Главная · Породы кошек · Организация обслуживания читателей в библиотеке. Библиотечное обслуживание.уч.пособие. В чём заключается индивидуальная работа с читателем

Организация обслуживания читателей в библиотеке. Библиотечное обслуживание.уч.пособие. В чём заключается индивидуальная работа с читателем

Читатели детской библиотеки - дети и подростки (дошкольники и учащиеся по 9кл. общеобразовательной школы включительно). Их библиотечное обслуживание дифференцировано в зависимости от возраста читателей..

В детской библиотеке создаётся обычно два отдела обслуживания: для читателей младшего школьного возраста (учащихся 1-4-х классов и дошкольников) и для читателей среднего школьного возраста (учащихся 5-9-х классов). Это ещё и обусловлено ФЗ №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Для каждого возрастного периода характерны свои закономерности чтения, особые проявления различных читательских качеств.

Существует общий принцип: для младших детей нужно использовать больше наглядности, для старших – информативности. Чем младше ребёнок и чем труднее ему удерживать своё внимание, тем больше игр, разнообразных наглядных средств (картинки, мультфильмы, различные предметы и т.д.) должно быть использовано в тех формах работы, которые выбирает библиотекарь. По мере взросления ребёнок может дольше концентрировать внимание, поэтому должна возрастать информативность занятий, бесед и т.д.

У маленьких детей (с 1 года до 3 лет) – предметное мышление. Для них книга – это предмет, который можно трогать, теребить, пробовать на вкус. Для этой возрастной группы нужны игрушки и различные книжки-картинки (с картонными страницами без острых уголков, с мягкими и приятными на ощупь обложками, мягкие книжки из ткани). При работе с малышами преобладают зрелищные формы работы – узнавание знакомых персонажей по картинкам, игровые выставки, театральные кукольные миниатюры. Однако этот возраст крайне важен для знакомства с книгой, приобщения к пониманию простейших текстов, пополнения словарного запаса ребёнка, поэтому для маленьких так необходимо выразительное чтение вслух.

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста (3–7 лет) является игра. В игре дети учатся общению друг с другом, у них формируется творческое воображение, активно развивается речь. Это период, когда ребёнок начинает ощущать себя личностью.

Привлечение дошкольников к книге и чтению должно идти через игру, которую организовывает и поддерживает взрослый, поскольку сами дети на это ещё не способны. Например, можно водить хороводы, делать вместе с детьми самодельные книги, создать бумажный кукольный театр, в котором разыгрывать уже знакомые детям сказки и т.д. Это не только поможет детям сконцентрировать внимание на определённой книге, но и разовьёт мелкую моторику рук, будет способствовать лучшему развитию речи.

Поскольку дошкольника в библиотеку, как правило, приводят родители, обязательно нужно уделять им внимание, привлекая к совместным занятиям и побуждая к дальнейшим посещениям детской библиотеки.

К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации. В условиях общения со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу из числа предложенных; достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого они инсценируют отрывки произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей; знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Дети способны сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Играя в любимых персонажей, дети могут переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками.

В период дошкольного детства ребёнок накапливает достаточный читательский опыт. Тяга к книге - важнейший итог развития дошкольника-читателя.

У детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) ведущей становится познавательная, учебная деятельность. После поступления в школу дети ещё долго играют, но игра перестаёт быть основным содержанием их жизни. У них формируется внутренняя жизнь, переживания, не обязательно связанные с внешними событиями. У детей этого возраста доминирующей функцией становится мышление, интенсивно развиваются мыслительные процессы, появляется осознанная потребность в саморазвитии, в самосовершенствовании. Они начинают размышлять перед действием, поступком.

У детей данного возраста растёт интерес к вопросам устройства мира, значит, библиотекарю стоит предложить им для чтения научно-познавательные книги. В этом возрасте особенно эффективны будут развивающие библиотечные занятия, которые представляют школьную программу с неожиданной, интересной стороны. Дети рады участвовать в различных экспериментах, олимпиадах и КВН, играть в спектаклях по прочитанным книгам, своими руками делать для них костюмы и т.д.

Подростковый возраст (12–15 лет) часто называют затянувшимся кризисом. Границы этого периода значительно варьируются – одни дети вступают в него раньше, другие позже. Ведущей деятельностью в этот период становится общение.

Подростки нуждаются в особом внимании, поскольку в этом возрасте многие из них перестают читать. Задача библиотекарей и других специалистов, осведомленных об этой особенности психического и эмоционального развития, заключается в том, чтобы предоставить юному читателю широкий спектр книжной и медиапродукции, отвечающей его меняющимся интересам. В индивидуальной работе следует учитывать специфику возраста, не приемлющего всякого рода наставлений. Читатель-подросток может вступить в общение с библиотекарем, довериться ему в случае большого уважения к его знаниям, опыту и если он уверен, что его поймут. Подростки любят, когда библиотекарь «рассказывает о хороших книгах», «может посоветовать, что почитать», «если книга захватывающая, её можно с ним обсудить». Подросток примет совет только от человека, который в «теме», библиотекарь должен хорошо ориентироваться в литературе, чтобы заинтересовать читателя-подростка.

В чём заключается индивидуальная работа с читателем?

Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание (или индивидуальная работа) - процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями, учитывающий личностные особенности каждого.

Последнее необходимо для того, чтобы читатель взял именно «свою» книгу, то есть доступную ему по уровню культуры чтения, соответствующую его интересам и реальным потребностям, учитывающую индивидуально-психологические особенности и возможности.

Круг задач индивидуального обслуживания довольно широк: помощь в определении тематики чтения, выборе конкретной литературы, обсуждение прочитанного с целью определения и формирования читательских интересов и уточнения запросов, воспитания культуры чтения, оказаний помощи в поиске произведений печати и ознакомлении с библиографическими источниками и справочниками.

Универсальным способом индивидуальной работы является индивидуальная беседа с читателями библиотеки. Она выступает как самостоятельный способ, так и присутствует во всех других способах индивидуального библиотечно-библиографического обслуживания и включает три взаимосвязанных вида:

беседа при записи читателя в библиотеку;

беседа при получении от пользователя прочитанной книги.

Беседа при записи в библиотеку даёт возможность собрать сведения о человеке, пожелавшем стать читателем. Во время этой беседы его знакомят с правилами пользования, с её информационными возможностями, устанавливают уровень культуры чтения записывающегося, какими библиотеками читатель пользуется, наличие личного книжного собрания. Сведения, полученные в ходе этой беседы, библиотекарь заносит в раздел читательского формуляра «заметки библиотекаря».

Рекомендательную беседу строят таким образом, чтобы читатель захотел прочесть книгу. Например, в рекомендательной беседе по художественному произведению желательно приводить яркие сведения о личности писателя, о замысле произведения, показать, почему писателя волновали именно эти мысли, почему использован именно этот жанр. Целесообразно остановиться на творческой истории произведения. Полезно рассказать о том времени, когда появилось произведение, как его приняли современники. Чтобы читателю легче было разобраться в произведении, нужно обратить его внимание на основные проблемы в нём. Если по произведению создан фильм или спектакль, то об этом непременно нужно упомянуть. Не обязательно, конечно, все эти вопросы затрагивать в каждой беседе - само произведение и читатель подскажет библиотекарю, на чём лучше остановиться.

ПРИМЕР ДИАЛОГА ЧИТАТЕЛЯ И БИБЛИОТЕКАРЯ:

Читатель (девочка, 8 класс) сдаёт книгу А. Беляева «Человек-амфибия»: Очень интересная книга. Я её буквально за три дня прочитала.

Библиотекарь: А тебе больше понравился роман или одноимённый фильм? Ты видела его?

Ч.: Да, я смотрела фильм. Но там не всё совпадает с книгой. Роман мне почему-то больше понравился.

Б.: Беляев вообще увлекательно пишет. Таня, а ты! читала еще какие-нибудь его произведения?

Ч.: Да: «Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей»... А у вас есть ещё что-нибудь из его творчества?

