Главная · Питание · Анализ стихотворения И.А. Бунина "Помню – долгий зимний вечер". Презентация к уроку литературы "Стихотворение И.Бунина "Помню долгий зимний вечер"" презентация к уроку по литературе на тему И знакомому совету я доверчиво внимал

Анализ стихотворения И.А. Бунина "Помню – долгий зимний вечер". Презентация к уроку литературы "Стихотворение И.Бунина "Помню долгий зимний вечер"" презентация к уроку по литературе на тему И знакомому совету я доверчиво внимал

Чтобы читать стих “Помню – долгий зимний вечер” Бунина Ивана Алексеевича, написанный в 1887 году, лучше помнить, что это произведение относится к периоду юношеской лирики. Тогда творец, еще не ведавший о своем писательском будущем, не сомневался, что станет поэтом. Как и все, что написано в этот период, данное стихотворение, изучаемое на уроке литературы в классе, тонкое и возвышенное, в нем еще нет прагматичности, свойственной зрелому Бунину. Оно как бы приоткрывает дверцу в мир детства – не только самого поэта, а детства вообще, погруженного в радостную безопасность.

Достаточно учить текст стихотворения Бунина “Помню – долгий зимний вечер” полностью, чтобы прочувствовать и завывание бури за окном, и успокаивающий голос заботливой матери, и даже воображаемый маленьким мальчиком шелест ржи. Интересно, что это произведение, которое можно прочесть в режиме онлайн, было написано на мотив колыбельной – и в конце концов стало ею. Уже в 20 веке стихотворение положили на музыку, и в такой форме оно стало очень популярным. Что неудивительно – оно подпитывалось воспоминаниями самого поэта, который рано покинул дом родителей, но всегда воспринимал его как самое безопасное и уютное место на земле.

Помню – долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.
«Дорогой мой, – шепчет мама, –
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, –
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;
Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез –
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

Известный во всем мире своей прозой знаменитей русский писатель Иван Алексеевич Бунин начинал свою литературную деятельность поэтическими произведениями, к числу наиболее живописных и чувственных лирических стихотворений относится «Помню - долгий зимний вечер». Дата его создания - 1887 год, его относят к раннему творчеству поэта и писателя Бунина, который начал писать свои стихи очень рано и уже с 17 лет его произведения публиковались в литературных журналах того времени.

Стихотворение «Помню - долгий зимний вечер» посвящается детским воспоминаниям автора о его маме и жизни в отчем доме, тому удивительному чувства тепла, заботы и спокойствия, которые окружают каждого ребенка в доме его родителей, любящих его и оберегающих от невзгод и бурь окружающего взрослого мира.

Главная тема стихотворения

Читая первые строчки произведения, мы представляем картину зимней непогоды, бури и метели, лютующей за пределами уютной маленькой, детской спаленки «тускло льется свет лампады, буря плачет у окна». Малыш немного напуган и никак не может заснуть, однако, окруженный теплом и заботой его мамы, которая тихим и мелодичным голосом, своими отвлекающими рассказами о лете, шуме берез и злотом море ржи, умело успокаивает его, и он чувствует себя в полной безопасности. Присутствие родного человека, её ласка и забота, простые советы вспомнить «тихий шепот леса и полдневный летний зной» греют душу маленького человечка, и он доверчиво и послушно следуя маминым указаниям, представляет картину летнего жаркого дня, где сливаются на грани сна и реальности «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Ребенок тихо и спокойно засыпает «обвеянный мечтами, забываться начинал», убаюканный тихой речью мамы и сладкими грезами, переносящими его на крыльях сна из бури и непогоды зимней ночи, в яркий и пригожий летний знойный денек.

Слова матери в стихотворении передаются с помощью глаголов прошедшего времени, в конце появляется авторское местоимение «я», говорящее нам о том, что рассказанная читателям история, является воспоминаниями автора о его детстве, которые настолько ярко и живо запечатлены в его памяти, что те чувства и переживания ощущаются автором и сейчас точно также. И пусть с того момента прошел уже не один десяток лет, и автор давно покинул отчий дом, эти сладкие детские грезы навсегда остались в его душе и памяти, они помогают ему справиться с бедами и проблемами в его взрослой жизни. Любовь и поддержка, которые дали ему родители в отчем доме его детства, его счастливые воспоминания о беззаботном босоногом детстве, и понимание того, что оно не вернется уже никогда, становятся для Бунина источником его вдохновения, его силой и внутренним стрежнем, помогающим пережить все жизненные бури и невзгоды на его пути.

