Главная · Разное · Какой герой изображен на картине рериха. Электронная библиотека международного центра рерихов. «Миларепа Услышавший» - на восходе познавший голоса дэв

Какой герой изображен на картине рериха. Электронная библиотека международного центра рерихов. «Миларепа Услышавший» - на восходе познавший голоса дэв

Прикосновение к творческому наследию семьи Рерихов требует особого такта и бережности. Каждый из Рерихов был по-своему уникальной личностью. Их близкое знакомство, а затем и изучение культуры Востока, наложило свой отпечаток на нравственные и духовные ценности всей семьи.

В живописных полотнах Николая Рериха видно сильнейшее влияние восточной культуры. Большинство картин иллюстрируют исторические или религиозные события. А все элементы полотен несут некий символический смысл.

В 1936 году Николай Рерих пишет картину «Звезда героя».

Картина послужила индийская легенда об ужасном чудовище, пожиравшем людей. Один отважный юноша решил спасти человечество даже ценой своей жизни. Он вскочил на его спину и изо всех сил пытался удержать страшную тварь.

«Чудовище, между тем, так ускорило бег, что искры летели огненным хвостом. И в пламени чудовище стало подыматься над землей. Когда люди видят комету, они благодарят отважного устремленного вечно»…

Картина выполнена художником в любимом им ультрамариновом цвете. На синем ночном небе в алмазной россыпи звезд, завершает свой путь падающая комета. Ярко вспыхнув в земной атмосфере,

Она осветила черные силуэты гор, да человека, сидящего у костерка. «Окруженный теплотой и тишиной ночи, он сидит и смотрит на бескрайнее звездное небо, которое простирается над его головой. Чуть потрескивает огонь в его костре. И с неба вдруг срывается яркая звезда – и в этот момент он знает – он знает все»…

Возможно, человек у костра и есть сам Николай Рерих, который посвятил эту картины своему старшему сыну Юрию Рериху. Многие люди, близко знавшие художника, утверждают, что у него был дар провидца. И дальнейшие события, подтвердили справедливость этого мнения.

Заветной мечте четы Рерихов вернуться на Родину при их жизни не суждено было осуществиться.

В 1947 году умирает Николай Рерих. Его прах захоронен в Индии.

Их старший сын Юрий сделал все, чтобы вернуть династии Рерихов доброе имя. В 1957 году по приглашению Н.С. Хрущева старший сын семьи Юрий Николаевич Рерих возвращается на Родину. Юрий Рерих – крупнейший ученый – востоковед с мировым именем, владевший почти тридцатью иностранными языками. Всего три неполных года в Москве отвела ему судьба, но как много сделано им за эти годы!

Он привозит на родину более 400 картин отца, рукописи, фотографии и огромную библиотеку родителей. Устраивает выставки с работами отца, открывает для широкого зрителя наследие своих родителей.

Человек энциклопедических знаний и высочайшей скромности Юрий Рерих считал, что путь к Общему Благу лежит через героизм и бескорыстное служение каждого человека.След, оставленный им на Родине также ярок, как свет кометы на картине Николая Рериха.

Для создания этой картины использовали гуашь, пластилин и восковые мелки. Сначала Прохор с бабушкой нарисовали восковым мелком звезды и летящую комету. Вечером мальчики раскрасили фон голубой гуашью. Но они так старательно закрашивали звезды, что их почти не стало видно. :)

Поэтому, когда краска высохла, Прохор сверху уже нарисовал звезды белой гуашью. Горы создавали, размазывая пластилин. В основном делал Прохор - ему очень нравится работать с пластилином, в отличие от старшего брата.

Самого героя я распечатала на принтере, а потом мальчики приклеили его на картину.

И вот он наш герой со звездой или звезда с героем? :)

"Звезда героя" самого Николая Рериха для сравнения.


А вот несколько аннотаций к этой картине:

«Картина Николая Константиновича «Звезда Героя» посвящена Юрию Николаевичу, человеку, готовому пойти на очередной жертвенный подвиг, и появление кометы было ему знаком того, что наступил срок для нового подвига. Тогда, перед приездом Юрия Николаевича на Родину, в Индии видели новую звезду. Об этом, в частности, в то время читал в латвийской газете «Циня» мой отец, Рихард Яковлевич Рудзитис.

По словам Богдановых Еленой Ивановной было сказано, что Юрий Николаевич едет в Россию на три года. Очевидно, он знал срок своего ухода. Выполнив свою миссию, он ушёл 21 мая 1960 года. Ещё одно большое сердце приняло чашу яда эгоизма человеческого».

«Воспоминания о Ю.Н. Рерихе». Сборник. По материалам конференции в Новосибирске, посвящённой 90-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха. Новосибирск.

Сибирское Рериховское Общество. 1994. И.Р. Рудзите. стр.22.

