Главная · Разведение · Адмирал новоселов федор иванович родился. Российскому флоту иногда везло. Увлечение и работа

Адмирал новоселов федор иванович родился. Российскому флоту иногда везло. Увлечение и работа

26 февраля исполняется 95 лет со дня рождения адмирала флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова, который почти 30 лет (1956-1985 гг.) находился на посту главнокомандующего ВМФ. Он вошел в историю Советского Союза, историю России как выдающийся флотоводец и крупный руководитель, благодаря целеустремленности, настойчивости, энергии и высочайшим дипломатическим способностям которого фактически был построен современный океанский ракетно-ядерный флот.

Сергей Горшков родился в 1910 году в семье провинциальных педагогов. Отец преподавал математику, мать - русский язык и литературу. В семье было трое детей: две дочери и сын - будущий главнокомандующий ВМФ. Кстати, отец Горшкова происходил из семьи столяра-краснодеревщика, - старший из десяти его детей. Он рано проявил способности к точным наукам, был зачислен на бесплатное обучение в гимназию, которую закончил с золотой медалью, а потом и Харьковский университет. Видимо, его способности в значительной степени передались и сыну.

После окончания школы поступил в Ленинградский университет, а через год перешел в Ленинградское военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. В 1931 году служит на Черноморском флоте, через год на - Тихоокеанском. С 1934 года командует СКР "Бурун", который по итогам боевой подготовки 1936 года занял первое место в Морских силах РККА. После окончания в 1937 года курсов командиров кораблей в Ленинграде Сергей Горшков снова на Тихоокеанском флоте. В 1939 года он уже командир бригады эсминцев на Черном море, а через полгода - командир сформированной бригады крейсеров. С ней он и встретил войну, которую прошел, как говорится, "от звонка до звонка".

Горшков был участником всех десантных операций, проведенных на Черном море, начиная с десанта в августе 1941 года в районе деревни Григорьевка, что под Одессой. Будучи командующим Азовской и Дунайской флотилий, приобрел богатый опыт взаимодействия сил флота с войсками приморских фронтов. Некоторое время (в качестве одного из руководителей обороны Новороссийска) командовал 47-й армией. За особые заслуги Сталин предложил Горшкову закрепиться в должности командарма, на что Сергей попросил оставить его на флоте.

КОМАНДУЮЩИЙ ЧФ

С января 1945 года Горшков возглавляет эскадру Черноморского флота (ЧФ), одновременно привлекается к отработке предложений по программе военного кораблестроения (ПВК) на 1946-1955 гг. В ноябре 1948 года назначается начальником штаба ЧФ. В условиях начинающегося обострения послевоенной международной обстановки основные усилия в работе штаба он направляет на отработку планов подготовки сил флота к ведению боевых действий, а также пополнению корабельного состава и восстановлению всей инфраструктуры ЧФ. Большого внимания требовали начатые сразу после освобождения Крыма и проводимые вплоть до начала 50-х годов тяжелые и опасные операции по тралению миноопасных морских районов, фарватеров и гаваней базирования кораблей.

В феврале 1950 года восстанавливается Военно-морское министерство Советского Союза. В июле 1951 года состоялся Главный военный совет ВМФ по рассмотрению и обсуждению дел на флоте и его состоянию. На совете присутствовал Сталин. После этого совета военно-морским министром назначается Кузнецов, его первым заместителем адмирал Басистый, которого на посту командующего Черноморского флота сменяет Горшков.

Новый командующий ЧФ уделяет серьезное внимание строительству, формированию и обустройству создаваемого Южного полигона (начал функционировать в 1954 году) для будущих разнообразных испытаний ракетного оружия и проведению испытательных пусков ракет, - ведь наступала ракетная эпоха флота. Научно-технические достижения в области создания ядерных боеприпасов, атомной энергии, ракетной техники и радиоэлектроники требовали осмысления и внедрения их в строительство кораблей, создание новых видов вооружения. И эти новшества в дальнейшем развитии флота и его боевых средств уже тогда чутко улавливал Горшков. Но со смертью Сталина уже 15 марта 1953 года вновь объединяются Военное и Военно-морское министерства в единое Министерство обороны. А Николай Герасимович Кузнецов становится заместителем министра обороны - Главнокомандующим ВМФ.

Главный морской штаб (ГМШ) в конце 1953 года подготовил проект ПВК на 1956-1965 гг., который после одобрения Генеральным штабом и Министром обороны в начале 1954 года был представлен в Совет министров СССР. Однако программа не получила поддержки у руководства страны. Доработки ПВК, выполненные ГМШ дважды, в 1954 и 1955 гг., рассматривались на заседании Президиума ЦК КПСС, на которых с докладами выступал Кузнецов. И опять его предложения не получили поддержки у руководства страны. В свою очередь, руководство Минобороны и Генштаба, вроде бы одобряя планы и предложения ВМФ, не поддерживало их на совещаниях перед руководством страны. К сожалению, у флота не было сторонников и среди руководителей оборонных отраслей промышленности, так как представленные планы кораблестроения не были с ними согласованы.

Настойчивость и бескомпромиссность Кузнецова в отстаивании своих взглядов на развитие флота вызывало все большее недовольство и у министра обороны Жукова, и опять же еще большее недовольство у Хрущева, который к этому времени стал первым секретарем ЦК КПСС. Обстановка осложнялась. В июле 1955 г. по представлению Кузнецова его первым заместителем был назначен Горшков. Вскоре Николай Кузнецов перенес тяжелый инфаркт и по болезни ушел в отпуск. Обязанности главкома были возложены на Горшкова, и вся ответственность за дальнейшую подготовку планов строительства кораблей легла на его плечи.

В конце октября 1955 г. в Севастопольской бухте погиб от взрыва в носовой части линкор Новороссийск, что послужило поводом для снятия, Николая Кузнецова с должности главкома ВМФ и увольнению с военной службы. На его место в начале января 1956 г. был назначен Горшков. Решение руководства страны было воспринято неоднозначно во флотской среде, злые языки пустили в оборот выражение "Кузнецова сняли, а флот накрыли горшком".

ГЛАВКОМ ВМФ

В первые же дни в новой должности Сергей Горшков посетил Центральный НИИ военного кораблестроения (ЦНИИВК) и Институт вооружения ВМФ, где подробно рассмотрел предложения о перспективах развития флота. В обсуждении принимали участие также ученые Военно-морской академии, ЦНИИ им. А.Н. Крылова и конструкторы некоторых ЦКБ. В итоге в конце января 1956 года Совет обороны рассмотрел и одобрил подготовленный ВМФ и согласованный с министерствами оборонных отраслей промышленности план проектирования и строительства кораблей на 1956-1960 гг.

Все последующие планы и программы строительства флота разрабатывались под личным руководством Горшкова. Работая над перспективными вопросами развития флота, Горшков организует выставки-показы новых кораблей и систем вооружения непосредственно на СФ или ЧФ, приглашая на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов.

Показы сопровождались выходами участников на кораблях в море, где проводились тактические учения с выполнением боевых упражнений - пусков ракет, торпедных и артиллерийских стрельб, полетами авиации с использованием ее бортового оружия. В ходе выставок проходило обсуждение вопросов строительства не только кораблей и создания вооружения, но и развитие инфраструктуры флотов, решение социальных вопросов. Это повышало престиж флота в глазах руководства страны и руководителей ее оборонной промышленности.

Львиную долю своего рабочего времени в главкомате ВМФ Сергей Горшков уделял рассмотрению и решению вопросов кораблестроения, начиная с контроля над разработкой Оперативным управлением ГШ ВМФ оперативно-тактических заданий на корабли и по важнейшим комплексам вооружения, выдачи органами кораблестроения и вооружения тактико-технических заданий промышленности и заканчивая рассмотрением проектов кораблей и систем вооружения на разных стадиях их проектирования и разработок.