Структурные и композиционные особенности

Написанное в форме колыбельной песни, стихотворение Бунина «Помню - долгий зимний вечер» очень легко воспринимается на эмоциональном, звуковом и зрительно ассоциативном уровне. Важным мотивом данного произведения становится передача состояния полусна, полуяви главного лирического персонажа, которое передается описанием позднего зимнего вечера в детской спаленке «полумрак и тишина», «тихо льется свет лампады», использованием таких глаголов как «задремать», «забыться», наречий «плавно», «медленно». Для разделения произведения на определенные части используется пунктуация: тире в первом предложении показывает на прошлое время, на то, что эти события происходили в глубоком детстве автора, тире во второй строфе служит разделителем между сном и реальностью, тире в последней строфе - символизирует переход из стояния бодрствования в состояние сна.

Данное лирическое произведение написано таким стихотворным размером как хорей, с использованием мужской рифмы и перекрестной рифмовки. Для создания чувственного и проникновенного поэтического образа автор использует следующие средства художественной выразительности как эпитеты (летний зной, невнятный шум, тихий сон), олицетворение (буря плачет, ходят волны ржи, вой вьюги, шепот ветра), метафоры (золотые колосья ржи, невнятный шум берез), инверсия и аллитерация.

Стихотворение Ивана Бунина «Помню - долгий зимний вечер», рисует для нас картины близкие и понятные каждому из нас, ведь воспоминания о маме, отчем доме и детских мечтах навсегда остаются в памяти каждого человека как самые дорогие и нужные, ведь они согревают наши души теплом и любовью к нашим близким, становятся нашим последним оплотом в борьбе против самых ненастных жизненных бурь.

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез —
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Я помню день, когда впервые — На третьем от роду году — Услышал трубы полковые В осеннем городском саду. И все вокруг, как по приказу, Как будто в строй вступило...
  2. Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу. Хорошо и...
  3. Я помню, помню гениальность дня, и были радости, волненья, что без любви бы — не было меня, и без любви — уходит вдохновенье....
  4. Нива, моя нива, Нива золотая! Зреешь ты на солнце, Колос наливая, По тебе от ветру, — Словно в синем море, — Волны так и ходят, Ходят на просторе. Над тобою...
  5. Снегов немую черноту Прожгло два глаза из тумана, И дым остался на лету Горящим золотом фонтана. Я знаю — пышущий дракон, Весь занесен пушистым снегом, Сейчас порвет мятежным бегом Завороженной...
  6. «Потусклый месяц побледнел, Ночное небо голубеет, Петух в последний раз пропел, И ветер холоднее веет. Бог свет дает! Мороз скрыпит. Дорога чрез село лежит. Из хаты утренний дымок Над кровлей...
  7. Как живы в памяти моей Мои младенческие лета, Когда вдали от шума света Я возрастал среди полей, Среди лесов и гор высоких И рек широких и глубоких, Когда в невинной...
  8. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились...
  9. Не помню такого зловещего лета, — Один за другим уплывают гробы. Там первая женщина — мука поэта, Последняя женщина — шутка судьбы. И с первою — первая книга сгорела, С...
  10. Малость стемнело, девица поет, Машет платочком, ведет хоровод; Ходят над грудью и ленты и бусы. Парни опешили! Экие трусы! Будто впервые признали они Этих очей зоревые огни, Будто глядят на...
  11. Я не забыл мечты, Которые душа моя питала, Средь грозных ужасов и дикой красоты На берегах угрюмого Байкала. Я живо помню их: оне Везде унылого певца сопровождают — И в...
  12. А. А. Коринфскому В деревне, чуть заря вечерняя займется, Играет молодежь, сплетаясь в хоровод, Звучит гармоника, и песня раздается Такая грустная, что за сердце берет. Но грусть сроднилася с крестьянскою...
Вы сейчас читаете стих Помню — долгий зимний вечер, поэта Бунин Иван Алексеевич

Одна из сложных тем – анализ лирического произведения. Впервые шестиклассники встречаются с произведениями И. А. Бунина.

Оформление урока: портрет И. А. Бунина, картины И. И. Шишкина “Дубы”; А. И. Куинджи “Березовая роща”; Б. Щербакова “Подмосковье”; Н. Ромадина “Зимняя луна”.

И. А. Бунин. О чем вам говорит это имя? В какое время жил и писал Бунин? Какое произведение этого автора мы уже читали?

(Вспоминаем, что И. А. Бунин – русский писатель, годы жизни 1870 – 1953, принадлежал к старинному дворянскому роду. В 1921 году написал рассказ “Косцы”. И. А. Бунин прожил более 30 лет за границей, в эмиграции. Разлученный с родными местами, писатель мысленно возвращается к теме Родины, в его произведениях звучит грусть и тоска).

Обращаюсь к классу с вопросом: мы познакомились с лирическим произведением Бунина “Листопад” и прозаическим “Косцы”. Чем отличается лирическое произведение от прозаического?

(В лирическом есть ритм и рифма, а главное есть настроение, впечатление. Это основное в стихотворении).

Чтение стихотворения – важный этап урока литературы. Первое впечатление от прочитанного стихотворения может повлиять на общий настрой в классе. Призываю ребят послушать стихотворение “Помню - долгий зимний вечер” и, во-первых, представить картину, описанную в стихотворении, во-вторых, обратить внимание на значение слов: лампада, грезы .

Лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполненный специальным маслом, который зажигается перед иконой, божницей.

Грезы – светлые мечты, а также призрачные видения, сновидения.

После чтения задаю учащимся вопрос: какие возникли мысли после прочтения произведения? Чувства?

От чьего лица ведется повествование? В какой форме написано стихотворение?

Обратимся к отдельным строкам:

Помню – долгий зимний вечер…

Позабудь , что воет вьюга…

Вспомни тихий шепот леса…

Как мы назовем подчеркнутые слова? (Антонимы). Что такое антонимы? (Слова с противоположным лексическим значением).

Приходим к выводу, что в данных строках противопоставлены слова, а картины?

(Они, оказывается, тоже противопоставлены. Зимний – летний пейзаж).

Как в литературе называется этот прием? (Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий).

Какие слова в стихотворении непонятны, с какими из них вы встретились впервые?

Зимний пейзаж. Каким настроением проникнуты строки, характеризующие зимний пейзаж? Найти метафоры, эпитеты. Какова роль метафор и эпитетов?

(Зимой – в доме: тускло льется свет лампады . Темно, мрачно, тревожно. Буря плачет, воет вьюга . Тревожное и неспокойное состояние ребенка от того, что видит и слышит он).

Летний пейзаж. Каким настроением проникнуты строки, характеризующие летний пейзаж? Найти эпитеты, метафоры.

(Тихий шепот леса, шумят березы, ходят медленно и плавно, золотые волны ржи. Летний пейзаж – легкое движение, ласковый шепот, от этого на душе становится легко и радостно, приходит покой, умиротворение.)

Вернемся к вопросу, какое настроение создает автор, что дают нам картины природы? Какую роль выполняет олицетворение?

(Человек чувствует себя частью природы, понимание природы прогоняет страх. Вспоминая лето, рисуя картины лета, ребенок успокаивается и засыпает. Пейзаж передает состояние человека, его настроение).

Давайте попробуем представить картину лета. Какие краски взяли бы вы, чтобы изобразить летний пейзаж? Используйте текст стихотворения.

Летний зной – оранжевый, желтый.

Золотые волны ржи – золотой цвет, желтый.

Лес – зеленый.

Березы – пестрый, черный с белым.

А теперь представим зимний пейзаж. Какие краски помогут вам изобразить зиму?

Голубой, белый, серый – холодные тона и цвета.

Давайте посмотрим картины русских художников, сопоставим с нашими ответами. Мы, действительно, убеждаемся, что лето – это много света, тепла, радости. Летняя природа дает нам самые светлые, яркие картины. Зима тоже прекрасна, но она прекрасна в своем ледяном сне, она - как застывшая красавица. Приятно смотреть на зиму, но она не греет, не ласкает.

Подходим к заключительной части нашего урока. Поделимся впечатлениями и своими наблюдениями. Какое у вас любимое время года? Почему? К какому времени года вы обратитесь, если у вас на душе тревожно?

Итоговая письменная работа. Учащимся необходимо дополнить предложения.

Стихотворение… пронизано… настроением. Настроение меняется от…

Стихотворение делится на …части. Мы видим в нем краски…

Лирический герой этого стихотворения мне представляется…

Я хотел бы (не хотел) выучить это стихотворение.

Первый «краткий очерк жизни и творчества» Приблудного был опубликован А.Скриповым в 1963 г. Близкий товарищ поэта, ведший переписку с ним на протяжении 1929- 1936 гг., Скрипов опубликовал большое число не известных ранее материалов. Его работа, обладающая несомненными достоинствами достоверного свидетельства, очевидно, не утратила своей ценности и в настоящее время, однако на ней в полной мере отразились свойственные отечественному литературоведению 60-х годов взгляды и оценки, подобные следующим...

Первый рассказ «Темные аллеи», давший название всему циклу, развивает мотив рассказа «Ида»: сожаления об утраченном счастье иллюзорны, ибо жизнь идет так, как должна идти, и человек не волен внести в нее какие-то перемены. Герой рассказа «Темные аллеи», еще будучи молодым помещиком, соблазнил прелестную крестьянку Надежду. А затем его жизнь пошла своим чередом. И вот по прошествии многих лет он, будучи уже военным в больших чинах, проездом оказывается в тех местах, где любил в молодости. В хозяйке заезжей избы он узнает Надежду, постаревшую, как и он сам, но все еще красивую женщину.

Война застигла Блока в Шахматове. Он встретил ее как новую нелепость и без того нелепой жизни. Он любил Германию, немецкие университеты, поэтов, музыкантов, философов; ему трудно понять, почему народы должны сражаться в угоду своим властителям. Самый тяжелый и позорный мир лучше, чем любая война. Любовь Дмитриевна сразу же выучилась на сестру милосердия и отправилась на фронт. Михаил Терещенко отказался от всякой литературной деятельности.