумляет своею силою. Пляска, во время которой Демодок поет об Арее
и Афродите. Все возвращаются во дворец. Одиссей одарен изобильно. За
вечернею трапезою Демодок поет о коне деревянном и подвигах вождей
ахейских. Песнь его извлекает слезы из очей Одиссея; царь Алкиной вопрошает
плачущего о причине его скорби и просит, чтобы он рассказал свои
приключения.

Песнь IX. Вечер тридцать третьего дня

Одиссей начинает рассказывать свои приключения. Отплытие от берегов
троянских. Разрушение Исмара, города киконов, и гибель многих сопутников
Одиссея. Буря. Посещение лотофагов. Прибытие в область циклопов. Одиссей,
оставя у Козьего острова свои корабли, с одним собственным кораблем
пристает к недалекому берегу циклопов. Выбрав двенадцать из своих
корабельных товарищей, он входит с ними в пещеру Полифема. Гибель шести из
сопутников Одиссеевых, сожранных циклопом. Опьянив его, Одиссей пронзает
ему глаз и потом хитростью спасает себя и товарищей от его бешенства. Они
похищают циклопово стадо и возвращаются на Козий остров. Полифем призывает
отца Посейдона и молит, чтобы он отомстил за него Одиссею.

Песнь X. Вечер тридцать третьего дня

Одиссей продолжает рассказывать свои приключения. Прибытие на остров
Эолию. Эол, повелитель ветров, дает Одиссею проводником Зефира и вручает
ему крепко завязанный мех с заключенными в нем прочими ветрами. Находяся
уже в виду Итаки, Одиссей засыпает. Его сопутники развязывают мех;
подымается сильная буря, которая приносит их обратно к Эолову острову. Но
раздраженный Эол повелевает Одиссею удалиться. Лестригоны истребляют
одиннадцать кораблей Одиссеевых; с последним пристает он к острову Цирцеи.
Волшебница превращает в свиней его сопутников; но Эрмий дает ему средство
нарушить ее чародейство. Одиссей, одолев Цирцею, убеждает ее возвратить
человеческий образ его сопутникам. Проведя год на ее острове, он требует
наконец, чтобы она возвратила его в отечество; но Цирцея повелевает ему
прежде посетить Океан и у входа в область Аида вопросить прорицателя
Тиресия о судьбе своей. Смерть Ельпенора.

Песнь XI. Вечер тридцать третьего дня

Одиссей продолжает рассказывать свои приключения. Северный ветер
приносит корабль его к берегам киммериян, где поток Океана ввергается в
море; совершив жертву теням, Одиссей призывает их. Явление Ельпенора; он
требует погребения. Тень Одиссеевой матери. Явление Тиресия и его
предсказания. Беседа Одиссея с тенью матери. Тени древних жен выходят из
Эреба и рассказывают о судьбе своей Одиссею. Он хочет прервать свою
повесть, но Алкиной требует, чтобы он ее кончил, и Одиссей продолжает.
Явление Агамемнона, Ахиллеса с Патроклом, Антилохом и Аяксом. Видение
судящего Миноса, звероловствующего Ориона, казней Тития, Тантала и Сизифа,
грозного Гераклова образа. Внезапный страх побуждает Одиссея возвратиться
на корабль; и он плывет обратно по течению вод Океана.

Песнь XII. Вечер тридцать третьего дня

Одиссей оканчивает свое повествование. Возвращение на остров Эю.
Погребение Ельпенора. Цирцея описывает Одиссею опасности, ему на пути
предстоящие. Он покидает ее остров. Сирены. Бродящие скалы. Плавание между
утесов Харибды и Скиллы, которая разом похищает шестерых из сопутников
Одиссея. Вопреки Одиссею, корабль его останавливается у берегов Тринакрии.
Сопутники его, задержанные на острове противными ветрами, истощив все свои
запасы, терпят голод и наконец, нарушив данную ими клятву, убивают быков
Гелиоса. Раздраженный бог требует, чтобы Зевес наказал святотатство, и
корабль Одиссеев, вышедший снова в море, разбит Зевесовым громом. Все
погибают в волнах, кроме Одиссея, который, снова избегнув Харибды и Скиллы,
брошен наконец на берег Калипсина острова.