Получила дальнейшее развитие организационная система последовательного рассмотрения и утверждения на разных уровнях (КБ ОПК, НИУ ВМФ, заместитель ГК по кораблестроению и вооружению, Главный штаб ВМФ) различных этапов проектирования кораблей и разработок вооружения. В конечном итоге эскизные и технические проекты новых кораблей и разработки важнейших комплексов вооружения непосредственно рассматривались и утверждались главнокомандующим ВМФ на совещаниях с министрами Судпрома и других оборонных министерств, руководством Главного штаба, органов кораблестроения и вооружения, центральных управлений, НИУ ВМФ и КБ промышленности.

Сергей Горшков стал идеологом и организатором создания современного ракетно-ядерного океанского флота страны - он вывел его в Мировой океан. С нашим Военно-морским флотом - вторым в мире после ВМС США по боевому могуществу - вынуждены были считаться так называемые великие морские державы.

Он был выдающейся личностью по всем "параметрам" и требованиям к подобного рода военачальникам и крупным руководителям нашего бурного ХХ века, насыщенного войнами, другими потрясениями и катаклизмами, а также по оценкам его соратников и даже противников.

Сергей Георгиевич Горшков родился 26 февраля 1910 года в семье учителей. После окончания школы поступил в Ленинградский университет, а через год перешел в Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. В 1931 г. началась его корабельная служба на Черном море, через год - на Дальнем Востоке. 1934 г. - он командир СКР "Бурун", который по итогам подготовки 1936 г. занял первое место в Морских силах РККА. После окончания в 1937 г. курсов командиров кораблей в Ленинграде С.Г. Горшков снова на Тихоокеанском флоте - командир эскадренного миноносца, командир дивизиона эсминцев. В 1939 г. - командир бригады эсминцев на Черном море, а через полгода - командир сформированной бригады крейсеров, с которой он и встретил войну, пройдя, как говорится, "от звонка до звонка".

Он участник всех десантных операций, проведенных на Черном море, начиная с десанта в августе 1941 г. в районе деревни Григорьевка, под Одессой. Будучи командующим Азовской и Дунайской флотилиями, приобрел богатый опыт взаимодействия сил флота с войсками приморских фронтов. Являясь одним из руководителей обороны Новороссийска, он некоторое время командовал 47-й армией, что не осталось незамеченным. И.В. Сталин предложил Горшкову закрепиться в должности командарма, на что Сергей Георгиевич попросил оставить его на флоте, с чем и согласился Верховный. После освобождения Крыма на базе Азовской флотилии была создана Дунайская флотилия, командующим стал С.Г. Горшков. Флотилия участвовала в боях за освобождение Одессы, Приднестровья, сражалась за свободу народов Румынии, Болгарии, Венгрии и Югославии.

С января 1945 г. С.Г. Горшков командует эскадрой Черноморского флота - самой крупной, по его оценке, в морских силах того времени корабельной эскадрой. Ему было поручено встретить на аэродроме в Саки руководителей США и Великобритании, прибывавших на Ялтинскую конференцию. Следует отметить, что его стремление к познанию нового и опыт участия в войне на Черноморском флоте были замечены командованием ВМФ. Его привлекают к участию в отработке предложений для первой послевоенной Программы военного кораблестроения на 1946-1955 гг. (ПВК-46), он возглавляет секцию по крейсерам и эсминцам.

С ноября 1948 г. его назначают начальником штаба ЧФ. Основные усилия он направляет на отработку планов подготовки сил флота к ведению боевых действий в условиях возможного применения атомного оружия в войне на море.

В феврале 1950 г. было восстановлено Военно-морское министерство, в июле 1951 г. Главный военный совет ВМФ обсудил состояние дел во флоте, министром был назначен Н.Г. Кузнецов, его первым заместителем - адмирал Н.Е. Басистый. Командующим Черноморским флотом - С.Г. Горшков.

В эти годы шли поисковые работы по созданию новых видов вооружения, проводилась подготовка Южного полигона, созданного в 1949 г. для проведения испытаний ракет. Командующий флотом уделял пристальное внимание строительству полигона, укомплектованию кадрами испытателей, выделению кораблей под новое вооружение.

15 марта 1953 г. проведено объединение Военного и Военно-морского министерств в Министерство обороны. Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов был назначен первым заместителем министра обороны и главнокомандующим ВМФ.

В конце 1953 г. Главный морской штаб подготовил проект ПВК на 1956-1965 гг., который после одобрения Генеральным штабом и министром обороны в начале 1954 г. был представлен в Совет министров СССР. Программа не получила поддержки, т.к. руководство страны посчитало, что в планах отдан приоритет строительству надводных кораблей, что недостаточно кораблей с новыми видами вооружения. Доработанные предложения флота неоднократно обсуждались на заседании коллегии МО и совещаниях у министра обороны. После одобрения проекта ПВК-56 и формулирования задач ВМФ они в ноябре 1954 г. были представлены в ЦК КПСС. На заседаниях специальной комиссии Президиума ЦК с докладом выступал и отстаивал представленные документы только Н.Г. Кузнецов, а руководители Минобороны и Генштаба практически не принимали в этом участия.

К сожалению, у флота не было сторонников и среди руководителей оборонных отраслей промышленности. Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым посчитало слишком дорогой реализацию представленных планов и потребовало их сокращения и сосредоточения основных усилий на строительстве подводных лодок, рассматривая их вместе с морской авиацией как главную силу, способную противостоять флоту вероятного противника в океане, а надводные корабли строить только для обороны страны с моря, при этом ПЛ, авиацию и НК оснащать ракетным оружием. Трудно представить, какое нервное напряжение испытал Н.Г. Кузнецов, отстаивая неоднократно в Генштабе и Минобороны, а затем и в высших партийных и государственных инстанциях свое видение будущего флота.

В июле 1955 г. по представлению Н.Г. Кузнецова его первым заместителем был назначен С.Г. Горшков. Вскоре Кузнецов перенес инфаркт, обязанности главкома были возложены на С.Г. Горшкова, и вся ответственность за подготовку планов строительства кораблей легла на его плечи.

С целью изучения и учета мнения офицеров по облику будущего флота в середине октября 1955 г. Н.С. Хрущев и Г.К. Жуков проводят в Севастополе двухдневное совещание с командованием и командирами соединений ЧФ. Хрущев в своем обращении призвал участников высказывать свое мнение и видение будущего флота, не оглядываясь на мнение командования.

Большинство участников выступили за то, что главными силами для борьбы в океане являются ПЛ и морская авиация с ракетным оружием. О крупных надводных кораблях были разные мнения, но большинство выступило за строительство крейсеров и эсминцев с ракетным оружием и авианосцев ПВО. Руководители выразили удовлетворение ходом совещания, Г.К. Жуков изложил свое видение характера возможной войны и роли и места флота в системе Вооруженных Сил. Н.С. Хрущев согласился на проектирование малого авианосца, чтобы овладеть, как он выразился, культурой строительства и эксплуатации этих кораблей, что может понадобиться в будущем.

В конце октября 1955 г. в Севастопольской бухте утонул от взрыва в носовой части линкор "Новороссийск", при этом погибли более 600 человек. Н.Г. Кузнецов был освобожден от должности главкома ВМФ и уволен с военной службы.