«Трудно истолковать содержание картин Рериха, как трудно истолковать музыку - её нужно слышать и понимать. Эти картины нужно видеть и, конечно, прежде всего, тоже понимать. Во всех картинах - это некоторые звучания неба. Небо на этих картинах Рериха занимает почти всегда большую часть полотна. Небо превалирует. Небо властвует. Когда-то Рерих облаками прикрыл летящих по небу валькирий, обрёкши тем самым их на «незримое присутствие»; так и здесь - явно чувствуются небожители, но они скрыты либо под облаками, под звёздами, иногда просто под роскошной игрой светов, а иногда под игрой масштабов пространств и человеческих фигур, но всегда в его картинах имеется, чувствуется, угадывается чьё-то немое присутствие и в то же время их веление, их влияние на судьбу человека.
- Подвиг! - вот что как бы гласит это веление неба на картинах Рериха; подвига! бесконечно разнообразного, но по существу одинакового - требует небо от человека, посланного в мир. Вот одна из таких картин:
…На тёмно-синем небе мерцают живым трепетным светом звёзды, а эти звёзды прорезала комета, похожая на меч. «Звезда Героя» - вот какая это звезда».

«Держава Рериха». Москва. Изобразительное искусство. 1994г.
Всеволод Иванов. «Рерих - художник-мыслитель», стр.229.

«Мы переходим в следующий зал. Большое полотно, изображающее ночное небо и горы. Звёзд высыпало много, но выделяется одна звезда, струящая белый торжественный свет. Фигура человека, слегка озарённая отблеском костра, дана силуэтом. Лица не видно. Стар он или молод - неизвестно. Как и другие вещи Рериха, картина покоряет композиционной завершённостью, гармонической соразмерностью частей. Называется она «Звезда героя».
«Мне кажется, эпиграфом к ней, - говорит Зинаида Григорьевна, - могут служить следующие слова Николая Константиновича (она вынимает записную книжку, которая, очевидно, помогает ей во время экскурсий): «Каждый по-своему - кто более духовно, а кто земными путями - пусть идёт туда же, к лазурной горе, где живёт всё высокое, то, что люди зовут возвышенною культурою. Зорко различайте признаки будущего подвижника, героя. Скромно опущены крылья героя, чтобы прекрасно взлететь в час суждённый».

«Держава Рериха». Москва. Изобразительное искусство. 1994.
Валентин Сидоров. «Музей Рериха». Стр. 352.

«Елена Ивановна Рерих перед своим уходом сказала Юрию Николаевичу: «Когда появится новая звезда, тогда время ехать».

Звезда героя

Герой готов на подвиг и на бой,
Герой готов на труд, на испытанье;
Равно встречает радость и страданье,
Давно стремится жертвовать собой.

Комета! Наконец объявлен знак,
Сигнал Небес! Герою он поведал:
Восстать и биться за победу Света -
Настали сроки, и близка она.

Дерзнёт он встать, не обернувшись вспять,
И отряхнуть свой личный мир как бремя;
На помощь Силы Светлые призвать -
Ведь для геройства наступило время!

Он говорит: «Если не я, то кто же?!»
И разумея ЧТО всего дороже,
Несёт в груди огонь как талисман,
Что был ему с Высот Надземных дан.

Наталия Спирина. «Весть Красоты». Сборник стихов.
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск, 1997. Стр.78.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%"> line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman="">Среди многих феноменов живописи Николая Рериха особую роль играет феномен цитирования образов всемирного культурного наследия . Знаковые образы из различных времён и культур композиционно смешиваются на картинах Рериха, создавая символическое единство полотна. Если иконопись, которая строится на цитировании стандартизированных образов, ограничивает свой образный ряд сформировавшейся традицией, то живопись Рериха, берущая основу в иконописи, своим образным источником рассматривает всё мировое культурное наследие. Тем самым картины Рериха выражают идею универсальности и единства мировой культуры.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%"> line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman="">Подобный художественный метод соответствует общему теософскому мировоззрению Рериха, которое исповедует как религиозное, так культурное единство человечества. Вместе с тем, данный метод создаёт на картине многослойные символические пласты, не только привнося на полотно те идеи, которыми наполнены цитируемые образы, но и строя новые смыслы через их взаимодействие.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%"> line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman="">Так на картинах Рериха через расщелину в аризонских скалах совершенно органично раскинут мост европейского Брюгге , фигура намбургской Уты высится на фоне гималайских отрогов, образ ученика Будды Дроны похож на православный Спас, индийский святой Рамакришна изображён в образе бодхисаттвы, святые Зосима и Савватий стоят у ворот в сказочный Звенигород, а в образах христианского рая можно встретить сюжеты из буддийских тханок. При этом, подобное слияние образов служит единому замыслу картины, гармонично и совершенно лишено какой-либо эклектичности.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%"> line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman="">

" times="" new="" roman="">Н.К.Рерих. «Победа» (1942)

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%"> line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman="">

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%"> line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman="">Символизмом подобного рода наполнена и картина Рериха «Победа» (1942) , написанная по-видимому вскоре после победы советских войск в битве под Москвой в марте 1942 года. Картина изображает русского богатыря, стоящего на фоне алтайской «Белухи» перед тушей убитого им дракона .

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%"> line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman="">Казалось бы, символизм картины понятен - победа русского оружия над фашисткой машиной. Многими исследователями к тому же отмечается, что цвет шкуры дракона напоминает цвет формы немецкой пехоты, алтайские горы символизируют сибирские дивизии, которые сыграли решающую роль в битве под Москвой, богатырь - безусловно, обобщающий символ русского народа, «Ивана-Стотысячного», как любил писать Рерих .