Песнь XIII. Тридцать четвертый день и утро тридцать пятого

Одиссей, одаренный щедро царем Алкиноем, царицею Аретою и феакийцами,
покидает с наступлением ночи их остров. Он засыпает. Тем временем корабль
феакийский, быстро совершив свое плавание, достигает Итаки. Вошедши в
пристань Форкинскую, мореходцы выносят Одиссея на берег сонного и там
оставляют его со всеми сокровищами, полученными им от среакийцев. Они
удаляются. Раздраженный Посейдон превращает корабль их в утес. Одиссей
пробуждается, но не узнает земли своей, которую Афина покрыла густым
туманом. Богиня встречается с ним под видом юноши. Он рассказывает ей о
себе вымышленную повесть; тогда Афина открывается ему, приняв на себя образ
девы. Спрятав сокровища Одиссеевы в гроте наяд, богиня дает ему
наставление, как отмстить женихам, превращает его в старого нищего и,
повелев ему идти во внутренность острова к свинопасу Евмею, сама улетает в
Лакедемон к Телемаху.

Песнь XIV. Тридцать пятый день

Одиссей приходит к Евмею; позавтракав с ним, он уверяет старого
свинопаса, что господин его скоро возвратится, и подтверждает то клятвою;
но Евмей ему не верит. Одиссей рассказывает ему вымышленную о себе повесть.
Ввечеру все другие пастухи возвращаются с паствы. Евмей убивает
откормленную свинью на ужин. Холодная ночь; Одиссей вымышленным о себе
рассказом побуждает Евмея дать ему теплую мантию на ночь. Все засыпают в
доме; один Евмей уходит наблюдать за стадом, оставленным в поле.

Песнь XV. Тридцать пятый и тридцать шестой день. Утро тридцать седьмого

Афина, явяся во сне Телемаху, побуждает его возвратиться в отечество.
Одаренный щедро Менелаем и Еленою, он покидает вместе с Писистратом
Лакедемон. Ночлег у Диоклеса. На другой день, миновав Пилос, Телемах
садится на корабль, берет с собою Феоклимена и пускается в море. Тем
временем Одиссей объявляет Евмею, что он намерен идти в город просить
подаяния и вступить в службу к женихам. Евмей его удерживает у себя и
советует ему дождаться возвращения Телемахова. По просьбе Одиссея он
рассказывает ему о его отце и о его матери, наконец и о том, что с ним
самим в жизни случалось. Телемах, прибывши рано поутру к берегам Итаки,
посылает корабль свой в город, а сам идет к Евмею.

Песнь XVI. Тридцать седьмой день

Телемах приходит в жилище Евмея, который принимает его с несказанною
радостию. Он посылает Евмея в город возвестить Пенелопе о возвращении сына.
Одиссей, повинуясь Афине, открывается Телемаху; они обдумывают вместе, как
умертвить женихов. Сии последние тем временем, подстрекаемые Антиноем,
составляют заговор против Телемаховой жизни; но Амфином советует им наперед
узнать волю Зевеса. Пенелопа, сведав о замысле, делает упреки Антиною;
Евримах лицемерно старается ее успокоить. Евмей возвращается в хижину.