В начале января 1956 г. главнокомандующим ВМФ был назначен адмирал С.Г. Горшков. Начало его деятельности на посту главнокомандующего ВМФ совпало с трудным периодом в жизни флота. Гибель линкора "Новороссийск" в Севастопольской бухте, снятие Н.Г. Кузнецова с должности главкома ВМФ, недовольство высшего партийного и государственного руководства страны планами строительства флота:

Начавшаяся научно-техническая революция в военном деле требовала выработки путей развития флота, определения облика новых кораблей и систем вооружения. Среди высшего командного состава флотов не было единства мнений по этому вопросу. Разные мнения о роли и месте ВМФ в условиях возможного использования ядерного оружия существовали и в руководстве Министерства обороны и Генерального штаба. Кроме того, был и чисто морально-психологический аспект - С.Г. Горшков был значительно моложе многих адмиралов, командовавших флотами в годы войны и находящихся на различных должностях в ВМФ и Минобороны. Ядро высшего военного руководства страны составляли маршалы и генералы армии. Вряд ли Горшков мог рассчитывать и надеяться на их поддержку и понимание. Эти обстоятельства требовали от 46-летнего главкома умелой политики взаимоотношений и напряженной организаторской работы. Благодаря своим глубоким знаниям военно-морского дела, личному опыту участия в боевых действиях на море и на суше в годы войны, твердому характеру и умению строить взаимоотношения с людьми С.Г. Горшков успешно справился с трудностями начального этапа своей деятельности.

Жизнь и практические результаты многолетней деятельности С.Г. Горшкова на посту главкома показывают, что он сумел правильно выбрать стратегию строительства флота и тактические приемы ее реализации. В конце января 1956 г. Совет обороны рассмотрел и одобрил подготовленный ВМФ и согласованный с министерствами оборонных отраслей промышленности план проектирования и строительства кораблей на 1956-1960 гг., который был утвержден.

Все последующие планы программы строительства флота разрабатывались под руководством С.Г. Горшкова. Он был идеологом и организатором создания океанского ракетно-ядерного атомного флота. В этой работе он всегда стремился иметь союзников и соратников среди руководителей оборонного комплекса страны, прежде всего судостроения.

Горшков организует выставки-показы новых кораблей и систем вооружения непосредственно на Северном или Черноморском флотах, приглашая на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов. Показы сопровождались выходами кораблей в море, где проводились тактические учения с выполнением пусков ракет, торпедных и артиллерийских стрельб, полетами авиации. В ходе выставок проходило обсуждение вопросов не только строительства кораблей и создания систем вооружения, но и развития инфраструктуры флотов, а также социальных проблем.

При определении перспективы развития флота он всегда опирался на науку, прежде всего на работу институтов и академий ВМФ. При рассмотрении научных работ всегда ориентировал ученых на поиск нетрадиционных идей в создании систем вооружения и строительстве кораблей. Был противником копирования зарубежных кораблей и вооружения. Хотя изучению зарубежного опыта он придавал немалое значение. Настойчиво рекомендовал институтам флота теснее взаимодействовать с учеными Академии наук СССР и головными институтами отраслей промышленности.

Флот на протяжении своей 300-летней истории всегда был тесно связан с Академией наук страны, многие видные ученые внесли неоценимый вклад в строительство флота.

В процессе строительства океанского флота, особенно атомных подводных лодок, возник ряд новых проблем, разрешение которых потребовало участия институтов Академии наук. Президиум АН СССР поддержал инициативу ВМФ и создал специальные Научные советы:

Гидродинамика (1960 г.), руководители - академики М.А. Лаврентьев и Л.И. Седов;

Гидрофизика (1967 г.), руководители - академики А.П. Александров и А.В. Гапонов-Грехов;

Прикладные проблемы (1967 г.), руководитель - академик В.М. Глушков;

Связь с подводными лодками (начало 70-х г.), руководитель - академик В.А. Котельников;

Океанографическая комиссия (1939 г.), руководители - академики В.П. Ширшов и Л.М. Бреховских.

В составе каждого совета членами были представители НИИ ВМФ.

С.Г. Горшков с большим уважением и вниманием относился к выдающимся ученым, которые внесли существенный вклад в строительство современного флота. В первую очередь следует назвать академика А.П. Александрова, научная и практическая работа которого была тесно связана с флотом еще в довоенные годы. Он был инициатором и научным руководителем создания атомных энергетических установок и проектирования атомных подводных лодок. Многие годы, в т.ч. и после избрания в 1975 г. президентом АН СССР, Анатолий Петрович возглавлял Совет по гидрофизике, организуя исследования Мирового океана в интересах создания систем подводного наблюдения и подводного кораблестроения. С.Г. Горшков нередко присутствовал и выступал на пленарных заседаниях Совета по гидрофизике и Президиума АН СССР по проблемам строительства флота.

С.Г. Горшков высоко ценил творческую деятельность генеральных и главных конструкторов кораблей и систем вооружения, избранных в состав АН СССР. Это академики Н.Н. Исанин, С.Н. Ковалев, В.Н. Челомей, В.П. Макеев, П.Д. Грушин, Б.П. Жуков, Ю.Б. Харитон, Е.И. Забабахин, А.И. Савин, В.С. Семенихин, А.А. Туполев, С.В. Илюшин, Р.А. Беляков, Г.М. Бериев. Со всеми этими неординарными личностями, как и со многими другими, С.Г. Горшков великолепно умел вести беседы и решать вопросы и пользовался огромным авторитетом и уважением в их среде. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Сергей Георгиевич был самым авторитетным и уважаемым военачальником в 70-80-е годы среди ученых страны. Общение с видными учеными и работниками оборонного комплекса, встречи и беседы с учеными ВМА и институтов ВМФ позволяли С.Г. Горшкову получать большой объем научно-технической информации, перерабатывать ее и быть во всеоружии при решении сложных проблем строительства флота.

Его способности быстро уловить смысл разговора и принять решение удивлялись и даже завидовали, а некоторые видели в этом элементы волюнтаризма. Конечно, Сергей Георгиевич обладал твердым и волевым характером и, как известно, никогда не менял своих решений. Об этом образно говорил адмирал флота Н.Д. Сергеев: "Наш главком, как самолет, - заднего хода не имеет". Но обвинять его в волюнтаризме при принятии решений по вопросам кораблестроения, я считаю, не только неправомерным, но и заведомо ложным наговором. За 14 лет службы в центральном аппарате ВМФ, а это почти половина срока его командования флотом, при чем вторая половина, когда у С.Г. Горшкова был огромный авторитет не только в ВМФ и Минобороны, но и в правительстве и высших партийных кругах, я элементов волюнтаризма не замечал. По собственному опыту свидетельствую, что при личных докладах он был официален и строг, но это не исключало возможности докладывающему изложить свои мысли и даже дебатировать по сути вопроса.

Иное положение было на заседаниях Военного совета или служебных совещаниях, особенно по итогам боевой и политической подготовки, вопросам аварийности и воинской дисциплины. Выступающий должен был давать объективную оценку, не пытаться "замазать" недостатки, быть готовым к ответу на неприятные вопросы.

С.Г. Горшков совершал вместе с руководителями министерств и ведомств поездки в НИИ и КБ промышленности по делам кораблестроения, побывав практически во всех головных организациях, во многих неоднократно. Так, по ракетным делам он побывал на Урале, Алтае, в Таджикистане, Харькове, Туле, Реутове, Люберцах, Химках и Дубне, не говоря уж о Москве, Ленинграде и других центрах кораблестроения. С большим уважением и доверием относился к работе проектантов кораблей и конструкторам систем вооружения, всегда внимательно и заинтересованно слушал их выступления, сам активно участвовал в обсуждении. Он был очень восприимчив к новым предложениям ученых и конструкторов и активно поддерживал их внедрение в кораблестроение. Так, были реализованы идеи главного конструктора Р.Е. Алексеева по созданию катеров на подводных крыльях и экранопланов, создание десантных катеров на подводных крыльях, внедрение противокорабельных крылатых ракет на катера, которые вышли по своим ударным возможностям на уровень крупных надводных кораблей. С.Г. Горшков поддержал в начале 60-х годов, когда только начиналось освоение космоса, предложение генерального конструктора крылатых ракет В.Н. Челомея о создании морской космической разведывательной системы по обнаружению надводных кораблей противника в океане и передаче данных непосредственно на надводные и подводные корабли. И такая система была создана и принята на вооружение ВМФ.