Б.: Конечно. Возьми книгу «Последний человек из Атлантиды!». Такой захватывающий роман!.. Лично мне он понравился больше всего из того, что я прочитала у Беляева.

Ч.: Правда? Тогда принесите мне его, пожалуйста. Когда я его прочитаю, поделюсь с вами своими впечатлениями.

Данный диалог включил в себя элементы и беседы о прочитанном, и рекомендательной беседы. Подобные беседы нередко проходят и на младшем абонементе (дошкольники - 4 класс). Как отмечалось выше, именно с раннего детства необходимо прививать любовь к книге и чтению. Этому во многом способствуют беседы диалоги, проводимые сотрудниками младшего отдела с малышами и их родителями.

Беседа о прочитанном. Характер беседы зависит от многих факторов: особенности книги (содержание, читательское назначение), читательское развитие пользователя библиотеки и др. Главное - выяснение степени достижения задачи чтения (выявление уровня восприятия, понимания прочитанного, уточнение читательских интересов и т. д.).

Типовые приёмы, обеспечивающие создание условий для вступления читателя в беседу с библиотекарем:

Индивидуальная работа с читателем требует определённых личностных качеств библиотекаря, прежде всего таких, как уважение к людям, отзывчивость, вежливость, умение понять интересы другого человека, коммуникабельность, выдержка, наблюдательность, любознательность, оперативность и чёткость решений и действий, творческий подход к работе.

Формы и методы бесед с читателями

В работе с детьми очень важно применение игровых элементов. Как правило, их используют в массовой работе. Применение же игровых элементов в индивидуальном руководстве чтением могло бы дать второе дыхание старым методам. Если библиотекарь вместо «допроса» переминающегося с ноги на ногу смущённого ребёнка предложит ему: «Давай посоревнуемся, кто больше – ты или я – назовём героев из книжки, которую ты прочёл, кто больше вспомнит смешных эпизодов из повести, кто точнее даст характеристику главного героя, кто интереснее придумает повести другой конец и т.д.», то читатель с большим доверием отнесётся к руководителю чтения и будет с нетерпением ждать предстоящую встречу в библиотеке.

Сделать более интересным процесс индивидуального руководства чтением для ребенка помог бы и наглядный материал: литературное лото, плакаты, книжные выставки-игры типа:

  • игра «Кто автор?» - рядом с портретами писателей в кармашки читатель должен вложить карточки с названиями их произведений;
  • географическая карта-игра «Где это происходило?» - нужно отметить на карте место, где происходило действие нескольких книг, обложки которых помещены рядом;
  • игра «Восстанови текст» - разорванный текст или два разных текста вложить в конверт и предложить читателю восстановить написанное, сказать из какой он книги;
  • игра «Ералаш» – можно провести со стихами: строки стихотворений, написанные на отдельных полосках, разделены пополам. Первые слова каждой строки лежат слева, а продолжения – справа. Полоски эти перепутаны, получается бессмыслица. Задача читателя разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своём месте.

Часто библиотекари используют в беседе о прочитанном и творческие задания: предлагают нарисовать «иллюстрацию», «досказать» судьбу героя, написать отзыв, рассказать о книге товарищам. Непосредственные суждения, собственные вопросы читателя при обмене книг – важнейший исходный элемент беседы, и к ним библиотекарь должен быть предельно бережным. Поддерживая или опровергая мнение читателя, подключая к разговору и других читателей, библиотекарь может оказать не меньшее влияние на его читательскую деятельность, чем прямой постановкой вопроса, которую современный подросток воспринимает часто как покушение на его свободу, контроль за его чтением.

Важным звеном индивидуального общения с читателем являются отзывы о прочитанном. Они используются в библиотеке как активное средство рекомендации литературы широкому кругу читателей. Сбор отзывов часто практикуется в библиотеках, обслуживающих детей, и нередко связан с подготовкой конференций, обсуждений, встреч с писателями.

В работе с читателями-подростками используются и игровые приёмы. Чаще всего это игры-путешествия, когда требуется ведение дневников, написание писем сверстникам и др. Такие отзывы-сочинения дают возможность проявиться фантазии ребёнка, одновременно они выявляют его знания, познавательный и духовный опыт.

Многие детские библиотеки составляют специальные памятки, как лучше написать отзыв. В зависимости от индивидуальности подростка предлагается тот или иной вариант письменного высказывания. Отзывы-отклики можно поместить в специальные папки, на стендах под такими названиями: «Удивительная встреча», «В этой книге я нашёл себя», «Эта книга мне понравилась».

У читателей младшего возраста отзывом на книгу может стать и рисунок, нарисованный после прочтения книги. В детской библиотеке эти рисунки традиционно используются на стендах-выставках, а также при оформлении книжных выставок. Мы рисунки размещаем в газете «Страна Читалия» и на сайте нашей библиотеке.

Таким образом, в работе с читателем библиотекарь использует все методы и средства индивидуального общения: от прямого диалога до опосредованных форм общения. Все они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Что такое «руководство чтением»?

Руководство чтением - целенаправленное воздействие на содержание и характер чтения с помощью различных форм и методов деятельности библиотек. Оно основано на принципах дифференцированного подхода к читателям, систематичности.

Руководство чтением базируется на изучении и учёте читательских интересов и потребностей и осуществляется различными формами и методами индивидуальной, групповой и массовой работы, а также через справочно-библиографический аппарат библиотеки, систему рекомендательных библиографических пособий, систему наглядной пропаганды литературы, открытый доступ к фондам, средствами массовой информации, через наиболее подготовленных читателей.

Эта деятельность включает:

  • помощь читателям в выборе произведений печати и других документов, информацию о литературе в соответствии с интересами и потребностями читателей;
  • подбор и рекомендацию литературы по теме читательского запроса; содействие формированию новых читательских интересов и потребностей;
  • помощь читателю в овладении навыками самостоятельного выбора книг (систематическая пропаганда библиотечно-библиографических знаний, обучение читателя методам ориентации в библиотечном фонде и справочно-библиографическом аппарате библиотеки);
  • помощь читателям в процессе чтения и восприятия прочитанного (беседы о прочитанном, анализ отзывов читателей о книге, их выступление на читательских конференциях, обучение читателей методам рационального чтения).

Индивидуальное плановое чтение - наиболее распространённая и действенная форма руководства чтением. Здесь используются планы чтения и другие «малые формы» библиографической продукции для организации индивидуального планового чтения, которые разрабатываются библиотекарями по желанию читателей.

Используются в основном три вида индивидуального планового чтения на основе:

  • типовых планов чтения, которые создаются после анализа наиболее часто повторяющихся интересов пользователей (например, списки по любимым сериям книг «Романы для девочек», «Детский детектив», «Любителям ужастиков», «Фэнтези – это серьезно» и т.д.);
  • аннотированных списков литературы типа «Что читать дальше?» В фонде открытого доступа в книги, полезные с точки зрения библиотекаря, вкладываются списки литературы, которые помогают продолжить чтение, если тема заинтересовала читателя;
  • составления индивидуальных планов чтения наиболее подготовленным читателям вместе с библиотекарями на основе рекомендательных указателей литературы и других библиографических изданий. Например: план чтения «Страна фараонов» (6 класс); «Путешествуем по Японии» (7 класс).

    Каталоги как основа любой библиотечной деятельности, история их появления и классификация. Необходимость создания в библиотеке разнообразных каталогов. Функции, организация и правила пользования алфавитным и систематическим каталогами, их отличия.

    Учет фонда как комплекс операций, обеспечивающих фиксацию сведений о величине, составе и движении фонда, а также его сохранность, назначение данного процесса в деятельности предприятия и предъявляемые требования. Сроки и порядок проверки фондов.

    Библиографическая работа как совокупность процессов по библиографированию и библиографическому обслуживанию. Составление библиографических материалов различного содержания и назначения. Объём библиографической деятельности, используемые формы и методы.

    Определение, состав и задачи справочно-библиографического аппарата (далее сба). Особенность сба библиотек разных типов. Дискуссия о сущности Сба: что же такое - сба и Сбф в библиотеке.