Песнь XVII. Тридцать осьмой день

Телемах уходит в город, повелев Евмею проводить туда и своего гостя.
Встреченный радостно матерью и домашними, он потом идет на площадь и
приводит оттуда с собою Феоклимена. Пенелопа расспрашивает? его о том, что
с ним было во время путешествия; Феоклимен пророчествует ей возвращение
Одиссея. Тем временем Евмей отправляется с Одиссеем в город; дорогою
встречают они Меланфия, который их обоих оскорбляет. Пришед к своему дому,
Одиссей видит на дворе свою старую собаку, которая, узнавши его, умирает.
Он входит в пировую палату, просит милостыни у женихов; Антиной, ругаясь
им, бросает в него скамейкой. Пенелопа зовет его к себе, желая расспросить
об Одиссее; он обещается прийти к ней ввечеру.

Песнь XVIII. Тридцать осьмой день

Бой Одиссея с Иром. Он напрасно советует Амфиному расстаться с
женихами. Пенелопа подает им надежду на скорый брак; они приносят ей
подарки. Меланфо оскорбляет Одиссея. Евримах бросает в него скамейкою.
Женихи расходятся по домам.

Песнь XIX. Вечер тридцать осьмого дня

Одиссей вместе с Телемахом выносит оружия из столовой, потом остается
один. Меланфо снова его оскорбляет. Он рассказывает Пенелопе вымышленную о
себе повесть и уверяет ее, что Одиссей скоро возвратится в дом свой.
Евриклея узнает его по рубцу на ноге; он повелевает ей молчать. Пенелопа
рассказывает ему сон свой, потом говорит, что отдаст руку свою тому из
женихов, который победит других стрельбою из Одиссеева лука; наконец
Пенелопа удаляется.

Песнь XX.
Ночь с тридцать осьмого на тридцать девятый день. Утро и полдень тридцать девятого дня

Одиссей ложится спать в сенях; жалобы Пенелопы его пробуждают. Добрые
знамения. Столовую приготовляют к пиру. Являются сперва Евмей, потом
Меланфий, который опять оскорбляет Одиссея, и, наконец, Филойтий, смотрящий
за стадами коров. Знамение удерживает женихов, имевших намерение умертвить
Телемаха. За столом Ктесипп оскорбляет Одиссея. Чувства женихов приходят в
расстройство: Феоклимен предсказывает им близкую гибель.

Песнь XXI. Тридцать девятый день

Пенелопа приносит лук и стрелы Одиссеевы; при виде их Евмей и Филойтий
проливают слезы; Антиной насмехается над ними. Телемах устанавливает жерди
для стрельбы и пытается натянуть лук; Одиссей подает ему знак, чтобы он его
оставил. Женихи напрасно стараются натянуть его. Одиссей открывает себя
Евмею и Филойтию; они приготовляются к умерщвлению женихов. После
неудачного Евримахова опыта натянуть лук Антиной предлагает отложить
стрельбу до другого дня. Одиссей просит, чтоб ему позволили сделать опыт;
женихи тому противятся; но, по приказанию Телемаха, лук подан Одиссею; он
его натягивает, стреляет и попадает в цель.

Песнь XXII. Тридцать девятый день

Одиссей убивает Антиноя, открывается женихам и отвергает мирное
предложение Евримаха. Телемах приносит сверху оружия; он забывает затворить
дверь, и в нее входит Меланфий, который снабжает оружиями женихов; но
схвачен потом Евмеем и Филойтием; они запирают его, связанного, наверху.
Явление Афины, сперва в виде Ментора, потом в виде ласточки; она приводит в
расстройство чувства женихов. Все они, кроме глашатая Медонта и певца
Фемия, умерщвлены. Одиссей повелевает вынести трупы из столовой. Казнь
рабынь и Меланфия. Одиссей посылает Евриклею позвать Пенелопу.

Песнь XXIII. Вечер тридцать девятого и утро сорокового дня

Евриклея приносит радостную весть Пенелопе, которая идет вместе с нею
в пировую палату. Пенелопа медлит узнать своего супруга. Одиссей, чтобы
обмануть жителей города, учреждает шумную пляску; омывшись в купальне, он
возвращается к Пенелопе и, сказав ей тайну, только им двум известную,
уничтожает все ее сомнения. Все ложатся спать. Одиссей и Пенелопа
рассказывают друг другу свои приключения. С наступлением утра Одиссей идет
к отцу своему Лаэрту.