Массовое внедрение противокорабельных ракет на подводные лодки, надводные корабли и самолеты морской авиации обеспечило определенное равновесие сил в океане. Создание автоматизированного атомного подводного истребителя подводных лодок (научный руководитель - академик А.П. Александров) явилось важнейшим достижением в подводном кораблестроении.

На заводах, при посещении цехов и лабораторий он проявлял большой интерес к новинкам в технологии, организации производства и системе контроля качества, а также интересовался вопросами развития предприятия, настроением в коллективе. Он считал, что только благополучное предприятие может создавать высококачественную технику.

В своей организаторской работе по строительству флота С.Г. Горшков опирался на заказывающие управления, начальники которых были основными организаторами подготовки и реализации принятых решений по вопросам проектирования кораблей, создания комплексов вооружения, организации проведения испытаний.

Учитывая специфику условий эксплуатации и боевого использования, морские системы вооружения создавались по заданиям ВМФ, в связи с чем в составе его центрального аппарата было 13 управлений. Работе этих управлений Горшков уделял пристальное внимание, они были главным связующим звеном флота с промышленностью. На беседу с генеральными конструкторами или директорами предприятий главком, как правило, приглашал начальников заказывающих управлений, заслушивая мнение по обсуждаемому вопросу, что повышало их авторитет в промышленности.

Сергея Георгиевича многие годы связывали дружеские, деловые отношения с выдающимися руководителями оборонных отраслей промышленности: Б.Е. Бутомой (судостроение), Е.П. Славским (атомная), С.А. Афанасьевым (ракетно-космическая), С.А. Зверевым и П.В. Финогеновым (оборонная), В.В. Бахиревым (боеприпасы и твердые топлива), В.Д. Калмыковым и П.С. Плешаковым (радиотехническая), Э.К. Первышиным (средства связи).

Сложные проблемы строительства флота, в частности при создании ракетных комплексов, главком разрешал путем неоднократных встреч и совещаний с генеральными и главными конструкторами, руководителями министерств, чтобы найти решение в интересах флота. Так, в ходе создания ракетного комплекса (РК) Д-19 с баллистической ракетой Р-39, создаваемой на твердом топливе, было проведено не менее 10 встреч с министрами С.А. Афанасьевым и В.В. Бахиревым в Москве. С целью ознакомления с ходом работ на местах они выезжали на предприятия Урала, Алтая и Таджикистана.

Особое внимание в поездках на флоты С.Г. Горшков обращал на вопросы безаварийной эксплуатации кораблей, подготовку личного состава к борьбе за живучесть. Каждый случай отказов техники, приводящий к аварии или срыву выхода корабля на боевую службу, вызывал жесткую оценку главкома. Известно его изречение по оценке аварийности: "Нет аварийности неизбежной, ее создают люди своей необученностью, нерадивостью и неисполнительностью при эксплуатации сложной техники", служившее руководством для всех категорий личного состава кораблей и частей. При расследовании аварий и катастроф он доверял комиссии, ориентируя на объективность в определении причин и выработку мер по их исключению в будущем.

В ходе учений в море создавались условия, приближенные к боевым. Корабли находились в боевых порядках (ордерах), обеспечивая все виды обороны, оружие кораблей в готовности к боевому использованию. Пуски БР проводились в условиях нахождения ПЛАРБ на боевом патрулировании. Пуски противокорабельных ракет проводились в условиях разведывательно-ударного комплекса с использованием данных о целях от космической или авиационной разведывательных систем в режиме текущего времени.

При угрозе нападения с воздуха корабли соединения переводились в режим полной боевой готовности, боевое распоряжение по отражению воздушных целей с использованием зенитных огневых средств выдавалось только тем кораблям, которые проверялись. Это положение было записано в руководящих документах, что обеспечивало безопасность всех кораблей при отражении воздушного налета. В ходе выполнения боевых упражнений оценивались уровень подготовки личного состава и надежность работы материальной части. В случаях неуспешных пусков ракет, других недостатков на учении Горшков никогда не проявлял нервозности, давал четкие указания. После учения расследовались причины.

Запомнился случай на учении по высадке десанта на ЧФ, характеризующий главкома. Один из катеров на воздушной подушке не мог с ходу выйти на побережье и сделал это только на третьем заходе. Командование флота и все, кто находился на смотровой трибуне, волновались и переживали за неудачу и возможные неприятности для командира катера. Главком спокойно направился к катеру, и все, находящиеся на трибуне, последовали за ним. Мы видели бледное лицо командира, когда он докладывал главкому. Сергей Георгиевич спокойно выслушал доклад, поздоровался с командиром за руку и начал разговор о боевых и мореходных качествах корабля. Командир, старший лейтенант, в начале беседы волновался, что вполне естественно, а затем успокоился и уверенно отвечал на все вопросы. С.Г. Горшков поблагодарил его и пожелал успехов в службе. Надо было видеть просиявшее лицо командира. Думаю, что беседу с главкомом он запомнил на всю жизнь, а для присутствующих это было поучительным примером отношения адмирала к молодому офицеру.

В середине 60-х годов по инициативе главкома корабли советского флота начали нести боевую службу в Средиземном море. Главной задачей было слежение за действиями 6-го американского флота. Со временем аналогичная эскадра кораблей была создана в Индийском океане. В Атлантике и западном районе Тихого океана боевую службу несли оперативные эскадры Северного и Тихоокеанского флотов. Несение боевой службы эскадрами надводных кораблей и многоцелевых подводных лодок, как и боевое патрулирование подводных ракетоносцев, являлось высшей формой боевой и оперативной подготовки советского флота. Советский Союз в отличие от США не имел в других странах постоянных баз для кораблей. С.Г. Горшков проявил большую энергию при поддержке руководства страны по установлению дружественных отношений с рядом стран Средиземноморья, Африки и Юго-Восточной Азии. Он совершил ряд визитов, были подготовлены и подписаны межправительственные соглашения о военно-техническом сотрудничестве и порядке захода советских кораблей в порты этих стран, что серьезно облегчило несение боевой службы. Выход советских кораблей в Мировой океан потребовал решения серьезных вопросов по техническому ресурсу и надежности работы техники в длительных плаваниях, по улучшению условий для личного состава в различных климатических условиях.

В конце 80-х годов были выполнены планы по строительству флота, разработанные под руководством С.Г. Горшкова. Создан мощный океанский ракетно-ядерный флот, достойно представлявший Страну Советов на просторах Мирового океана.

С.Г. Горшков имел вполне заслуженный и непререкаемый авторитет среди офицеров и адмиралов. Находясь на вершине власти долгие годы, он сумел сохранить человеческие отношения с подчиненными, уважительное обращение на "Вы", а вне совещаний - по имени и отчеству. За многие годы даже в сложных ситуациях я не слышал из его уст бранных слов и крика, он всегда строго и внимательно заслушивал участников и давал поручения. Вне службы все человеческое, как говорится, ему не было чуждо.

В конце ноября 1985 г. при очередном моем докладе главком сказал: "Вы, наверное, уже знаете, что в ближайшее время я ухожу со службы. Главкомом назначается В.Н. Чернавин. Вскоре должен уйти и адмирал П.Г. Котов в отставку. По совместному решению с Чернавиным я предлагаю вам должность заместителя главкома по кораблестроению и вооружению". Это предложение было неожиданным и стало самой высокой оценкой моего труда и всей ракетно-артиллерийской службы ВМФ. Я сердечно поблагодарил Сергея Георгиевича за высокое доверие и оказанную честь и заверил, что постараюсь их оправдать. Это был последний мой доклад ему. В последующие годы только телефонные разговоры: Последний состоялся в канун Дня Победы 1988 г., а вскоре его не стало:

Это была огромная потеря для флота, для страны. Трудно переоценить все, что было им сделано. Главный итог его жизни - создание мощного океанского, ракетно-ядерного, атомного флота Страны Советов и вывод его в Мировой океан. Эта гигантская работа С.Г. Горшкова заслуживает не только самой высокой оценки, но и глубокого исследования ученых и издания специальных трудов, посвященных жизненному пути выдающегося сына Отечества. Благодарен судьбе за то, что мне повезло - встретился Человек, сыгравший в моей жизни и службе определяющую роль. Вечная ему слава и память.