    Организация практики для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебной), по профилю специальности (технологической), квалификационной (стажировки, преддипломной). Общие требования, предъявляемые к студенту, прошедшему все виды практики.

    Становление и развитие Национальной библиотеки Франции как одной из старейших и крупнейших библиотек. История возникновения отделов Библиотеки и их современное состояние. Библиотечное обслуживание в новом комплексе Национальной библиотеки Франции.

    Сохранение и развитие белорусской культуры – одна из острых и актуальных проблем нашего времени. Развитие культуры – это и формирование образа жизни, системы ценностей, традиции и мировоззрения. Изменения в формировании библиотечной системы в Беларуси.

    Национальная библиотека Беларуси, ее рождение в начале ХХ ст. и гуманная миссия хранительницы наследия народа. Устойчивые связи по международному книгообмену, научная деятельность. Электронная библиотека как новый вид кумуляции информационных ресурсов.

    История развития библиотечного дела в Беларуси. Библиотека Полоцкого Софийского собора. Роль книжных фондов монастырей в становлении белоруской культуры. Первые типографии. Реформа школьного образования. Национальная библиотека республики Беларусь.

    Библиотечный фонд как упорядоченное собрание документов, предназначенное для хранения и общественного использования. Классификация документов в библиотечном фонде по различным признакам. Особенности формирования и управления библиотечным фондом.

    Библиотека как региональный центр мегапроекта "Пушкинская библиотека". Поступления новых изданий в библиотеку. Работа по совершенствованию форм государственно-общественного управления библиотечным делом в крае и по экологическому просвещению юношества.

    Анализ основных положений Кодекса этики российского библиотекаря, где изложены стандарты профессионального поведения, отвечающие задачам и интересам библиотечной профессии. Проблема библиотечно-информационного обслуживания современных пользователей.

    Понятие и структура, содержание и назначение автоматизированных библиотечных информационных систем, их развитие на современном этапе и особенности применения. Электронный каталог как важнейший инструмент автоматизации, принципы и этапы его построения.

    Информационная культура как многоаспектное понятие, возможности и способности человека ориентироваться в информационном пространстве. Описание опыта работы библиотеки по формированию информационной культуры и библиографическому обучению читателей.

    Рассмотрение понятия информационных ресурсов, их классификации. Определение главной задачи Национальной Библиотеки Беларуси в формировании информационных ресурсов. Введение в действие форм виртуально-справочно-информационного обслуживания в библиотеках.

    Возникновение и становление главной библиотеки Сибири и Дальнего Востока. ГПНТБ СО РАН сегодня. История возникновения библиотеки, первые этапы деятельности. Показатели деятельности, значимость, потенциал, основные направления работы ГПНТБ СО РАН.

    Значение работы с краеведческой литературой. Задачи и организационные формы российского краеведения. Краеведческая литература и край. Формирование фонда краеведческой литературы в библиотеке. Функции и организация российской краеведческой библиографии.

    Определение научной библиотеки, ее значение и классификация. Виды научных библиотек и их характеристика: универсальная, специальная и отраслевая библиотека. Местонахождение, ведомственная принадлежность и структура Российской национальной библиотеки.

    Рассмотрение разных трактовок понятия "база данных". Классификация баз данных по модели данных и методу доступа. Ознакомление с содержанием основных баз данных Национальной, Республиканской научно-технической и научно-медицинской библиотек Беларуси.

    Библиотечная инновация как новое самостоятельное направление библиотековедения. Основные функции библиотеки как системы и социального института, компьютеризация ее деятельности. Автоматизация библиотечных процессов, внедрение информационных технологий.

Белорусский государственный университет культуры и искусств

Факультет заочного обучения

Кафедра ИДК

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: Обслуживание пользователей библиотек

Тема: Система обслуживания пользователей в библиотеке

Выполнил:

студентка 4 курса

Комлева Ольга Сергеевна

Проверил: преподаватель

Переверзева Ю.А.


Раскрытие организационной структуры библиотеки-филиала №20

Библиотечное обслуживание - это открытая, многоуровневая подсистема библиотеки по предоставлению разнообразных информационных услуг, ориентированная на пользователей. Поэтому функционирование этой подсистемы связано с мониторингом, анализом и оценкой состояния рынка реальных и потенциальных пользователей, их потребностей и ожиданий, исследованием развития информационно-культурных и образовательных услуг в регионе и состояния пользовательской среды внутри библиотеки, анализа качества предоставляемых самой библиотекой услуг, их соответствия потребностям пользователей. Для обеспечения этого необходимо управление библиотечным обслуживанием. Управление библиотечным обслуживанием - совокупность процессов, с помощью которых уполномоченные лица поддерживают и направляют эту деятельность на удовлетворение потребностей пользователей. Управление предполагает прогнозирование, планирование, организацию, координацию, анализ, руководство, учет, контроль.

Библиотека-филиал №20 г. Минска.

Библиотека № 20 открылась в Октябрьском районе белорусской столицы 28 ноября 1991 года. В течении 20 лет не удавалось увеличить число библиотек-филиалов ЦСГПБ и, наконец, новая публичная библиотека начала свою работу! Главными приоритетами своей деятельности коллектив библиотеки определил качественное информационное обслуживание читателей в комфортных условиях. Основное внимание уделяется двум направлениям: накоплению информационных ресурсов и организации библиотечного пространства решением современного дизайнерского оформления. На сегодняшний день в библиотеке сформировался фонд более 40 тыс. экземпляров документов; каждый год в библиотеку обращается около 6 500 читателей. Однако существует и другой показатель - отклики читателей о работе библиотеки. Читатели обращают внимание на современный интерьер библиотеки, отмечают, что им приятно работать в комфортных условиях. Творческие и хозяйственные инициативы коллектива библиотеки всегда находят поддержку руководства ЦСГПБ. В течении 10 лет библиотека стала одним из культурных центров района. С самого начала её существования было налажено плодотворное сотрудничество с администрацией Октябрьского района. Библиотека всегда принимает самое активное участие в фестивале народного творчества "Сузор`е", в организации районных праздников. Налажено сотрудничество с социальными службами в рамках программы "Милосердие" по обслуживанию отдельных категорий читателей на дому. Важным направлением деятельности библиотеки является организация культурных программ для читателей. За 10 лет накоплен значительный опыт работы в этом направлении. Выбрана двухступенчатая концепция развития культурно-образовательных программ: образовательная и коммуникационная. Образовательная часть подразумевает сотрудничество с учебными учреждениями: средними школами микрорайона, БУКам в области проведения мероприятий в помощь образовательному процессу. Коммуникационная означает организацию камерных встреч: литературно-музыкальных гостиных, презентаций новых произведений белорусских писателей и т. д. Интересно, что почти все гости стали настоящими друзьями библиотеки. Картины, которые подарили художники - участники встреч, организованных вместе с Белорусским фондом культуры, украшают интерьер библиотеки. На книгах читатели видят автографы с пожеланиями известных белорусских писателей: Н. Гилевича, А. Жука, А. Дударева, А. Федоренко, В. Орлова, С. Тарасова, В. Некляева и т. д. Библиотека приглашает на свои мероприятия ведущих актеров театров. В 1996 году при библиотеке № 20 был открыт специализированный отдел украинской литературы. Отдел работает более 5 лет при поддержке белорусского общественного объединения украинцев "Ватра". Читатели имеют возможность приобщиться к культуре Украины через информационные ресурсы на украинском языке. Кроме этого, в библиотеке проводятся тематические мероприятия в рамках культурно-образовательной программы "Ватра". Таким образом, за 10 лет библиотека состоялась и как учреждение информационного сервиса, и как современный культурный центр. Но это было бы невозможно без налаженной работы высокопрофессионального коллектива, который возглавляет грамотный, современно мыслящий руководитель Татьяна Викторовна Тарнагурская, и хороших отношений между сотрудниками. Перспективу деятельности своего учреждения библиотекари связывают с современными библиотечно-информационными технологиями, с профессиональным образованием, с творческими находками. Спасибо им за добросовестный труд.