Песнь XXIV. Сороковой день

Души женихов, приведенные Эрмием в Аид, встречают там Ахиллеса и
Агамемнона. Амфимедон рассказывает о погибели женихов Агамемнону, который
воздает хвалу мужественному Одиссею и благонравной Пенелопе. Тем временем
Одиссей открывается отцу; за обедом он узнан Долионом и его сыновьями.
Весть о погибели женихов возбуждает в городе мятеж. Евпейт ведет своих
сообщников против Одиссея. Одиссей остается победителем. Между враждующими
заключается мир с помощью Афины.

Год: VIII век до н.э. Жанр: поэма

Главные герои: царь Одиссей, сын Телемах, богиня Афина.

Одиссей после десяти лет странствий по морю находится в плену у нимфы Калипсо. С помощью богов ему удается вырваться их плена и он попадает к царю Алкиною, которому рассказывает о своих странствованиях. Посейдон мстит ему за ослепление своего сына и не дает вернуться домой.

Во время странствований он пережил девять приключений и теперь надеется на помощь царя. Алкиной дарует ему корабль и он возвращается на Итаку. Однако здесь к его жене сватаются вельможи, которые хотят стать правителями Итаки. Одиссей с помощью сына Телемаха убивает женихов и вновь воцаряется на родине.

Произведение учит не боятся трудностей и всегда идти до конца.

Читать краткое содержание Одиссеи Гомера

Десять лет прошло после Троянской войны. Боги Олимпа собрались на совет. Любимая дочь Зевса Афина обращается с речью к отцу, прося заступничества за Одиссея, который находится в плену у Калипсо. Влюбленная нимфа не желает отпускать героя, а он томится по дому и семье. Дома же его считают погибшим. Жену его Пенелопу досаждают женихи, которые требуют избрать Итаке нового правителя, а ей мужа. Женщина обманывает их, обещая, что выберет мужа только тогда закончить ткать саван для старого отца Одиссея. Однако днем она работает, а ночью тайно ото всех распускает саван. Но женихи все более и более докучают ей. Поддерживает мать Одисеев сын Телемах, с которым никто не считается из-за его молодости. Однажды юноше является незнакомец, который советует тому снарядить корабль и поплыть по окрестностям, узнать что-либо об отце. Если он услышит, что тот жив, пусть скажет женихам ждать еще год, если же, что отец умер – мать выберет нового мужа сразу после поминок. С этими словами странник исчез, ведь это была сама Афина. Телемах так и поступил. Он плывет к ахейским полководцам, которые вернулись с войны – Нестору и Менелаю. От последнего узнает, что его отец находится в плену у Калипсо.

В это время Зевс направляет Гермеса к колдунье с приказом отпустить пленника. Нимфа опечалена, но ослушаться не смеет. Однако у Одиссея нет корабля, чтобы уплыть. Он делает плот и выходит в море. Увидев, что пленник сбежал, Посейдон, ненавидящий героя, насылает на него шторм. Помогают ему морская нимфа и Афина. На третий день Одиссей приплывает к земле, где правит Алкиной. Здесь его находит дочь царя и приводит к отцу.

На пиру Алкиноя Одиссей открывает свое имя и рассказывает о своих скитаниях. Сначала он попал к лотофагам, где растет лотос, отведав который человек обо всем забывает, что и случилось со спутниками героя. Силой их вернули на корабль. Далее он попал к циклопам и ослепил там сына Посейдона, за что бог и мстит ему, не позволяя вернуться домой. Спасаясь от шторма, заплыл он на остров бога Эола, который дал в подарок мешок с ветрами. Их Одиссей должен был отпустить, когда вернется домой. Однако уже у берегов родной Итаки, герой уснул, а его спутники развязали мешок, и ветры вырвались, отчего поднялся ураган и унес корабль в море. Однажды Одиссей пристал к берегу великанов, которые обрушили на его корабли большие скалы.