История российского насчитывает более трёх веков. За это время сотни выдающихся командиров были удостоены звания адмирала. Некоторые из них сыграли значительную роль в судьбе не только флота, но и всей страны.

Апраксин Фёдор Матвеевич

По легенде, род знаменитого адмирала и произошёл из аристократического сословия Золотой Орды. Татаро-монгольский предок боярской династии принял христианское крещение и женился на русской княжне в период правления Дмитрия Донского. Его далёкий потомок Фёдор Апраксин в юном возрасте поступил на службу при царском дворе. Исполняя обязанности стольника, он сумел снискать доверие и расположение молодого Петра.

Первым серьёзным государственным постом Апраксина стала должность воеводы в Архангельске. Ему довелось сопровождать царя в плаваниях по Белому морю. Вскоре после этого Апраксин получил от государя чин майора и назначение в Семёновский полк. В последующие годы он был неизменным спутником императора-реформатора во всех военных походах и дипломатических миссиях. Апраксин принимал участие во второй осаде Азова. В составе Великого посольства он посетил Голландию, где ознакомился с основами морского дела. Апраксин руководил в Воронеже постройкой кораблей, которые должны были стать основой российского флота. Он внёс огромный вклад в осуществление планов Петра Великого по превращению страны в новую морскую державу. Апраксину было суждено стать одним из первых в списке российских адмиралов.

Командуя в ходе Северной войны армией и флотом в Ингерманландии, он проявил себя благоразумным стратегом. Апраксин сумел отразить наступление шведов на Петербург и заставил капитулировать крепость Выборг. Один из первых адмиралов флота России участвовал в знаменитом разгроме эскадры короля Карла у мыса Гангут.

Вскоре после этого Апраксин впал в царскую немилость из-за обвинений в коррупции. Только прежние заслуги спасли его от сурового наказания. Впоследствии царь Пётр простил Апраксина и назначил его генерал-губернатором завоёванных у шведов провинций. Один из первых адмиралов флота России на несколько лет пережил своего императора и скончался в 1728 году.

Этот морской командир знаменит тем, что не потерял в сражениях ни одного корабля. Другой необычный факт заключается в том, что православной церковью Федор Федорович Ушаков причислен к лику святых. Один из наиболее выдающихся адмиралов флота России начал свою карьеру на Балтийском море. Во время первой войны с турками он участвовал в обороне берегов Крыма. Позднее Ушаков командовал личной яхтой Екатерины II и защищал в Средиземном море российские торговые корабли от нападений британского флота. Свои блестящие способности он в полной мере проявил во время войны с Османской империей 1787-1791 годов. Ушаков разгромил превосходящие вражеские силы у острова Фидониси, в Керченском проливе и у мысов Тендра и Калиакрия. В 1799 году он стал одним из адмиралов флота России.

Ушаков вышел в отставку, не проиграв ни одной из своих 43 морских баталий. Последние годы жизни флотоводец посвятил молитвам и церковным службам.

Крузенштерн Иван Фёдорович

Знаменитый русский адмирал имел немецко-шведские корни. При рождении ему было дано имя Адам Иоганн Риттер фон Крузенштерн. Этот мореплаватель возглавлял первую российскую кругосветную экспедицию. Крузенштерн поступил на службу в императорский флот в звании гардемарина после обучения в кадетском корпусе в Кронштадте. За доблесть, проявленную в сражениях русско-шведской войны, он получил чин лейтенанта.

В 1799 году Крузенштерн представил царскому правительству проект установления прямого морского сообщения с русскими колониями в Америке. Предложение было поддержано Академией наук и утверждено Александром Первым. Дополнительная выгода проекта заключалась в проложении более удобного пути для ведения торговли с Китаем. Экспедиция продолжалась два года. Крузенштерн и его помощники составили атлас и отчёт о путешествии, в котором подробно описали все увиденные земли и народы. Этот научный труд был переведен на многие европейские языки.

Последующие годы своей жизни Крузенштерн в основном посвятил преподавательской деятельности. Он удостоился почётного членства в Академии наук и был назначен директором навигационной школы. Крузенштерн внёс много усовершенствований в работу этого учебного заведения. Скончался в 1846 году в своём поместье в Эстонии.

Нахимов Павел Степанович

Вошёл в историю как командующий флотом и сухопутными силами во время Крымской войны и осады Севастополя. Нахимов учился в петербургском Морском дворянском корпусе и получил первый опыт плавания на судне в возрасте пятнадцати лет. После участия в кругосветной экспедиции он был возведён в ранг лейтенанта.

Нахимов отличился в крупной морской битве объединённой эскадры России, Франции и Англии против флота Османской империи. В истории это событие известно как В награду за искусное применение артиллерии Нахимов был назначен капитаном трофейного корабля.

В ходе Крымской войны он провёл блестящую операцию по блокированию и уничтожению турецкого флота в гавани города Синопа. Нахимов получил звание адмирала и был назначен военным губернатором Севастополя. Он командовал обороной города и поддерживал боевой дух солдат и офицеров. В 1855 году, находясь на передовых позициях, Нахимов получил смертельное пулевое ранение. Адмирал был похоронен в склепе собора Святого Владимира в Севастополе.

Командующий российским флотом на Балтийском море происходил из семьи остзейских немцев. Его предки служили империи со времён Петра Первого. После окончания кадетского корпуса и морской академии Николай Эссен получил звание лейтенанта и в процессе развития своей дальнейшей карьеры командовал несколькими кораблями, включая броненосец "Севастополь". Имя адмирала вошло в историю в связи с русско-японской войной. После капитуляции крепости Порт-Артур он затопил "Севастополь", чтобы корабль не достался неприятелю. Эссен был доставлен в Нагасаки в качестве военнопленного, но спустя два месяца освобождён. После возвращения в Петербург в награду за свои отважные действия получил орден Святого Георгия.

В период Первой мировой войны Эссен командовал Балтийским флотом. Многие считали его самым способным русским адмиралом того времени. Николай Эссен неожиданно скончался в 1915 году в результате болезни. Его именем назван фрегат Военно-морских сил РФ.

Колчак Александр Васильевич

Последний адмирал империи стал признанным лидером Белого движения. Александр Колчак обладал огромным авторитетом среди противников большевиков. В период Гражданской войны он возглавлял находившиеся в Омске Временное сибирское правительство. Попытки Колчака объединить все антибольшевистские силы не увенчались успехом. После того как Белое движение оказалось на грани поражения, чешские союзники выдали адмирала Красной армии. Колчак был казнён без суда. Место его захоронения неизвестно.

В Российской империи чина адмирала удостоились 189 человек. Первым из них был сподвижник Петра Первого последним - Александр Колчак. В СССР это звание начали присваивать в 1940 году. В общей сложности его получили 79 советских морских командиров. По решению Иосифа Сталина было установлено более высокое звание, соответствующее сухопутному маршалу - адмирал флота. Вскоре после распада СССР его отменили.

Российская Федерация

Многие советские адмиралы остались на службе в ВМФ РФ. Присвоение высшего морского звания продолжалось и в новую эпоху. Список адмиралов Российской федерации насчитывает 35 человек. С 1992 года шесть обладателей этого звания занимали пост главнокомандующего ВМФ:

  1. Громов Феликс Николаевич.
  2. Куроедов Владимир Иванович.
  3. Масорин Владимир Васильевич.
  4. Высоцкий Владимир Сергеевич.
  5. Королёв Владимир Иванович.