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%"> line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman="">Но это лишь первый очевидный символический слой. На втором уровне рассмотрения можно заметить, что образ богатыря - это цитата с знаменитого образа Филиппо Сколари, созданного в mso-ansi-language:EN-US">XV 150%;font-family:" times="" new="" roman=""> веке Андреа дель Кастаньо . Образ Филиппо Сколари интересен тем, что он является символом просвещённого воина-правителя, одного из столпов Раннего Ренессанса.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">

Line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman="">

" times="" new="" roman="">Портрет Филиппо Сколари работы Андреа дель Кастаньо

" times="" new="" roman="">(1450-1451 гг., Галерея Уффици)

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%"> normal">

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%"> line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman="">Именно подобный образ «культурного вождя», защитника культуры и искусства был очень близок Рериху и исповедуемой им философии. Рерих находил отражение подобного идеала также в образах бельгийского короля Альберта, югославского короля Александра и первого президента Чехословакии Томаша Масарика . Для Рериха «народная твердыня» слагается «вождём Культуры» через примат духа и примат культуры . Не случайно в одноимённом с картиной очерке «Победа», написанном в мае 1945 года, Рерих видит образ будущей России в сотрудничестве народов, которое должно обеспечиваться именно через «культурную связь» и «обмен искусства».

Line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman="">Однако на этом символический ряд картины не исчерпывается. Образ Филиппо Сколари работы Андреа дель Кастаньо сам является цитатой более древнего символа воина-змееборца - Георгия Победоносца со скульптуры Донателло .

Font-family:" times="" new="" roman="">Донателло. «Святой Георгий» (1415-1416). Первоначально скульптура имела на голове шлем и в руке - меч

Витраж «Святой Георгий». Англиканская церковь в Риме (XIX век)

text-align:center;line-height:normal"> font-family:" times="" new="" roman=""> yes">

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%"> line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman="">Через этот образ картина раскрывается совершенно в ином символическом ключе. Мы имеем перед собой в каком-то смысле вариант иконописного образа воина-змееборца. Символ «победы» обретает дополнительный смысл. Змий-дракон здесь уже предстаёт с одной стороны в виде глобально мирового зла, а с другой - как символ духовной победы над внутренним злом, которое живёт в человеке.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%"> line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman="">В этом смысле, образ змия-дракона становится практически иконописным змием из «Чуда о змие», а образ воина скорее ближе не к образу Георгия Победоносца, а к другому змееборцу - Феодору Тирону. В этом нет ничего удивительного - в религиозных текстах и живописи образы змееборцев Георгия Победоносца, Феодора Тирона и Феодора Стратилата часто смешаны .

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">

Икона «Феодор Тирон». Афины. Около 1453 г.

Font-family:" times="" new="" roman="">Икона «Феодор Стратилат»

Line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman="">

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%"> " times="" new="" roman=""> line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman=""> При этом, тема змееборчества была Рериху хорошо знакома. Она появляется в живописи Рериха ещё в начале его творчества - и безусловно в связи с древнерусскими духовными стихами , содержащими апокрифы как о Фёдоре Тироне, так и о Георгии Победоносце (Егории Храбром) и их змееборческом сюжете. В 1906 году художник создаёт картину «Змиевна», иллюстрирующим сюжет «Голубиной книги», где Егорий Храбрый спасает рахлинскую царевну от лап змея-дракона .

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">

text-align:center;line-height:normal"> " times="" new="" roman="">

" times="" new="" roman="">Н.К.Рерих «Змиевна» (1906)

text-align:center;line-height:normal"> " times="" new="" roman="">

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%"> line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman="">Не случаен для Рериха и образ Феодора Тирона. В судьбоносные дня России года - 1917-й и 1940-й - Рерих пишет картину «Весть Тирону», запечатлевший его видение сюжета из апокрифического жития святого, когда он получает весть о пленении змием своей матери .

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%"> line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman="">

" times="" new="" roman="">Н.К.Рерих. Весть Тирону, 1940 г.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%"> line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman="">Таким образом, между картинами «Весть Тирону» и «Победа» просматривается очевидная символическая связь. На первой картине герой получает весть о пленении змием своей матери-Родины , а на второй - запечатлён подвиг освобождения Родины-матери из змеиного плена.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%"> line-height:150%;font-family:" times="" new="" roman="">Так Рерих символическим языком через метод образного цитирования создаёт многослойные по смыслу картины, связывая легенды с современностью. Для их понимания безусловно необходимо погружение в язык мировой культуры и искусства. Язык, который Рерих считал универсальным и вневременным, способным объединить и возвысить человечество, синтезировать самое лучшее и возвышенное. «Искусство объединит человечество, - писал Н.К.Рерих, - Искусство есть знамя грядущего синтеза»

Текущая страница: 30 (всего у книги 46 страниц) [доступный отрывок для чтения: 31 страниц]

Шрифт:

100% +

Святые и герои Востока

Немало картин Рерих посвятил в те же годы знаменитым восточным святым и героям. К образам Конфуция, Лао-Цзы, Цзонхавы, Миларепы, Падма Самбхавы, Дордже и других выдающихся подвижников, созданным художником в 1924–1928 годах (в основном в серии «Знамена Востока»), добавились новые персонажи восточных преданий и мифов.