Только один корабль удалось спасти. На нем путники доплыли к колдунье Кирке, которая обратила их в свиней. Одиссей же получил дар от Гермеса, и чары оказались бессильны против него. Он заставил ведьму вернуть друзьям человеческий облик и требовал вернуть их домой. Но она лишь рассказала, что им необходимо спросить совет у мертвого пророка Тиресия. Одиссей спускается к царству мертвых и по наущению Кирки закалывает черного барана. На его кровь слетаются души умерших, среди которых странник находит пророка. Тот ему предсказывает возвращение домой. Также ему удается поговорить с матерью и мертвыми друзьями. Далее он с помощью хитрости сумел проплыть мимо сирен, Сциллы и Харибды. Напоследок он попадает на остров Гелиоса, где его голодные спутники, пока он спал, ослушались его приказа не трогать священных быков и баранов, и зарезали животных. Увидев это, Гелиос попросил Зевса наказать обидчиков. Уйдя из острова, корабль попал в страшный шторм. Все погибли, и только Одиссей на обломке бревна попал на берег Калипсо.

Алкиной дает путнику корабль и тот благополучно возвращается на Итаку. Здесь его встречает Афина и превращает в нищего старца. Он просит приют у старого свинопаса Евмея. Сюда направляет богиня его сына, который только что вернулся из странствий и Одиссей открывается Телемаху. Все вместе они отправляются во дворец, герой вновь в обличии старика. Однако его стразу же узнает его пес, а позже – старая служанка. В это время Пенелопа устраивает состязание: надо натянуть лук Одиссея и пустить стрелу так, чтобы она прошла сквозь 12 колец. Но никто из 120 женихов не может даже натянуть лук. Тогда участвовать в состязании просится нищий. Он выпускает стрелу и она, пролетая сквозь кольца, вонзается в стену.

Одиссей постает перед людьми в своем истинном облике, женихи нападают на него. Он вместе с Телемахом всех побеждает. Пенелопе служанка возвещает о возвращении мужа, но та не верит, что это он. Тогда Одиссей говорит, что раз так, он будет спать один. Пенелопа приказывает вынести постель из царской спальни в его покой. Одиссей отвечает, что это невозможно ведь он сам сколотил постель так, что вместо ножек у нее пень. Пенелопа бросается мужу на грудь. Однако родственники погибших женихов решают отомстить Одиссею, но Зевс и Афина останавливают раздор.

Картинка или рисунок Гомер - Одиссея

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Дикий помещик Салтыков-Щедрин

    В рассказе говорится о зажиточном помещике, у которого было всё, кроме ума. Больше всего на свете его печалили простые мужики, и очень он хотел, чтобы их не было на его земле. Получилось так, что его желание исполнилось, и остался он один в своём поместье

  • Краткое содержание Судьба барабанщика Гайдар

    В одной деревне жил себе обыкновенный мальчик. Он ходил в школу, и всё у него было не плохо, даже учился играть на барабане. Отец рано овдовел, и привёл сыну мачеху Валентину.

  • Пушкин

    Известнейший русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин прославил отечественную литературу своим творчеством далеко за пределами Родины и сделал ее одной из мировой.

  • Краткое содержание Бунин Солнечный удар

    Этот рассказ удивителен, своеобразен и весьма увлекателен. В нём пишется о внезапной любви, о возникновении чувств, к которым персонажи не были готовы и время у них нет, что б в этом всём разбираться. Но главный персонаж и не подозревает

  • Краткое содержание Преступление и наказание Достоевского

    Стояла невыносимая жара, главный герой произведения Раскольников вышел из своей арендуемой каморки, избегая встречи с хозяйкой, так как должен был ей денег. Молодой, привлекательный