Предшественник нынешнего главнокомандующего Виктор Викторович Чирков был вынужден подать в отставку из-за проблем со здоровьем. Министр обороны вручил адмиралу Королёву штандарт ВМФ в апреле 2016 года.

Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков был своим на кораблях, в штабах и заводских цехах

Вице-адмирал Сергей Горшков. 1950 г.
Фото из книги «Черноморская эскадра»

Недавно страна отметила 100-летие адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова, славного сына Отечества, выдающегося флотоводца, который в течение 30 лет (1956–1985) находился на посту главнокомандующего ВМФ. Он являлся идеологом и организатором строительства флота, под его руководством был построен современный океанский ракетно-ядерный атомный флот, успешно освоивший просторы Мирового океана. Создание такого флота является величайшим подвигом советского народа, так как флот строит вся страна.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

Большая часть моей службы – около 30 лет – прошла в системе заказов по созданию систем вооружения ВМФ, в том числе около 20 лет в центральном аппарате, из них 14 – начальником заказывающего управления по ракетно-артиллерийскому вооружению.

Впервые я увидел Сергея Горшкова летом 1957 года при его посещении крейсера «Чкалов», а затем на собрании партийного актива Ленинградской ВМБ, обсуждавшего итоги октябрьского 1957 года Пленума ЦК КПСС. С докладом выступал главком ВМФ, большинство выступавших коммунистов одобряли решения пленума, освободившего Георгия Жукова от должности министра обороны. Немало было критики и в адрес Горшкова, в основном за подражание маршалу Жукову в наказании провинившихся офицеров. Тон и направленность критики задал адмирал Иван Байков, однокашник Сергея Горшкова по училищу. Я присутствовал на многих партийных собраниях военных и гражданских организаций, но такого накала критики и самокритики, накала страстей, как на этом активе, не встречал. Сергей Георгиевич весьма достойно выдержал критику, никаких реплик или оценок выступлений в заключительном слове он не сделал. Ответив на вопросы, сформулировал задачи по выполнению решений пленума. Это произвело впечатление на многих.

В конце 60-х годов Сергей Горшков дважды посетил Красноярский машиностроительный завод, на котором проходило освоение производства БРПЛ Р-27 и конструкторская отработка первой межконтинентальной ракеты Р-29. Я, как районный инженер по руководству работой военных представительств на семи предприятиях Сибири, встречал и сопровождал главнокомандующего ВМФ. Он с большим вниманием и заинтересованностью вникал в работу завода, состояние с отработкой и качеством ракет и высказал заинтересованность флота в переводе завода на производство БРПЛ. В мае 1971 года я выступал от ВМФ на Всеармейском совещании руководителей представительств военной приемки (ВПВП) МО. В феврале 1972 года меня вызвали в столицу. Главнокомандующий ВМФ предложил мне должность начальника УРАВ как генерального заказчика по ракетному и артиллерийскому вооружению. В беседе он рассказал, из своего опыта 1955 года, о трудностях начала работы в столице, обратив мое внимание на необходимость установления нормальных отношений с министерствами, чьи предприятия работают по заказам УРАВ, с генеральными и главными конструкторами. В апреле 1972 года состоялось мое назначение на должность начальника УРАВ и началась служба в столице.

Исходя из моего многолетнего опыта могу свидетельствовать, что во время нахождения в Москве Сергей Горшков львиную долю времени уделял вопросам строительства флота.

При определении перспективы развития флота он всегда опирался на науку, прежде всего на работу ученых НИИ ВМФ и ВМА, знакомясь с ходом их исследований. При рассмотрении научных работ, он всегда ориентировал ученых на поиск нетрадиционных идей в создании систем вооружения и строительстве кораблей. Он был противником копирования зарубежных кораблей и вооружения, считая это путем отсталых, хотя изучению зарубежного опыта придавал немалое значение. Он настойчиво рекомендовал Институтам флота теснее взаимодействовать с учеными Академии наук СССР, подчеркивая, что флот на протяжении своей трехсотлетней истории всегда был тесно связан с Академией наук.

Сергей Георгиевич всегда внимательно относился ко всему новому в фундаментальной науке. Он с большим уважением и вниманием относился к выдающимся ученым, которые внесли существенный вклад в строительство современного флота. В первую очередь следует назвать академика Анатолия Александрова, научная и практическая работа которого была тесно связана с флотом еще в довоенные годы. Он был инициатором и научным руководителем создания атомных энергетических установок и проектирования атомных подводных лодок. После избрания его в 1975 году президентом АН СССР Анатолий Петрович продолжил руководство Советом по гидрофизике, организуя исследования Мирового океана в интересах создания систем подводного кораблестроения и наблюдения.

Сергей Горшков высоко ценил творческую деятельность генеральных и главных конструкторов кораблей и систем вооружения, избранных в состав АН СССР. Это академики Н.Н. Исанин, С.Н. Ковалев, В.Н. Челомей, В.П. Макеев, Н.А. Семихатов, П.Д. Грушин, Б.П. Жуков, Ю.Б. Харитон, Е.И. Забабахин, А.И. Савин, В.С. Семенихин, А.А. Туполев, С.В. Илюшин, Р.А. Беляков, Г.М. Бериев. Со всеми этими неординарными личностями, как и со многими другими, Горшков великолепно умел вести беседы и решать вопросы, и пользовался огромным авторитетом и уважением в их среде. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Сергей Георгиевич был самым авторитетным и уважаемым среди ученых страны военачальником.

С МОРЯ – НА ЗАВОД

Важное значение в работе Сергей Горшков придавал общению с руководителями министерств ОПК, его многие годы связывали дружеские, деловые отношения с выдающимися руководителями оборонных отраслей промышленности: Б.Е. Бутома и М.В. Егоров (судостроение), Е.П. Славский (атомная), С.А. Афанасьев (ракетно-космическая), С.А. Зверев и П.В. Финогенов (оборонная), В.В. Бахирев (боеприпасы и твердые топлива), В.Д. Калмыков и П.С. Плешаков (радиотехническая), Э.К. Первышин (средства связи). Встречи и совещания в столице, совместное посещение НИИ и КБ по вопросам кораблестроения и вооружения. Так, только по ракетным делам он с министрами побывал на Урале, Алтае, Таджикистане, в Харькове, Туле, Реутове, Люберцах, Химках и Дубне, не говоря уж о Москве, Ленинграде и центрах кораблестроения. Он с большим уважением и доверием относился к работе проектантов кораблей и конструкторам систем вооружения, всегда внимательно и заинтересованно слушал их выступления, сам активно участвовал в обсуждении, при этом чувствовалось глубокое знание им обсуждаемой проблемы, в том числе и технических вопросов.

На заводах он проявлял большой интерес к новинкам технологии, организации производства и системе контроля качества. В этих посещениях предприятий Сергей Горшков проявлял интерес к вопросам развития предприятия, настроениям в коллективе. Он считал, что только благополучное предприятие может создавать высококачественную технику. Главное, что отличало Сергея Георгиевича, это его выступления, у него всегда было что сказать, при этом четко формулировал роль конкретного коллектива, где находился, в строительстве флота.

Важным направлением привлечения внимания к проблемам флота являлись выставки-показы новых кораблей и систем вооружения, организованные по инициативе Сергея Горшкова на Северном или Черноморском флотах, с приглашением на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов. После ознакомления с кораблями, самолетами, ракетами, торпедами и другими видами ВВТ, на выходе кораблей в море для участников выставки выполнялись боевые упражнения с пусками ракет и артиллерийскими и торпедными стрельбами. Многие участники этих мероприятий становились активными сторонниками создания мощного океанского флота. Участие конструкторов в выставках, на учениях и испытаниях новых систем вооружения позволяли им быстрее проходить процесс оморячивания, что имело принципиальное значение для правильного восприятия ими требований ТТЗ ВМФ и квалифицированно и осознанно их реализовывать при разработке ВВТ.