Библиотека – филиал №20 складывается со следующих отделов:

Отдел обслуживания

Читальный зал

Абонементский зал.

Отдел обслуживания складывается с читального зала и абонементского зала. Этот отдел непосредственно выполняет функцию обслуживания читателей. В отделе обслуживания выделе сектор, который занимается регистрацией, переоформлением читателей, выдачей и заменой читательских билетов.

Абонемент - ведущий отдел библиотеки по объёму и содержанию книжного фонда.

Отдел производит запись читателей на абонемент, осуществляет библиотечное обслуживание, выполняет тематические запросы на базе своего фонда, изучает круг пользователей и их информационные потребности, организует юбилейные выставки и выставки новых поступлений.

Отдел ведет обслуживание в автоматизированном режиме и предлагает читателям для домашнего чтения широкий выбор художественной литературы, периодических изданий, а также книги по истории, литературоведению, философии, психологии, религии, искусству и другим отраслям знаний.

Общий читальный зал является одним из самых многопрофильных отделов библиотеки. Его фонд составляет литература по самым разнообразным отраслям знаний, как естественнонаучным, так и общественно-политическим.

Экология, математика, физика, астрономия, химия, биология, зоология, ботаника, география, медицина (в том числе и литература по социальной медицине, гигиене, фармакологии, клинической медицине, народным и нетрадиционным способам лечения и т.д.), а также история, этнография, культурология, социология (в том числе и литература по отраслевым социологиям, конфликтологии, глобализации, методам социальной работы и т.д.), статистика, философия, религиоведение, этика, педагогика (в том числе и литература по теории и методике воспитания, по социально-образовательным технологиям, по педагогическому менеджменту, по управлению качеством преподавания, по методике преподавания учебных процессов и т.д.), политология, логика, психология (в том числе литература по общей и специальной психологии, социальной психологии, детской и взрослой психологии, психологии личности, психологии управления, а также труды основоположников отечественной и зарубежной психологии и т.д.), литература универсального содержания, литературоведение (в том числе и все шедевры мировой литературы в пересказах, сборники школьных сочинений, краткие материалы по русским и зарубежным писателям), языкознание, а также художественная литература классического и программного направлений - таковы составляющие книжного фонда читального зала.

Большое место в фонде отдела занимает справочная литература как универсального, так и отраслевого характера. Особо выделяются такие фундаментальные многотомные справочные издания, как Большая Советская энциклопедия, Советская Историческая энциклопедия, дореволюционное издание энциклопедии Брокгауза и Ефрона, Большая Медицинская энциклопедия, Географическая энциклопедия, химические, философские, военные и другие энциклопедии. Фонд отдела регулярно пополняется новейшими энциклопедическими изданиями, в том числе и такими, как Пушкинская энциклопедия, энциклопедия "Хроника человечества", энциклопедия "Народы и религии мира", энциклопедия "История 20-го века", "Полная иллюстрированная энциклопедия мирового футбола", Всемирная философская энциклопедия и многими другими.

Среди словарей и справочников читального зала особой полнотой обладает собрание словарей по языкознанию. В их число входят: Многотомный словарь русского языка АН СССР, словари Ушакова, Даля, Ожегова, а также словари по различным направлениям языкознания - лингвистским, фразеологическим, этимологическим, словообразовательным, иностранных слов и так далее.

На основе создания описаний литературоведческих сборников, поступающих в библиотеку, созданы и постоянно пополняются картотеки "Литературоведение" и "Литературные персоналии". Материалы из этих сборников не нашли отражения нигде, кроме данной картотеки, и найти их можно только у нас.

Фонд общего читального зала преимущественно состоит из учебной, научной и, в несколько меньшей степени, научно-популярной литературы, благодаря чему и удовлетворяет большинству читательских требований и запросов.

Информационные ресурсы читального зала – это большой выбор книг и периодики по различным темам

К услугам читателей:

Оперативное и качественное обслуживание книжными и периодическими изданиями;

Поиск и предоставление информации по интересующей Вас теме;

Консультационная помощь в поиске и выборе источников информации;

Выполнение справок с использованием фонда читального зала;

Предварительные заказы книг из отдела основного книгохранения библиотеки и журналов из хранилища ретроспективной периодики;

План занятия:

1. Цели, задачи и принципы современного библиотечного обслуживания.

Дифференциация в обслуживании.

2. Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания.
3. Индивидуальная работа с пользователями: особенности и методы.

1. Цели, задачи и принципы современного библиотечного обслуживания.

Библиотечно-библиографическое обслуживание - это деятель­ность, осуществляемая специально созданными для этой цели структур­ными подразделениями библиотеки, которые предоставляют пользователям библиографическую и фактографическую информацию, сами доку­менты или их копии, другие библиотечные услуги, обеспечивающие удов­летворение духовных, производственных, образовательных и других по­требностей.

Обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех подразделений, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния.

Цель, задачи и принципы библиотечного обслуживания (БО) определяются пониманием роли библиотеки и господствующей в обществе концепции читателя. Библиотеки, как социальные институты, предназначены предоставлять широкую и полную информацию читателю для решения различных жизненных проблем, то есть способствовать социализации личности в современном обществе.
Такое понимание цели библиотечного облуживания в полной мере отвечает специфической природе библиотеки как информационного института, а также ее социальной роли в обществе.
Сформулированная цель позволяет определить задачи библиотечного обслуживания, которые необходимо сделать для достижения этой цели:
- снижение барьеров (физических, интеллектуальных, технических, организационных, межличностных, финансовых) доступности получения пользователем необходимой ему информации и библиотечных услуг;
- постоянное изучение читательских и информационных интересов, запросов и потребностей пользователей с целью наиболее их полного удовлетворения;
- расширение номенклатуры и повышение уровня креативности
- содействие формированию культуры чтения и информационной культуры пользователей;
- продвижение чтения в нечитающие слои общества.
Решение каждой из этих задач будет способствовать облегчению доступа к информационным ресурсам и расширению круга пользователей, способных применять их для достижения своих жизненных целей.
На понимании роли библиотеки в обществе и цели библиотечного обслуживания базируется также определение принципов библиотечного обслуживания.

Сегодня их формулируют следующим образом:
- Конгруэнтность (от лат. congruens – соответствие, гармония) библиотечного обслуживания. Это важнейший принцип БО означающий: 1) соответствие его основных направлений, форм, методов, а также технических средств тем задачам, которые ставит перед собой общество; 2) соответствие потребностям пользователей; 3) соответствие уровню развития отрасли. Данный принцип требует соотнесения основных параметров БО с деятельностью других социальных институтов: местным самоуправлением, СМИ и т. д.
- Толерантность и приоритет интересов личности пользователя. Это означает организацию процесса БО в интересах личности, ориентировку на ее потребности и запросы. Вместе с тем, использование широкой информационной базы библиотеки должно быть направлено на развитие, углубление, расширение читательского интереса. Данный принцип предполагает внимательное, доброжелательное отношение к личности вне зависимости от национальности, вероисповедания, социального статуса, состояния здоровья и т. д.

- Далогичность БО. Общение – важнейший элемент библиотечного обслуживания. Диалогичность проявляется в применении в БО таких форм работы, в которых пользователь выступает активным участником: он вправе оценить полученную услугу, выразить собственное мнение по качеству БО. Особенно важно соблюдение данного принципа в отношении молодого читателя, остро реагирующего на навязывание какой-либо информации.
- Индивидуализация и специализация БО. Данный принцип предполагает как учет индивидуальных особенностей пользователя, так и развивающуюся тенденцию персонализированного обслуживания, которая определяется технологическими возможностями библиотеки (предоставление персонального компьютера и т. д.). Понятие специализации БО проявляется в использовании специальных форм и услуг, необходимых «продвинутым» пользователям («виртуальная справка», коммерческие программы и др.), что, понятно, более высокий уровень обслуживания. Этот принцип активно реализуется в зарубежных библиотеках, где роль библиотекарей в оказании помощи пользователям-специалистам: бизнесменам, управленцам, юристам и т. д. при подборе лучших информационных источников неуклонно растет. Ясно, что специализированное обслуживание предполагает соответственно специализированную подготовку библиотекарей.
Необходимо выделить еще ряд принципов, выполнение которых усиливает эффект воздействия БО.