Из персонажей индийских легенд и мифов Николаю Рериху был очень близок Кришна, который, как не раз отмечал художник, соответствовал образу пастушка Леля, героя древнерусского фольклора. «Вспомнили Великого Кришну, благого пастуха, и невольно сравнили с древним образом славянского Леля, тоже пастуха, сходного во всем с индусским прототипом»,644
Рерих Н. К . Великая Матерь // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 668.

– писал Николай Константинович в одном из очерков.

Интересно, что Е. И. Рерих отмечала в своих письмах, что Кришна был реальным историческим персонажем, но народная фантазия видоизменила его истинный облик, превратив царя и воителя в пастуха. «Кришна был царского рода и сам был царем, и все его Учение проникнуто благородным мужественным духом и кульминировало в форме прекраснейшей поэмы,645
Бхагавадгита. – Прим. авт.

Посвященной великой Битве на поле Курукшетра. Все легенды о Кришне как о пастухе, проводящем время в танцах и в игре на лютне, в обществе пастухов и пастушек, есть позднейшее развитие народной фантазии и получило начало среди племен дравидского происхождения»,646
Рерих Е. И . Из письма от 09.08.37.

– писала Е. И. Рерих.647
Прим. авт.


«Кришна».648
Встречается другой вариант названия этой картины: «Кришна. Весна в Кулу». – Прим. авт.

(Из серии «Кулу».) Фрагмент. 1929


Кришна-пастух много раз становился героем картин Н. К. Рериха. Мастер изображал его, как правило, играющим на флейте. Иногда он одиноко сидит на склоне горы или у покрытого цветами дерева (см. Приложение, № 188), а иногда окружен внимающими его игре хорошенькими белыми овечками. В картине «Кришна-Лель», написанной в 1932 году (это вариант полотна «Лель» 1919 года), преобладают славянские, а не индийские мотивы: святой пастух и стоящая рядом с ним девушка одеты в славянскую одежду (см. Приложение, № 195). В таких же позах художник изобразил Леля и Купаву на эскизе костюмов этих персонажей, который он сделал для постановки оперы «Снегурочка». Картина отличается настолько мягким, нежным колоритом, что кажется, что полотно поистине излучает – по другому не скажешь – в пространство атмосферу нежности и любви, дивной гармонии и единства людей и природы. Работа 1919 года «Лель» имеет более насыщенный, яркий колорит. Можно понять поклонников Рериха, утверждающих, что полотна мастера своими цветовыми эффектами и пластичной манерой письма буквально завораживают, настраивают на медитативный лад и «заряжают» творческим импульсом и светлым настроением.

К индийским святым подвижникам, ставшим героями рериховских картин, можно причислить и легендарного Чараку, странствующего целителя и автора одного из самых значительных трактатов Аюрведы, древнеиндийской медицины, «Чарака самхиты». Чарака путешествовал из одного селения в другое и подобно Пантелеймону Целителю собирал целебные травы и готовил из них лекарства, с помощью которых облегчал страдания больных. Первый вариант картины, посвященной великому целителю и называвшейся «Чарака Аюрвед», Рерих создал в 1932 году; второй вариант под названием «Чарака» – в 1935 или 1936 году. Художник вновь обратился к образу знаменитого целителя в годы Второй мировой войны, написав новые варианты данной картины под названием «Гуру Чарака» в 1940 и 1945 годах. Дата создания еще одного полотна с таким же названием неизвестна.


«Чарака». 1935–1936. Фрагмент


В 1937 году или позднее649
Время создания этой картины точно не известно и иногда относится к 1943–1945 годам. – Прим. авт.

Рерих создает новую картину, посвященную древнекитайскому философу Лао Цзы. Легендарный мудрец вновь изображен едущим на спине буйвола, но теперь уже на фоне гор, окрашенных лучами солнца в нежно-розовый цвет (см. Приложение, № 90).

На своих полотнах Рерих отдал дань не только древним подвижникам Востока, но и достойному продолжателю традиций индийских духовных учителей – Рамакришне (1836–1886). Картину «Бхагаван», созданную как минимум в трех вариантах в 1931 или 1932 году (см. Приложение, № 189), 1932 и 1943 годах, Рерих посвятил выдающемуся духовному деятелю Парамахамсе Рамакришне, простая и мудрая философия которого – философия любви – пленила Елену и Николая Рерихов с молодых лет. Имя Рамакришны художник не однажды упоминал в своих статьях и очерках. «Около этого славного имени столько самых почтительных определений. И Шри, и Бхагаван, и Парамахамса – словом, все, чем народный глас хотел бы оказать свое почтение и уважение. Бывают такие самые почетные от народа пожалования именем. <…> Мысли о благе, так щедро преподанные Рамакришною, должны пробуждать и благую сторону сердец человеческих. Ведь Рамакришна не отрицатель и не нарушитель. Он строитель во благе, и почитатели его должны открыть в тайниках своих истинное добротворчество. Деятельно это добротворчество. <…> Служение человечеству – велик этот завет Рамакришны»,650
Рерих Н. К . Шри Рамакришна // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 999–1001.

– писал Н. К. Рерих в 1935 году.

Рерих изображал на своих полотнах не только святых подвижников, но и выдающихся полководцев Азии – как реальных, исторических, подобно Тимуру (Тамерлану) и Чингис-хану, так и легендарных (Гесэр-хан, Арджуна и другие герои преданий).