Сергей Георгиевич постоянно интересовался ходом подготовки полигонов флота к испытаниям новых ракетных комплексов и других систем вооружения. Вспоминается посещение его вместе с секретарем ЦК КПСС Дмитрием Устиновым Северного полигона в начале 1976 году. Во время движения по технической территории полигона в районе поселка Нёнокса Устинов поинтересовался местом стартовой позиции для испытаний нового РК Д-9Р. Начальник полигона вице-адмирал Владимир Салов доложил, что сейчас подъезжаем к месту, выбранному по результатам рекогносцировки, и показал торчащую в снегу палку с металлической банкой на конце. Автобус остановился, и секретарь ЦК спросил: «Сергей Георгиевич, а вы успеете построить старт к началу испытаний?» «Вне всякого сомнения», – ответил главком и выразительно посмотрел на начальника Главного инженерного управления генерал-майора В.Е. Путята и на меня. Работы были выполнены в установленные сроки, и полигон обеспечил, как и во всех других случаях, испытания новых комплексов.

ШКОЛА ЗАКАЗЧИКОВ

Главной опорой главкома в строительстве флота были управления, объявленные в приказе министра обороны генеральными заказчиками по определенной номенклатуре ВВТ флота. Они несли всю полноту ответственности за жизненный цикл этой техники, начиная с задумки облика, создания, организации эксплуатации, снятия с вооружения и утилизации, и были основными организаторами по подготовке и реализации принятых решений по вопросам проектирования кораблей, созданию комплексов вооружения, подготовки полигонов флота к испытаниям и организации их проведения. Заказывающие управления (ЗУ) несли ответственность за техническую подготовку флотов к приему новых видов вооружения и организацию их эксплуатации, за специальную подготовку личного состава кораблей и частей. Для выполнения этих функций заказывающие управления имели в подчинении НИИ, полигоны, военные представительства на предприятиях промышленности, арсеналы и базы хранения вооружения, ремонтные заводы. В специальном отношении им подчинялись соответствующие управления флотов, флагманские специалисты и боевые части (службы) кораблей. Итоговыми оценками деятельности заказывающих управлений являлись создание новых систем вооружения в установленные сроки и высокого качества и успешность выполнения боевых упражнений кораблями флотов. Поэтому Сергей Георгиевич уделял пристальное внимание работе этих управлений, а их руководители были наиболее частыми посетителями его кабинета с докладами. Становлению и укреплению авторитета начальника заказывающего управления имело их обязательное присутствие на встрече ГК ВМФ с генеральными и главными конструкторами, директорами предприятий и руководителями министерств, при этом он всегда спрашивал мнение присутствующего начальника ЗУ по обсуждаемому вопросу и, как правило, поддерживал его. Такая система общения с начальниками заказывающих управлений позволяла главкому быть постоянно в курсе дел по созданию и ходу испытаний систем ВВТ и строительству кораблей, а для подчиненных была великолепным примером и школой решения различных вопросов.

Важной школой воспитания и обучения для начальников ЗУ было присутствие и участие в обсуждении вопросов на заседаниях Военного совета ВМФ. Присутствуя на многих заседаниях Военного совета, на некоторых из них я выступал с докладами или в прениях, а при обсуждении итогов зимнего и летнего периода обучения обязательно докладывал о результатах ракетно-артиллерийской подготовки за ВМФ в целом. Это были отличная школа государственного подхода к обсуждаемым вопросам, пример сочетания жесткого спроса за недостатки и упущения с уважением к человеку и четкие указания по дальнейшей работе. Сергей Георгиевич всегда внимательно слушал доклады и выступления, делал замечания или задавал вопросы, но я не помню, чтобы это кого-нибудь обижало. Если кому и доставалось, то за дело. Вспоминаю, как в январе 1976 года я докладывал на заседании Военного совета о неудовлетворительных результатах ракетных пусков в 1975 году и мерах, принимаемых управлением.

Главком одобрил предлагаемые меры, но дал весьма жесткую оценку моей деятельности: «Вы не твердо держите в руках порученное дело. Начальник УРАВ отвечает и за качество, и за надежность вооружения, и за обучение личного состава ракетно-артиллерийских боевых частей кораблей, и за организацию стрельб. Требую наводить в службе порядок быстрее и жесткой рукой. Пока мы этого не видим и публично вас предупреждаем. Спрос будет строгим». Такая оценка не могла быть приятной, тем более что управление и вся ракетно-артиллерийская служба работали с большим напряжением. Десятки КБ и НИИ промышленности работали по созданию новых комплексов РАВ. На четырех полигонах и кораблях под руководством государственных комиссий проводились испытания новых и модернизированных комплексов, количество которых иногда доходило одновременно до десяти. На флотах шло освоение новых видов вооружения, в ходе боевой подготовки проводились пуски ракет, число которых иногда доходило до 400 в год, по результатам которых, в определяющей степени, оценивался уровень боевой и политической подготовки большинства кораблей и частей флотов. Офицеры управления принимали непосредственное участие во всех этих процессах. В поездках на флоты офицеры управления оказывали помощь специалистам по подготовке к учениям и сложным стрельбам, проведении и оценке их результатов. Строгую оценку, данную главнокомандующим на Военном совете, в управлении восприняли как должное и как руководство к действию. Управлением, вместе со специалистами РАВ и командованием флотов, были приняты необходимые меры. В последующие 10 лет серьезных провалов в ракетно-артиллерийской подготовке на флотах не было, хотя недостатки и замечания были всегда.

ПОД РАКЕТНЫМ ОБСТРЕЛОМ

Особое значение имели плановые поездки главнокомандующего на флоты, как правило, два раза в год на Северный и Тихоокеанский и по одному – на Балтийский и Черноморский. Во всех этих поездках участвовали начальники заказывающих управлений. Присутствуя на заслушиваниях командования флота (флотилии), мы получали информацию из первых уст о состоянии дел на флоте и нерешенных вопросах. Мы видели и учились, как правильно надо ставить и решать вопросы по обеспечению боевой готовности сил и средств флота, обустройству гарнизонов и пунктов базирования, поддержанию высокого уровня организации службы и воинской дисциплины. Особое внимание главком обращал на поддержание установленных норм содержания кораблей в постоянной готовности, материальной основой которой является техническая готовность кораблей и систем вооружения, обеспечение флота нормативными запасами ракет, других боеприпасов и материально-технических средств, за которые отвечали центральные управления наравне с командованием флотов.

После заслушивания командования флота начальники заказывающих управлений работали в специальных управлениях, на кораблях и частях. Главными вопросами для них были оценка работы по освоению новых кораблей и комплексов вооружения, проверка технической готовности кораблей, состояние системы хранения оружия на базах и вопросы пожаро- и взрывобезопасности на кораблях и базах. Такая практика позволяла ЗУ, отвечающим за весь жизненный цикл вооружения, учитывать флотский опыт в разработке новых систем вооружения. Результаты своей работы начальники управлений докладывали в штаб и учитывали при подведении итогов. По важным и срочным вопросам начальники управлений докладывали лично главкому.

Боевые упражнения в море выполнялись в условиях, приближенных к боевым. Корабли находились в боевых порядках (ордерах), обеспечивая все виды обороны, оружие кораблей в готовности к боевому использованию. Пуски БР проводились по команде с ЦКП ВМФ при нахождения ПЛАРБ в условиях боевого патрулирования. Пуски противокорабельных ракет проводились в условиях разведывательно-ударного комплекса, с использованием данных о целях-мишенях от космической или авиационной разведывательных систем.