Это:
- Системный подход в предоставлении информации пользователям. Данный принцип основывается на теории познания, утверждающей, что лишь систематизированная информация приводит к формированию знания. Так, БО способствует получению знания из разрозненной информации и стимулирует развитие системного мышления пользователя.

- Наглядность БО. Принцип опирается на тот факт, что 80% информации воспринимается человеком посредством зрения, обеспечивает ее большее усвоение, запоминание.

- Комфортность БО. Удобство, комфортность доступа информации сегодня на первом плане. Принцип предполагает: удобное для пользователя время работы библиотеки; соответствие нормам читальных залов (освещенность, температурный режим, техническая оснащенность); комфортность атмосферы общения с библиотекарем; оперативность получения максимально полной информации.

Библиотечным профессиональным сообществом разработаны следу­ющие рекомендации в помощь работникам отделов обслуживания:

  1. Во время выдачи книг библиотекарь находится целиком в распо­ряжении читателя и желает продемонстрировать это.
  2. Следует стремиться создать первое благоприятное впечатление.
  3. Работать надо спокойно, с максимальным усилием.
  4. Если читатель не симпатичен библиотекарю, ни в коем случае ему это не показывают. Со всеми посетителями необходимо быть ров­ным в общении, вежливым и доброжелательным. Трудные читате­ли не должны быть неожиданностью для библиотекаря. Недопус­тимо спорить с читателем.
  5. Читатель может ждать, только если библиотекарь обслуживает других посетителей, но не в том случае, если библиотекарь занят внутренней работой, какой бы срочной она ни являлась.
  6. Не бывает глупых читательских запросов. Если читатель просит совета, библиотекарь пытается его понять, постоянно проявляя готовность дать справку, но делает это осторожно и ненавязчиво.
  7. Сотрудник не имеет права перенаправлять читателя к другим со­трудникам или СБА, если сам может помочь.
  8. Библиотекарь должен без стеснения признавать свою некомпетен­тность, но только в сфере деятельности читателя (в плане понима­ния его запроса), а не в собственной сфере (знания фонда и СБА).
  9. Замечания взрослому читателю в библиотеке должны делать дру­гие читатели, если его действия мешают им сосредоточиться. Биб­лиотекарь старается замечания не делать.
  10. Когда посетитель нарушает правила, надо показать ему, что этим он ущемляет права или мешает другим читателям, но не библиоте­карю.
    1. Следует следить, чтобы в объявлениях запрещающие слова звуча­ли мягко, как просьба, а не как требование.
    2. Библиотекарь должен уметь смотреть на библиотеку глазами чи­тателя, делая это постоянно.

Дифференциация в обслуживании.

Постоянное изучение читательского спроса показывает, что состав читателей каждой конкретной библиотеки разнообразен. Читатели отличаются профессиональными, возрастными, образовательными, национальными, психическими особенностями. Групповые и индивидуальные особенности людей влияют на выбор и чтение книг, и это обусловливает необходимость дифференцированного подхода к читателям.
Что значит дифференцирование ?

Это расчленение, различение, выделение составляющих элементов при рассмотрении, изучении чего-либо. В данном случае, выделение основных групп, категорий читателей в библиотеках в результате изучения их состава.
Принято отмечать три основных аспекта такого изучения:
– изучение условий жизни и труда населения обслуживаемого района (охваченного обслуживанием), определяющих потенциальный читательский спрос;
– изучение состава читателей, который можно разделить на возрастную, образовательную, национальную и др. группы с целью дать объективную характеристику каждой из них, выяснить существенные особенности;
– изучение индивидуальных особенностей каждого читателя.
Так как социальный подход определяет первенство в дифференцировании читателей, в библиотеках выделяют группы по роду занятий, общественной деятельности, профессии, возрасту и т. д.

Вместе с тем, у читателей каждой группы имеются существенные различия, проявляющиеся в отношении к книгам, к их выбору, применении в жизни. Учет таких важных свойств читателей как уровень сознательности, мотивов и целей чтения, направленности и объема читательских интересов, навыков самостоятельной работы с книгой лежит в основе индивидуальной работы с ними.

2. Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания.

Работа библиотеки получает непосредственный выход на пользовате­лей через три взаимосвязанных, дополняющих друг друга направления: индивидуальное, групповое и фронтальное библиотечно-библиографическое обслуживание. Второе и третье направления традиционно называют массовым библиотечно-библиографическим обслуживанием.

Групповое библиотечно-библиографическое обслуживание предпола­гает удовлетворение культурно-информационных потребностей небольших коллективов (групп) пользователей, объединенных общими интересами.

Фронтальное библиотечно-библиографическое обслуживание стро­ится таким образом, чтобы удовлетворить культурно-информационные потребности, которые характерны для большинства пользователей и «не­пользователей» библиотеки. Такое обслуживание помогает привлечь их внимание к библиотеке, чтению, конкретной книге.

Групповые и фронтальные мероприятия должны проводиться так, чтобы поставленные вопросы и их раскрытие были понятны и интересны и тем, кто хорошо знает рекомендуемую книгу, и тем, кто впервые знако­мится с ней.

Ориентирами для организации группового обслуживания являются реально функционирующие (учителя, предприниматели) или условно объединенные (любители поэзии, собиратели почтовых марок) группы чи­тателей; для фронтального - все пользователи библиотеки и «непользо­ватели», проживающие в районе ее деятельности, - так называемая чита­тельская аудитория библиотеки.

Читательская группа и читательская аудитория имеют между собой много общего, так как и ту и другую образует множество индивидов, но содержание этих понятий различно.

Читательская группа - это совокупность индивидов, имеющих ка­кие-то общие объективно существующие характеристики и свойства. Это вполне определенное устойчивое множество, упорядоченное по тому или иному признаку, значимому для библиотечного обслуживания: по полу, возрасту, профессии, интересам.

В читательской аудитории это множество не представляет собой самостоятельного целостного образования.

Одна и та же книга может стать объектом рассмотрения, как на груп­повом мероприятии, так и на фронтальном. Но раскрываться она будет по-разному. На групповом мероприятии, охватывающем небольшое количе­ство людей, появляется возможность более глубоко раскрыть книгу с уче­том интересов большего числа присутствующих; на фронтальном мероп­риятии - охватить большее количество представителей разных групп, но раскрыть только те стороны, которые одинаково им интересны. Группо­вое мероприятие требует длительной подготовки, но тогда, когда надо бы­стрее познакомить с книгой, лучше использовать фронтальное мероприя­тие, которое готовить легче, чем групповое. Надо заметить, что жесткой «привязки» того или иного способа массового обслуживания только к групповой или только фронтальной работе не существует. Примерами массовых мероприятий могут быть: обсуждение книги, вечер вопросов и ответов, устные журналы, премьеры книг, читательские конференции.

3. Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание - процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями, учи­тывающий личностные особенности каждого. Последнее необходимо для того, чтобы читатель взял именно «свою» книгу, то есть доступную ему по уровню культуры чтения, соответствующую его интересам и реальным потребностям, учитывающую индивидуально-психологические особенно­сти и возможности.

Круг задач индивидуального обслуживания довольно широк: помощь в определении тематики чтения, выборе конкретной литературы, обсуж­дение прочитанного с целью определения и формирования читательских интересов и уточнения запросов, воспитания культуры чтения, оказания помощи в поиске произведений печати и ознакомлении с библиографиче­скими источниками и справочниками.

К эффективным формам и методам индивидуального библиотечного обслуживания относятся:
- индивидуальная беседа;

Индивидуальное информирование;

Универсальным способом индивидуального обслуживания является индивидуальная беседа с пользователями библиотеки. Она выступает как самостоятельный способ, так и присутствует во всех других способах индивидуального библиотечно-библиографического обслуживания и включает три взаимосвязанных вида: беседа при записи читателя в биб­лиотеку; рекомендательная беседа; беседа при получении от пользователя прочитанной книги.