Обращает на себя внимание тот факт, что в оценке исторических деятелей Востока Рерих не следовал общепринятым тенденциозным оценкам, сделанным европейскими учеными в отношении, например, великого полководца Азии Тимура. Образ Тимура в западной историографии был вульгаризирован и искажен; ему необоснованно приписывалась крайняя жестокость, чуть ли не возведенная в культ. Тамерлан действительно отличался жестокостью по отношению к врагам, но в те далекие времена это было присуще всем азиатским правителям. Подобная вульгаризация и искажение истинного образа Тамерлана достигли своего апогея в художественной литературе: в поэме Мильтона «Тамерлан» знаменитый полководец показан эгоистичным тираном и деспотом, которым он в действительности не был. Однако уже при жизни Рерихов в исторической науке началась переоценка Тимура и его деятельности. Как отмечал Н. К. Рерих, «…Тимур, вместо прежней оценки лишь разрушителя, получил от французского ученого Груссе совсем другую характеристику. Груссе говорит, что Тимур, сочетавший в себе стремление к изысканности ирано-индийской культуры с суровым укладом аскета, явился одной из наиболее красочных фигур индо-иранского мира».651
Рерих Н. К . Монголы // Врата в будущее. С. 877.


«Тимур Кхада». 1936. Фрагмент


Имя Тимура фигурирует на картине Рериха «Цветы Тимура» (1931, см. Приложение, № 190) и одноименном эскизе, написанном в том же году. Позднее, с 1936 по 1944 год, художник создал несколько пейзажных картин, называвшихся «Тимур Кхада»,652
Иногда название этой местности передается как «Тимур Хада». – Прим. авт.

С видами местности, которую предания связывали с именем великого воителя Азии. В этой местности Николаю Константиновичу вместе со старшим сыном Юрием довелось побывать во время их так называемой Маньчжурской экспедиции, проходившей в 1935–1936 годах.


«Мать Чингис-хана». 1933. Фрагмент


В 1931 году художник начал серию картин «Чингис-хан». В эту серию вошли картины «Мать Чингис-хана» (1933, эскиз для этой картины был написан в 1931 году), «Чингис-хан» (1937, см. Приложение, № 191), «Монголия (Поход Чингис-хана)», 1937–1938), «Юрты», «Всадник». В целом в картинах этой серии взгляду зрителя предстают не столько сам полководец со своими воинами, сколько бескрайние монгольские равнины и юрты в степях, воссоздающие исторический облик Монголии эпохи Чингис-хана.

Рерих с особой симпатией относился к жителям Монголии. В своих литературных работах он писал: «Не только о мечах татарских надо вспоминать, представляя жизнь Средней Азии. Там шатер всех путников и искателей. Духовность Монголии и теперь считается высокой. Даже к ханским ставкам приглашались лучшие художники».653
Рерих Н. К . Алтай – Гималаи. http://www.koob.ru/rerih/altai_gimalai

Гесэриада

Пожалуй, среди образов героев Востока больше всего картин Николай Рерих посвятил легендарному герою эпоса Тибета и Монголии Гесэр-хану.654
Отметим, что в современной литературе о творчестве Рерихов и об эпосе стран Азии встречаются самые разнообразные варианты написания имени этого эпического персонажа: Гессер, Гесер, Гэсэр, Гесар, Гэсар, Кэсар, также Гессэр-хан, Гесар Хан и т. п. Гесэр – монгольский вариант имени героя, Кэсар – тибетский. – Прим. авт.

Во время путешествия по Тибету художник и его сын Ю. Н. Рерих скрупулезно изучали местный фольклор. Н. К. Рериху особенно полюбилась Гесэриада – цикл легенд и сказаний о народном герое Гесэр-хане, образ которого, как отмечал художник, во многом напоминал другого персонажа фольклора – Ригден-Джапо, Владыку Шамбалы. Согласно тибетским преданиям, в назначенный срок Гесэр-хан со своим непобедимым войском придет в Лхасу, чтобы уничтожить всех нечестивцев и восстановить всеобщую справедливость, тем самым обеспечив народу эпоху благоденствия и процветания.

Старший сын художника вспоминал: «Николай Константинович неоднократно возвращается к темам, связанным с монголо-тибетским национальным эпосом о царе Кэсаре (монгольский Гесэр), поборнике социальной справедливости, с именем которого в Тибете связаны мечты о светлом будущем народа. Еще по сей день на скалах и камнях высекают пастухи-кочевники символы, связанные с культом народного воителя, изображения мечей и горных козлов».655
Рерих Ю. Н . Листки воспоминаний // Николай Рерих: жизнь, творчество, миссия. С. 29–30.

Ю. Н. Рерих тоже уделил внимание эпосу о Гесэре в своей исследовательской деятельности: в 1942 году ученый написал научную работу «Сказание о царе Кэсаре Лингском656
Рерих Ю. Н . Сказание о царе Кэсаре Лингском // Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия. Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999. С 56–87. http://www.roerich.kz/books/Geser_han_UNR.htm

», в которой, в частности, отмечал, что по стилистическим и языковым особенностям эпос Гесэриады можно отнести к V–VI векам нашей эры, а его истоки, возможно, принадлежат к более древним временам.