Наиболее сложной была организация отработки ПРО-ПВО соединения кораблей, при которой налет осуществляли противокорабельные крылатые ракеты, доработанные в ракеты-мишени (РМ), запускаемые с ракетных катеров и подводных лодок в штатном режиме. При подготовке РМ на них отключался контур управления от головки самонаведения, вместо боевой части устанавливали весовой имитатор. В целях соблюдения мер безопасности РМ наводились из расчета прохождения их траектории с некоторым упреждением относительно ордера.

При угрозе нападения с воздуха корабли соединения переводились в режим полной боевой готовности, боевое распоряжение по отражению воздушных целей с использованием зенитных огневых средств выдавалось только тем кораблям, которые проверялись. Другие корабли ордера должны были использовать свои огневые средства только по РМ, идущей непосредственно на «свой» корабль. Это положение было записано в руководящих документах, что обеспечивало безопасность всех кораблей при отражении воздушного налета. В ходе выполнения боевых упражнений оценивались уровень подготовки личного состава и надежность работы материальной части кораблей. В случаях неуспешных пусков ракет, других недостатков на учении Горшков никогда не проявлял элементов нервозности, давал четкие указания о проведении после учения расследования причин.

Летом 1974 года во время оперативных сборов командного состава флотов и центральных управлений под руководством главкома на Северном флоте эскадра надводных кораблей в море должна была отразить удар ракет. Все участники сборов находились на крейсере «Мурманск». Погода была благоприятная, светило солнце, море спокойное. Ракетный удар наносила бригада ракетных катеров, запуская три РМ П-15 с дальности около 40 км. В назначенное время катера пустили РМ, подход которых к эскадре на высоте 200–300 м и темпом 7–10 секунд был хорошо виден визуально. Но произошло невероятное – ни один корабль эскадры не обстрелял РМ из-за того, что РМ не были обнаружены, о чем и доложил командир эскадры.

Не знаю, какой разговор состоялся у главкома с командующим Северным флотом, но вскоре я, как главный ракетчик и начальник УРАВ ВМФ, был вызван во флагманскую рубку, где находился нахмуренный и суровый СГ (как мы его называли между собой) в одиночестве. Видно было, что он тяжело переживал произошедшее, и я не ожидал для себя ничего хорошего. Но главком, сдерживаясь, довольно спокойно сказал: «Да-а. Такого еще не бывало у нас. Вызовите специалистов, кого необходимо, останьтесь на флоте после сборов и разберитесь в причинах случившегося досконально. И примите меры». Я был удивлен его выдержкой и еще раз убедился в силе характера.

Еще один случай, показывающий выдержку и спокойствие Сергея Георгиевича в сложной ситуации. На одном из учений Северного флота корабли эскадры отражали удар РМ, запущенных с АПЛ и РКАБ. Штаб руководства находился на тяжелом атомном ракетном крейсере «Киров» и получал донесения о поражении двух РМ на основе ракеты П-6. И вдруг из-за низких облаков вылетает горящая РМ П-6 (ее подбил стреляющий корабль) и падает впереди примерно в 200 метрах по курсу крейсера. Многие из нас, находящихся на ходовом мостике, так и ахнули, а главком взглянул в нашу сторону и спокойно сказал: «Не паникуйте!» И поручил мне разобраться, почему зенитчики не обстреляли эту РМ, практически идущую на крейсер. Все было сказано весомо и спокойно. После разбора этого случая с командирами кораблей и соединений на Северном флоте была дана информация на другие флоты вместе с дополнительными указаниями о том, что каждый корабль в ордере должен быть в готовности и поразить воздушную цель, идущую на корабль. К сожалению, невыполнение этих требований привело в аналогичной ситуации к гибели МРК «Муссон» на Тихоокеанском флоте в 1987 году, когда в него попала подбитая РМ-15 и он затонул.

Приведу еще один пример, характеризующий Сергея Георгиевича. На учении по высадке десанта на ЧФ один из катеров на воздушной подушке не мог с ходу выйти на побережье и сделал это только на третьем заходе. Командование флота и все, кто находился на смотровой трибуне, волновались и переживали за неудачу и возможные неприятности для командира катера. Главком спокойно направился к катеру, и все, находящиеся на трибуне, последовали за ним. Мы видели бледное лицо командира катера, когда он докладывал главкому. Сергей Георгиевич спокойно выслушал доклад, поздоровался с командиром за руку и начал разговор о боевых и мореходных качествах корабля, какие недостатки он имеет. Командир, старший лейтенант, в начале беседы волновался, что вполне естественно, он впервые разговаривал с военачальником такого высокого ранга да еще в столь сложной ситуации, а затем успокоился и уверенно отвечал на все вопросы. Горшков поблагодарил его и пожелал успехов в службе. Надо было видеть просиявшее лицо командира катера и с какой лихостью он приподнял свой катер, развернул его на месте и ушел в море. Думаю, что для этого офицера беседа с главкомом будет памятной на всю жизнь, а для присутствующих – поучительным примером отношения адмирала к молодому офицеру.

Последний мой разговор с Сергеем Георгиевичем состоялся по телефону в канун Дня Победы 1988 года, а вскоре его не стало. Это была огромная потеря для флота, для страны.

В шестой раз в Челябинском академическом театре драмы имени Наума Орлова прошла церемония вручения Народной премии "Светлое прошлое". Одним из лауреатов 2009 года стал адмирал Фёдор Новосёлов, чья деятельность связана с КБ машиностроения и ГРЦ имени академика В.П. Макеева.

Проект создан по идее Олега Митяева, ныне народного артиста России, реализуется Правительством Челябинской области и Фондом Олега Митяева. Цель проекта - воздать должное людям, которые своим трудом прославили Челябинскую область в России и за её пределами; внесли вклад в развитие экономики, науки, культуры и искусства, спорта, добились успеха в общественно-политической деятельности.

За шесть лет лауреатами стали 63 номинанта, родившихся, учившихся и работавших в Челябинской области, но ныне живущих за её пределами (последнее условие - одно из главных в положении о премии). Среди лауреатов много выдающихся спортсменов - чемпионов Олимпийских игр, мира и Европы (Л.П. Скобликова, А.И. Тихонов, А.Е.Карпов, братья С.М. и Н.М. Макаровы и др.), музыкантов, писателей и поэтов, актеров театра и кино, режиссеров (А.Б. Градский, С.А. Герасимов, А.О. Кролл, Г.А. Панфилов, Л.С. Броневой и др.), государственных деятелей, военных, ученых, бизнесменов, меценатов и т.д.

Лауреатами Народной премии "Светлое прошлое" часто становились представители СКБ-385 и КБ машиностроения (ныне - ОАО "ГРЦ Макеева"). Такое представительство означает и подтверждает значительную роль Государственного ракетного центра среди предприятий Челябинской области.

В 2005 году Народной премии "Светлое прошлое" удостоен создатель отечественной школы морского ракетостроения, генеральный конструктор В.П. Макеев, в 2007 году - первый заместитель В.П. Макеева по производству, директор Златоустовского машзавода (1976-1983) В.Х. Догужиев, в 2008 году - первый заместитель начальника СКБ-385, директор Златоустовского машзавода (1961-1974) В.Н. Коновалов.

В 2009 году лауреатом премии "Светлое прошлое" стал адмирал Федор Иванович Новоселов, отдавший Военно-Морскому Флоту более 40 лет. Работая в аппарате военного представительства КБ машиностроения, он внес существенный вклад в проектирование, производство и испытание комплексов Д-5 и Д-9 с баллистическими ракетами для подводных лодок. В 1972 году - начальник Управления ракетного и артиллерийского вооружения ВМФ, принимал участие в создании и освоении ракетных комплексов с баллистическими ракетами. С 1986 по 1992 год - заместитель Главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению.

Все эти годы он был связан с миасскими ракетчиками.

Пресс-служба ОАО "ГРЦ Макеева"

[