Беседа при записи в библиотеку дает возможность собрать сведения о человеке, пожелавшем стать читателем. Эти сведения играют важную роль при определении стратегии, общего направления работы с новым пользователем библиотеки. Во время этой беседы его знакомят с правила­ми пользования, историей и традициями, которые сложились в библиоте­ке, с ее информационными возможностями, устанавливают уровень куль­туры чтения записывающегося. Наконец, выясняют, чем он может быть полезен для самой библиотеки. Желательно, чтобы эту беседу вел самый квалифицированный сотрудник библиотеки.

Беседа при выдаче читателю литературы . Эта беседа считается тактической, ибо на основе знаний о читателе, полученных при его записи в библиотеку, определяется дальнейшая тактика обслуживания. Общее правило таких бесед сводится к следующему: об одной книге различным читателям говорят именно то, что они могут найти полезного в ней для себя, исходя из читательской культуры каждого, его цели обращения к книге, содержания и особенностей рекомендуемого издания.

Рекомендательную беседу строят таким образом, чтобы читатель захотел прочесть книгу. Например, в рекомендательной беседе по художе­ственному произведению желательно приводить яркие сведения о личнос­ти писателя, о замысле произведения, показать, почему писателя волнова­ли именно эти мысли, почему использован именно этот жанр. Целесооб­разно остановиться на творческой истории произведения. Полезно рас­сказать о том времени, когда появилось произведение, как его приняли современники. Чтобы читателю легче было разобраться в произведении, нужно обратить его внимание на основные проблемы и нравственные кол­лизии в нем. Если по произведению создан фильм или спектакль, то об этом непременно нужно упомянуть. Не обязательно, конечно, все эти воп­росы затрагивать в каждой беседе - само произведение и читатель подска­жет библиотекарю на чем лучше остановиться.

Беседа о прочитанном (корректировочная беседа ) является спо­собом проверки принятых библиотекарем решений по работе с читателем в целом и рекомендации конкретной книги. Характер беседы зависит от многих факторов, в том числе таких как особенности книги (содержание, читательское назначение), читательское развитие пользователя библио­теки и др. Главный критерий - выяснение степени достижения задачи чтения (выявление уровня восприятия, понимания прочитанного, уточне­ние читательских интересов и т. д.).

Типовые приемы, обеспечивающие создание условий для вступления читателя в беседу с библиотекарем, сводятся к следующим:

Во время таких бесед библиотекарь помогает читателю глубоко ра­зобраться в прочитанном.

Индивидуальные планы чтения. В современной практике используются, в основном, три вида планового чтения:

- типовые , которые создаются на основе анализа наиболее распространенных интересов и запросов пользователя;
- списки литературы по какой-либо часто спрашиваемой теме:
- составленный совместно с читателем план дальнейшего чтения.

Суть данного способа заключается в привлечении пользователей биб­лиотеки к чтению литературы по их интересам с постоянным переходом от одной темы к другой с целью разностороннего культурного или професси­онального развития читателей, а также выработки у них умений и навыков систематического самообразовательного чтения.

  • Индивидуальное информирование.

Способ индивидуального информирования заключается в постоян­ном оповещении специалистов о новой литературе по их профилю, как поступившей в библиотеку, так и выявленной по библиографическим ис­точникам. Индивидуальное обслуживание носит название избирательно­го распространения информации (ИРИ), если оно:

  • осуществляется оперативно с оговоренной периодичностью;
    • имеет два контура, то есть читателю первоначально предоставля­ется библиографическая информация, и только затем по его тре­бованию - полные тексты документов;
    • предусматривает анализ данных обратной связи, благодаря чему уточняются потребности абонента.

По системе ИРИ обслуживаются читатели, профессиональная дея­тельность которых предполагает систематическое самостоятельное озна­комление с новой информацией по определенному кругу проблем при ус­ловии, что тематика их потребностей является стабильной. Среди читате­лей публичных библиотек абонентами ИРИ выступают, прежде всего, работ­ники образовательных учреждений; среди читателей научно-технических и научно-медицинских библиотек - ведущие специалисты организации.

  • Рекомендации литературы

Способ рекомендации литературы в соответствии с личными увле­чениями читателя предполагает обеспечение пользователей библиотек всей той литературой, которая тематически связана с их увлечениями, хобби. Читательские пристрастия могут относиться к широкому кругу проблем: изобразительному искусству, театру, музыке, политике, геогра­фии, путешествиям, естествознанию, садоводству, рыболовству, спорту, рукоделию и др. Некоторых читателей интересуют подчас довольно узкие темы: коллекционирование разных предметов (например, пуговиц, спи­чечных этикеток), выращивание определенных сортов комнатных расте­ний (например, кактусов) и т. д. Задача библиотекарей - иметь четкое представление о досуге и его структуре, особенностях досуговых интересов основных групп пользова­телей библиотек и собирать литературу, особенно справочную, о коллек­ционерах и видах коллекций.

Подробнее об организации библиотечного обслуживания можно познакомиться в следующих изданиях:

Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание. 100 вып.; Вып. № 7. [Текст]: учебно-метод. пособие / В. А. Бородина. – М.: Либерея, 2004. – 168 с. – (Библиотекарь и время. XXI век).

Мелентьева. Ю. П. Библиотечное обслуживание [Текст]: учебник / Ю. П. Мелентьева. – М.: «Издательство ФАИР», 2006. – 256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

Организация работы ЦБС [Текст]: инструкции и учетные формы./ Под ред. Р. З. Зотовой – 2-е изд. – М.: Книга, 1985.

Пудов, В. И. Беседа с читателем в системе индивидуальной работы [Текст] / В. И. Пудов // Актуальные вопросы библиотечной работы: теория и практика: сборник. 1987. – М.: Книга, 1987. – С. 67-80.

Пудов, В. И. Воздействие на читателя: методика пропаганды в индивидуальной работе [Текст] / В.И. Пудов // Актуальные вопросы библиотечной работы: теория и практика: сборник. 1988. – М.: Книжная палата, 1988. – С. 85-97.

Работа с читателями [Текст]: уч-к для библ. ф-тов ин-тов культуры / Под ред. В. Ф. Сахарова. – М.: Книга, 1970. – 352 с.

Библиотечное обслуживание. Дифференцированный подход в обслуживании пользователей. Индивидуальная работа с пользователями: особенности и методы. / МУК МЦБ; МБО; сост. и отв. за вып. А. О. Кешешян. – Чалтырь, 2009 г.// сайт

левой принцип обслуживания, организовала коллективный абонемент для выдачи книг организациям, не имеющим своих библиотек. Развитие науки и техники неизбежно приводило к появлению новых способов передачи информации и доставки документов по МБА. Использовались различные виды связи (почтовая, телеграфная, телефонная, факсимильная), транспорта, копировальных аппаратов и др.

В 1996 г. в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН разработали информационную технологию, позволившую обеспечивать информационные потребности пользователей электронными копиями статей из отечественных и зарубежных изданий. Появилась технология электронной доставки документов (ЭДД), которую постепенно освоили многие библиотеки России. Позднее была создана распределенная корпоративная система ЭДД «Сигла», объединившая региональные корпоративные библиотечные системы, выполняющие заказы по ЭДД с учетом условий авторских прав, заложенных в законодательных актах Российской Федерации13 .

Международный межбиблиотечный абонемент (ММБА) существует в крупных библиотеках разных стран, их деятельность регламентируется Сводом правил международного межбиблиотечного абонемента, разработанного ИФЛА.

11.3 Организация библиотечного обслуживания

в читальных залах

Родовая функция библиотеки – обслуживание читателей – изначально реализовывалась в читальном зале, существует и сейчас. Классический вид читального зала(просторный, светлый, с высокими потолками, оформленный бюстами философов и поэтов) сохранялся долгое время. Такие залы были распространены во многих известных библиотеках: Библиотеке Конгресса (США), Российской государственной библиотеке, Российской национальной библиотеке, Библиотеке Академии наук и многих других.