Николай Рерих отмечал интерес к образу Гесэр-хана со стороны европейских исследователей Тибета, упоминая работы французской исследовательницы Александры Давид-Ниэль: «В своей статье «Будущий герой Севера» Дэвид-Ниэль говорит: «Гесэр-хан – это герой, новое воплощение которого произойдет в Северной Шамбале. Там он объединит своих сотрудников и вождей, сопровождавших его в прошлой жизни. Они все также воплотятся в Шамбале, куда их привлечет таинственная мощь их владыки или те таинственные голоса, которые слышимы лишь посвященными».657
Рерих Н. К . Сердце Азии // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 340.

В 1928–1936 годах Н. К. Рерих не раз обращался к образу Гесэр-хана в своем живописном творчестве, причем на эскизах и картинах художника, как правило, изображался не сам герой, а связанные с ним образы-символы: мечи, замки и крепости, а также дружина Гесэр-хана. Многие из этих картин, как обычно, создавались художником в двух, трех и более вариантах; например, только в 1928–1929 годах Рерих создал около десяти эскизов и картин с названием «Замок Гесэр-хана» или «Замки Гесэр-хана», которые впоследствии были объединены (но уже не самим художником) в серию, названную «Замки Гесэр-хана».

Помимо этой серии, мастером были созданы картины «Дружина Гесэр-хана» (1931, см. Приложение, № 209), «Меч Гесэр-хана658
Встречаются варианты названия этой картины: «Меч Гесэра», «Меч Гесару» и др. – Прим. авт.

» (1931, см. Приложение, № 210), «Конь Гесэр-хана» (1931), «Знаки Гесэра» (1935–1936), «Три меча» (1932), «Скалы Лахула (Знаки Гесэра)» (1935–1936) и другие полотна, посвященные великому герою Азии.

В своих дневниках художник отмечал, что предания о Гесэр-хане были особенно популярны в Ладаке – Ладак считался родиной этого народного героя, и короли Ладака по традиции вели свой род от Гесэра.

В Тибете Рерихам не раз приходилось видеть высеченные в скалах изображения мечей, в народном сознании ассоциировавшихся с образом Гесэра и считавшихся одним из его «знаков», или символов. В очерке «Меч Гесэр-хана», написанном в 1931 году во время пребывания в Лахуле,659
Лахул, или Лахаул, в настоящее время – округ расположенного в Гималаях индийского штата Химачал-Прадеш. – Прим. авт.

Рерих писал: «Опять на скале запечатлен героический меч Гесэр-хана; опять перед нами пещеры и вершины священного паломничества. <…>

Лама Мингиюр с гордостью зовет к камню, на котором изображение меча. Вот почему задумывалась картина «Меч Гесэр-Хана”. Где же мы видели эти характерные формы меча-кинжала? Видели их в Минусинске, видели на Кавказе, видели во многих сарматских и кельтских древностях. Все к тем же соображениям, к переселению народов ведет этот меч, так отчетливо запечатленный на древней, веками заполированной, коричнево-пурпурной поверхности камня. Знак ли битвы, знак ли мужественного прохождения? Или забытая граница? Победа?

Тут же и легенда о воинах Гессар-Хана, пришедших издалека и осевших здесь».660
Рерих Н. К . Меч Гессар-хана // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 680.

Еще более знаменитым персонажем легенд и преданий Азии является Ригден-Джапо, сам Владыка Шамбалы; его образ также стал героем многих картин Н. К. Рериха. Уже в 1926 году, во время нахождения в Хотане, Рерих записал в свой дневник: «Задумана картина «Приказ Ригден-Джапо». Как минимум один, а возможно, и два варианта картины «Приказ Ригден-Джапо» художник создал в 1926–1927 годах (см. Приложение, № 211), еще один или два – в 1927 году. В 1933 году Рерих вновь создает два варианта этой картины. Еще один вариант не имеет точной датировки, известно лишь, что он был создан в период с 1936 по 1947 год.

Значение образа Ригден-Джапо в тибетском и монгольском фольклоре Рерих не раз отмечал в своих литературных работах. В повести «Шамбала Сияющая» художник писал: «Рассказывают, как появляется Благословенный Ригден-Джапо, чтобы отдавать приказы своим вестникам; как на черной скале по пути к Ладаку появляется могущественный владыка. Со всех сторон в глубоком почтении приближаются к нему вестники – всадники, чтобы внимать ему; и с наибольшей поспешностью они бросаются исполнить то, что завещано великою мудростью».661
Рерих Н. К . Шамбала Сияющая // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 1216.

Именно этот сюжет тибетских легенд запечатлен Н. К. Рерихом на нескольких вариантах картины «Приказ Ригден-Джапо».

Среди работ мастера, посвященных другим мифологическим героям, стоит отметить картину «Арджуна» (см. Приложение, № 212), посвященную знаменитому персонажу Махабхараты, великому воину, духовным наставником которого был сам Кришна, выполнявший также роль возничего его боевой колесницы. В Махабхарате говорится, что Арджуна (как, впрочем, и его противник) владел непобедимым божественным оружием – Брахма-астрой. Возможно, именно поэтому Рерих изобразил Арджуну в виде повелителя молний.

Еще одной значительной картиной, посвященной тематике героизма, стала созданная в 1932 году «Звезда Героя». В 1936 году Рерих написал второй ее вариант.

Запечатленный на полотне сюжет разворачивается в горах. Сидящий в небольшом жилище среди гор герой наблюдает летящую по небосклону комету. Близкие друзья семьи Рерихов отмечали, что эта картина символически отражала сложную жизненную миссию, поставленную перед старшим сыном Рерихов, Юрием Николаевичем, после смерти родителей. Ему предстояло во времена хрущевской «оттепели» вернуться в Россию (точнее, в СССР) и выполнить две важнейшие задачи в науке и в общественно-культурной жизни: возродить отечественную школу востоковедения, разгромленную в годы сталинизма, и воскресить в стране память о творчестве Н. К. Рериха. Для этого ему нужно было фактически познакомить новое поколение россиян с живописным наследием своего отца. Речь шла, конечно, только о художественном творчестве Н. К. Рериха (о знакомстве с учением Агни-Йоги в те времена и речи идти не могло).


«Звезда Героя». 1936


Е. И. Рерих незадолго до своей смерти в 1955 году сказала старшему сыну о той миссии, которую он мог выполнить ради своей страны. Обладая даром ясновидения, она предсказала, что на родине он сможет прожить только три года, но его деятельность очень нужна там. Она же предсказала, что время отправиться на родину для старшего сына наступит после появления кометы. Эта комета и показана на картине «Звезда героя».

Предсказание Елены Ивановны сбылось: на небосклоне показалась новая комета, Ю. Н. Рерих приехал в СССР в 1957 году, а в 1960 году ушел из жизни. Но за эти три года, несмотря на жесткое идеологическое противостояние его начинаниям со всех сторон, ученому удалось сделать очень многое. Его жертва оказалась не напрасной – он фактически заново открыл Рериха для миллионов россиян. Именно с возвращения Ю. Н. Рериха в Москву рериховское движение зародилось сначала в России, а затем и в других республиках бывшего СССР.

Главная мысль картины «Звезда героя» – готовность героя выйти на подвиг, о чем ему дается знак Свыше, из Космоса, в виде яркой кометы, словно огненным мечом прочертившей ночной небосклон.

Среди эпических героев Востока, запечатленных на картинах Рериха, оказались персонажи не только индо-тибетских, но и древнеиранских преданий. В 1938 году Рерих создает три произведения, посвященных героям персидского эпоса, послужившего основой знаменитых поэм Фирдоуси («Шах-наме») и Низами («Искандер-наме»). Это были картины «Гистасп» («Шах-наме»), «Искандер и отшельник», а также картина «Абдал-Мутталиб».662
Авторский вариант названия – «Абдал-Мутталиб ищет воду. Замзам». – Прим. авт.

Картина «Искандер и отшельник» (см. Приложение, № 213) написана, видимо, по мотивам поэмы Низами «Искандер-наме». Героем ее является Александр Македонский, вокруг имени которого в Азии было сложено немало легенд. В поэме Низами Александр Македонский представлен уже не столько воином и царем-завоевателем, сколько мудрецом, правителем-пророком.


«Абдал-Мутталиб». 1938. Фрагмент


Что касается картины «Абдал-Мутталиб», то вначале предполагалось, что эта картина посвящена героям поэмы Низами «Хосров и Ширин» Фархаду и Ширин, поэтому она экспонировалась под названием «Хосров и Ширин». Сотрудник Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов В. Л. Мельников аргументированно доказал, что подлинное название картины – «Абдал-Мутталиб ищет воду. Замзам», – картина с таким названием числилась в списках произведений Н. К. Рериха за 1938 год, но долгое время считалось, что ее местонахождение неизвестно.663
Рериховский век. Каталог выставки. Живопись и графика. СПб.: Золотой век, 2009. С. 123.

Картина создана по мотивам истории о появлении источника Замзам, которую Ибн Хишам (Абд аль-Малик ибн Хишам) включил в составленное им «Жизнеописание пророка Мухаммада» (вторая половина VIII века). Это жизнеописание считается наиболее полным собранием исторических сведений о жизни и деятельности пророка Мухаммеда и имеет статус третьего по степени важности (после Корана и хадисов) источника ислама. Почему Рерих решил обратиться к данной теме, что именно привлекло его в рассказе о том, как Абдал-Мутталиб (или Абд-аль-Мутталиб) выкопал колодец Замзам – мы не знаем, но невозможно не удивляться всеобъемлющей эрудиции художника и его глубоким познаниям в самых разных областях культуры Востока.

Глава 23
Темы творчества конца 1920-х – начала 1940-х годов. Высшее Знание, Шамбала и Учители Света
Путь к высшему знанию

В живописном творчестве 1930-х годов Рерих продолжил связанную с подвижничеством тему поисков духовного знания и самосовершенствования, начатую им в двадцатых годах. Этой теме посвящены картины «Скрижали завета» (1931), «Путь» (1936), «Сантана» (1937), «Отшельник (Неведомый старик)» (1941), «Экстаз» (1933664
Отметим, что в 1918 году Рерихом была написана картина с таким же названием, но композиционно весьма отличающаяся от работы 1933 года. – Прим. авт.

), и другие произведения.