Читальный зал – это специально оборудованное помещение, в котором осуществляется наиболее полное библиотечное обслуживание пользователей. Для читателей созданы комфортные условия, особая атмосфера, при которой возникает психологический«эффект заражения», способствующий продуктивной работе читателя.

13 С 2008 г. действуют положения IV части «Гражданского кодекса Российской Федерации» [Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. IV. –

Собр. законодательства РФ. – 2006. – № 52, ст. 5496. – С. 14803–14949].

Основные виды читальных залов

Существуют общие и специализированные читальные залы. Общий читальный зал типичен для небольших библиотек, так как

в нем происходит обслуживание всех пользователей, а его фонд включает все виды и типы изданий, которые комплектует библиотека. В крупных библиотеках функционирует система специализированныхчитальных залов, организуемых в зависимости от:

· категории пользователей (для студентов, преподавателей, младших школьников, юношества и т. п.);

· отрасли знаний (технической литературы, общественных наук, юридических изданий и т. п.);

· вида изданий (зал периодики, диссертаций, нормативно-техниче- ских изданий, патентных описаний, редких книг и т. д.). Кроме того,

в таких особо крупных библиотеках, как Российская государственная библиотека, Библиотека Академии наук, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук и некоторых других существуют залы новых поступлений.

Библиотечное обслуживание в читальном зале осуществляется по именным читательским билетам, единым для абонемента и других отделов библиотеки. Во многих зарубежных странах(например, в Финляндии, Дании) пользователи предъявляют единый для всех библиотек города читательский билет, в других странах – социальную карту (по

которой также можно взять напрокат автомобиль, купить авиабилет и т. д.), а в Японии – ладонь пользователя .

Режим работы читальных залов отличается от работы других -от делов большей продолжительностью, а во многих зарубежных библиотеках, например, университетских, во время сессии читальные залы работают до 2–4-х часов утра.

Крупные библиотеки обладают развернутой сетью специализированных читальных залов, организуемых в зависимости от контингента читателей библиотеки и от вида и отрасли знаний документов, а также зал новых поступлений, где читатель может оперативно познакомиться

с новыми изданиями, приобретенными библиотекой.

В последние десятилетия с развитием информационных технологий структура стационарного библиотечного обслуживания усложняется: организуются электронные читальные залы, интернет-классы, Центры бизнес-информации и т. п. Электронный читальный зал представляет собой помещение, в котором пользователи работают с электронными носителями информации или в Интернете на библиотечных компьютерах или личных ноутбуках. Электронные читальные залы часто отождествляют с виртуальными. Однако между ними есть раз-

личие, которое состоит в том, что виртуальный зал доступен любому пользователю в любом месте, где обеспечен доступ к Интернету, так как этот «зал» не имеет физического воплощения, в отличие от электронного читального зала конкретной библиотеки. Расширение но-

менклатуры предлагаемых услуг повышает уровень комфортности (предоставление читателям возможности работать на ноутбуках, «скачивать» на свой диск информацию из баз данных, сканировать документы и т. п.).

11.4 Подразделения библиотечного обслуживания «некнижными носителями»

К отделу библиотечного обслуживания относятся такие подразде-

ления библиотеки, как медиатека, артотека, диатека, видеотека.

Термин медиатека имеет французские корни и определяется как библиотека, специализирующаяся на некнижных носителях информации. Медиатека – это общедоступный информационный, образовательный и культурный центр, организуемый в целях непрерывного образования, развития личности на протяжении всей жизни и удовлетворения ее потребностей, связанных с общим самообразованием и учебой. Занимаясь в медиатеке, пользователи приобретают знания, умения и навыки работы с некнижными носителями, овладевают компьютерной и видеокультурой, при формировании которой учитываются психофизиологические особенности акустического и образно-вербального восприятия.

Номенклатура информационных продуктов медиатеки состоит из следующих услуг: выдача документов на различных носителях; прослушивание и проигрывание; проведение культурных программ; организация выставок; просмотр кино-, видео- и телепрограмм; запись информации на различные носители; копирование документов; обучение работе с компьютерной, видео-, аудио-, лазерной техникой и обучение новым технологиям; прокат оборудования, аппаратуры, носителей информации и др. Организация медиатеки требует специального помещения, мебели, оборудования для создания рабочих мест.

Составными частями медиатеки являются артотека, диатека, видеотека. Артотека – это собрание репродукций картин, как средство обслуживания способствует решению задач духовного и эстетического развития человека. Диатека – это коллекция слайдов и диафильмов. Видеотека представляет собой собрание различных фильмов на ком- пакт-дисках. Специфические фонды данных подразделений библиотеки

требуют определенных условий организации и хранения. Большинство крупных и небольших (например, школьных) российских и зарубежных библиотек имеют медиатеки. Во Франции, Германии и других странах Европы, а также в США медиатеки существуют и как отделы библиотек, и как самостоятельные учреждения, например, Штутгартская медиатека или медиатека им. Ж.-П. Мельвилля в Париже .

Семинарское занятие

Тема : «Эволюция форм организации абонемента на разных этапах общественного отношения к проблемам развития библиотечной отрасли».

1. История появления абонемента в мировой библиотечной практике.

2. Виды абонемента (общий, функциональный, групповой, отраслевой, открытого доступа), их определения.

3. Проблема дифференцированного обслуживания на индивидуальном и коллективном (семейном и бригадном) абонементе.

4. Эволюция форм организации абонемента на разных этапах общественного отношения к проблемам развития библиотечной отрасли.

5. Методы работы с «задолжниками», используемые библиотеками.

6. Когда и где впервые была применена форма МБА как межбиблиотечной выдачи / получения изданий на время?

7. Принципы системы МБА в России.

8. Особенности библиотечного обслуживания на заочном, межбиблиотечном и международном абонементах.

9. Технология электронной доставки документов(ЭДД). В каком году и кем в России она была разработана?

10. Условия, заложенные в законодательных актах Российской Федерации, по ЭДД.

Практическое занятие

Тема : «Организация работы различных видов абонемента». Задание

I. Посетить различные виды абонемента и изучить их работу(читальный зал, абонемент выдачи документов на дом, МБА и др.).

II. Выявить и рассказать об отличиях в технологии работы абонементов.

12 Внестационарные формы библиотечного обслуживания

Наряду со стационарным библиотечным обслуживаниемсу ществует внестационарное, то есть обслуживание читателей вне стен библиотеки. Данный вид библиотечного обслуживания выполняет важную социальную роль по предоставлению основных библиотечных услуг тем, кто по какой-то причине не может посещать библиотеку. Традиционными формами внестационарного библиотечного обслужи-

вания являются пункты выдачи книг, передвижные библиотеки, в том числе библиобусы и книгоношество.

Библиотечные пункты

Пункты выдачи документов организуются в населенных местах, где нет стационарной библиотеки, а также могут быть временно открыты на предприятиях, в общежитиях, в городских парках, летних детских лагерях и т. д. При организации пункта соответствующее учреждение заключает договор со стационарной библиотекой, которая передает в пункт выдачи издания, периодически обновляя их. Тематический и видовой состав фонда формируется в зависимости от -пот ребностей реальных и потенциальных пользователей пункта, которых обслуживает штатный библиотекарь стационарной библиотеки.

Передвижные библиотеки

Такое название получиликомплекты книг, выдаваемые стационарной библиотекой, которые после прочтения читателями в одном населенном пункте передавались в другой. Широкое распространение передвижные библиотеки получили в первые годы Советской власти, поскольку с их помощью до населения доводились решения партии и правительства. Кроме того, в 1920-е гг. передвижные библиотеки обслуживали войска Красной армии, а позднее – в годы Великой Отечественной войны – Советской армии, постоянно меняющие места дислокации.

В настоящее время передвижные библиотеки также актуальны, так как они способствуют продвижению чтения в нечитающие слои населения:

например, обслуживание народов Севера, ведущих кочевой образ жизни и т. д. За рубежом передвижные библиотеки обслуживают дома престарелых и инвалидов, тюрьмы, больницы.

Подвижные формы внестационарного библиотечного обслуживания: библиобусы, книгоношество

Наиболее распространенной формой передвижной библиотеки в наши дни является библиобус. Библиобус – это специально оборудованный под передвижную библиотеку автобус, в котором помимо различных видов документов имеются компьютеры и электронные носители информации. Помимо традиционного обслуживания сотрудники библиобуса организуют встречи с писателями, актерами, ведут справочную и даже исследовательскую работу по изучению потребностей своих пользователей. Маршрут, время стоянок, режим работы библиобуса определяются стационарной библиотекой по согласованию с местными властями. Технология обслуживания в библиобусе ничем не отличается от обслуживания в стационарной библиотеке. Библиобусы активно используются во многих странах, имеющих большие или слабо населенные территории: США, Аргентине, Австралии, Греции, Великобритании .

Книгоношество – доставка книг пользователю на дом– является традиционной формой внестационарного обслуживания, которая может быть организована самой маленькой библиотекой. Эта форма библиотечного обслуживания применяется в отношении инвалидов и пожилых людей, а наибольшее распространение получила в зарубежной практике. Книгоношество способствует сохранению числа пользователей библиотеки, а также играет гуманную роль, помогая пожилым и немощным людям сохранять социальные связи, реализуемые через чтение и общение.

Американской библиотечной ассоциацией был принят документ: «Ответственность библиотек перед престарелыми» (1964 г.), одним из основных положений которого является обязанность библиотек предоставлять библиотечное обслуживание в формах, соответствующих потребностям престарелых, включая инвалидов или находящихся в соответствующих социальных учреждениях, подобная ситуация наблюдается в библиотеках европейских стран, а также Канады и Японии .

Семинарское занятие

Тема : «Основные формы внестационарного библиотечного обслуживания».

Задание Подготовить выступления по следующим темам:

1. Основные формы внестационарного библиотечного обслуживания.

2. Организация библиотечного обслуживания с помощью библиобусов: устройство библиобуса, разработка маршрутов, содержание работы библиобуса.

3. Чем отличается технология обслуживания в библиобусе от -об служивания в стационарной библиотеке?

4. Роль библиобусов в странах с большой территорией: из опыта работы библиобусов в России и зарубежных странах(США, Великобритания, Канада и др.), конкурсы на «лучший библиобус».

5. Кратко перескажите историю книгоношества в России XIX–XX вв.

6. Социальное значение книгоношества в современной России.

7. Какое место занимает книгоношество в библиотечном обслуживании зарубежных стран?

8. Библиотечные пункты выдачи документов(универсальных, специализированных) и особенности организации их работы.

9. В чем отличие передвижных библиотек от пунктов выдачи документов?

10. Определите основное положение документа: «Ответственность библиотек перед престарелыми», принятом Американской библиотечной ассоциацией в 1964 г.

13 Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание

Электронная библиотека как новая форма организации библиотечного обслуживания

Неформальной датой рождения открытых электронных библиотек считается 1971 г., когда возник «Проект Гутенберг» . В этом году сотрудник Иллинойского университета Майкл Харт вручную ввел

в компьютер «Декларацию Независимости» и Конституцию США, текст Библии и некоторые другие источники, относящиеся к разряду вечных ценностей. Сейчас данный проект включает несколько тысяч

произведений, среди которых известнейшие художественные произведения, научные трактаты и публицистические произведения14 .

В России новый эволюционный процесс, называемый информатизацией, был вызван внедрением ЭВМ и современных средств переработки и передачи информации в середине1990-х гг., при этом особенно плодотворным оказался синтез автоматизации и телекоммуникации.

В мировом информационном пространстве все большее место стали занимать технологии удаленного доступа через Интернет, датой появления которого принято считать 1983 г. . Большинство библиотек и информационных центров России подключились к Интернету

в 1996 г., одновременно стали создаваться электронные библиотеки . Понятие «электронная библиотека» в России появилось в конце1980-х гг., однако точного определения, включающего разграничение терминов «цифровая», «виртуальная», «электронная» библиотека до сих пор нет.

Аналогичные разночтения существуют и за рубежом, поскольку для обозначения коллекций электронных документов используются такие термины, как «digital library», «virtual library», «electronic library».

Термин «электронная библиотека» является наиболее употребляемым в профессиональной среде, но им обозначаются различные объекты, в их числе:

· распределенная информационная система, позволяющая надежно со-

хранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных

14 http://www.gutenberg.org

документов (текст, графика, аудио, видео и др.), доступные в удобном для пользователя виде через глобальные сети передачи данных;

· информационно-поисковая среда, обеспечивающая пользователю эффективный доступ к комплексу массивов информации;

· организация провайдерами доступа к определенным массивам однородной или разнородной информации;

· совокупность информационных ресурсов, организуемых по библиотечному принципу;

· самостоятельная система электронных информационных ресурсов,

в любое время и в любом месте, то есть всемирная децентрализованная виртуальная библиотека;

· фонд электронных документов, специальным образом организованный и снабженный справочно-поисковым аппаратом;

· библиотека электронных книг (доступная для чтения при помощи специальных устройств) .

Все перечисленные определения электронной библиотеки не -от ражают физические формы и конкретные ее модели, поэтому А. Б. Антопольский и Т. В. Майстрович определяют электронную библиотеку как информационную систему, включающую упорядоченный фонд электронных документов, формируемых в соответствии с заданными

критериями и предназначенный для общественного использования, и комплекс программно-технологических средств, реализующих функции создания, использования и хранения этого фонда .

К определяющим критериям электронной библиотеки также относятся: местонахождение ее фонда (конкретный адрес), наличие политики комплектования; организованная система метаданных. Электронная библиотека может быть локальной или сетевой, что не является определяющим для методики ее организации. В зависимости от способа создания электронные библиотеки делятся на:

генерируемые (когда электронные документы создаются самими держателями фонда);

агрегируемые (из уже существующих электронных документов или целых коллекций);

смешанные (состоящие из заимствованных и подготовленных самостоятельно электронных документов).

По составу документов электронные библиотеки подразделяются на моновидовые и поливидовые, в зависимости от знаковой природы хранимой информации (только текстовые, мультимедийные и т. д.).

По целевому назначению электронные библиотеки классифицируются следующим образом:

мемориальные, созданные в целях кумуляции документов о лице или событии;

научные, предназначенные для глубокого изучения темы(предмета) научными работниками и специалистами высокого уровня подготовленности;

– учебные (учебно-методические), ориентированные на поддержку образования;

справочные, создаваемые по типу универсальной энциклопедии для получения необходимой краткой информации по всем отраслям знания;

просветительские, имеющие научно-популярный характер и предназначенные для комплексного освещения темы (предмета) на общеобразовательном уровне;

без определенного целевого назначения.

Существует типология электронных библиотек, в основе которой заложена совокупность двенадцати признаков: создатели, легитимность (созданные с соблюдением IV Части ГК РФ), способ создания, состав фонда, принцип формирования фондов, поисковые возможности, организация (самостоятельная, встроенная или интегрированная), целевое назначение, копирование, методика организации (по библиотечному или «небиблиотечному» типу), тип доступа, характеристика текстов. С точки зрения возможностей применения в информационной деятельности электронные библиотеки делятся на бесплатные элек-

тронные коллекции текстов и коммерческие полнотекстовые базы данных.

В настоящее время в Интернете представлено огромное количество бесплатных электронных библиотек. Их пространный перечень содержится в разделе«Электронные библиотеки» справочника «Апорт»15 . Среди наиболее крупных и авторитетных собраний выделя-

ется Библиотека Максима Мошкова, включающая многие десятки тысяч самых разнообразных произведений, от серьезных романов до детективов, технической документации и работ литературных дилетантов. Широкую известность имеют электронные библиотеки, размещенные на сайтах с характерными доменными именами: Класси-

ка.ру, Проза.ру, «Bestbooks.ru» и многие др. .

Электронные библиотеки существенно расширили спектр библиотечного обслуживания и предоставили пользователям небывалые ранее

15 http://Сatalog.aport.ru/rus/themes.asp?id=2107&r=0

16 http://www.lib.ru