На картине «Скрижали завета» человек в средневековом одеянии пытается постичь тайну древних знаков, начертанных кем-то на камнях в незапамятной древности.

Еще одна картина, сюжет которой скорее всего связан с темой духовных поисков, – это написанный в 1936 году «Путь» (см. Приложение, № 192). Некоторые поклонники творчества Рериха отождествляют персонажа этой картины с Христом; по другим мнениям, герой картины – человек, стремящийся к самосовершенствованию и познающий все трудности пути духовного восхождения. Сюжет картины говорит скорее в пользу предположения о том, что полотно посвящено духовным поискам. Человек в белом одеянии идет опасной и крутой тропой в гору, а под ним в ущелье бурлит река, символизирующая, вероятно, земную жизнь с ее неспокойным течением, подводными камнями соблазнов и водоворотами непредвиденных препятствий и сложностей. Путь к вершинам не просто сложен – он подчас и опасен. Один неверный шаг – и стремящийся к вершинам может сорваться в ущелье, разбиться о камни или захлебнуться в бурных водах реки… В древних философских трактатах не раз говорится о том, насколько сложен кратчайший путь к самосовершенствованию и какие опасности поджидают вступившего на этот путь. Говорится об этом и в учении Агни-Йоги.

Картина «Сантана» (см. Приложение, № 214) изображает отшельника, сидящего около входа в пещеру и смотрящего на протекающий мимо поток или реку. В переводе с санскрита «сантана» означает поток; как поясняла Е. И. Рерих, в буддийской философии принято цепь непрерывных перевоплощений человека сравнивать с вечно бегущим потоком. В небольшом эссе «Сантана» Н. К. Рерих писал: «Поток жизни – сантана – прихотлив и щедр. Поток распыляется в отвесном водопаде, чтобы потом опять собраться в русло».665
Рерих Н. К . Сантана // Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 2. С. 317.


«Скрижали завета». 1931. Фрагмент


Символ потока или реки в восточной философии имеет несколько значений; самое распространенное из них означает изменчивость и непостоянство преходящего материального мира. Задача того, кто ищет мудрости, – не отождествлять себя с этим потоком, не привязывать к нему свое сознание и, даже будучи в нем (то есть в материальной жизни), держать свое сознание как бы вне его, то есть свободным от пут преходящих явлений. В записях, сделанных учеником Рериха Борисом Абрамовым, говорится: «…нельзя привязывать сознание ни к одной из форм выражения вечно текущего и изменяющегося потока жизни. Потому, будучи в потоке, надо встать вне его».666
Грани Агни Йоги, 1953. Часть 1, 86.

Своим сюжетом «Сантана» напоминает написанную Рерихом в 1923 году картину «Медитация». На этой картине на берегу бегущей среди гор реки спиной к зрителю сидит девушка, чуть опустив голову (см. Приложение, № 194). Горы на заднем плане подернуты туманной дымкой. Картина выполнена в спокойных серовато-голубых тонах.

«Сантану» можно сравнить и с другими картинами, посвященными той же тематике. Лама на картине «Весть орла» (см. Приложение, № 196) тоже медитирует в отшельничестве, и к тому же, как и многие святые йогины, он умеет понимать язык окружающей его живой природы, способной иногда передавать человеку вести из высших сфер бытия.

Как уже говорилось, в 1941 году художник написал вариант картины 1910 года «У дивьего камня неведомый старик поселился»; новая картина называлась «Отшельник (Неведомый старик)». Отшельник на этом полотне чем-то похож на героя «Сантаны»; это славянский вариант поиска пути к совершенству (см. Приложение, № 81).

Полотно «Экстаз» 1933 года (см. Приложение, № 228) отличается от одноименной картины 1918 года (см. Приложение, № 75): если на картине 1918 года отшельник напоминает собой иссохший скелет, который буквально врос в камень от долгого стояния среди скал, и экстаз этого аскета не виден окружающим, то йогин на картине 1933 года полон жизни и сил, его экстаз выражается вскинутыми вверх в ликовании руками, а с неба на него словно струятся лучи светлых энергий высших сфер.


«Медитация». 1923. Фрагмент


На первый взгляд может показаться странным, что в живописи Рериха к теме самосовершенствования и поиска духовных знаний имеют отношение и картины, посвященные охоте. Это обстоятельство находит объяснение при знакомстве с литературными работами художника: согласно тибетским традициям, петроглифы, изображающие горных баранов и лучников, охотящихся за ними, являются древними символами Света. В своих литературных работах Рерих писал: «Ходим смотреть старинные изображения на камнях. При этом еще раз убеждаемся, что чортены,667
Чортены (субурганы) – культовые сооружения ламаизма (тибетского буддизма). – Прим. авт.

Прибавленные к старым изображениям охотников и нагорных баранов, являются более новыми дополнениями. Как и раньше думалось, эти круторогие священные бараны – символы света, и искатели их, неутомимые лучники, являются символами гораздо более удаленных культов. Здесь мы опять прикасаемся к не объясненным еще солнечным культам, напоминающим отдаленные зарождения друидизма и огненной свастики».668
Рерих Н. К. Меч Гессар-хана (Лахуль) // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 680.

Художник создал несколько вариантов картин с названием «Охота» в 1931, 1935–1936, 1937 годах (см. Приложение, № 215) и позднее.