Главная · Здоровье · 10 неполных предложений. Неполные предложения –. Каким является предложение: Сколько грибов

10 неполных предложений. Неполные предложения –. Каким является предложение: Сколько грибов

§1. Неполные предложения. Различение полных и неполных предложений

В речи, особенно в разговорной и художественной, частотны неполные предложения. Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения. Обычно его легко восстановить из контекста или ситуации общения.

Где Димка?
- Гуляет.

Гуляет. - неполное предложение, пропущено подлежащее.

Пропущенными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Следует отличать неполные предложения от односоставных. В тех случаях, когда какой-либо член предложения пропущен в неполном предложении, он легко восстанавливается. В односоставных предложениях этого сделать нельзя, потому что это полные предложения, имеющие структурную особенность. Сравним:

Как вы себя чувствуете?

Хорошо . - двусоставное, неполное. Ср.: Я чувствую себя хорошо. - двусоставное, полное.

Хорошо! - односоставное, безличное предложение.

Могут ли быть неполными односоставные предложения?

Могут, если в них пропущено слово, легко восстанавливаемое из контекста.

Как тебя зовут?

Анной. - предложение односоставное, неполное. Ср.: Меня зовут Анной. - односоставное, неопределённо-личное, полное.

Неполнота может быть как в простых, так и в сложных предложениях. Часто слова опускаются с целью избежать повторов. На месте пропуска ставится тире:

В понедельник он пришёл рано, а во вторник - только к ужину.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Каким является предложение: Летом Анечка болела редко, а поздней осенью и зимой - часто. ?

    • полным
    • неполное
  2. Каким является предложение: Все ребята в ансамбле танцуют прекрасно, а Ира - похуже: она недавно начала заниматься танцами.?

    • полное
    • неполное
  3. Каким является предложение: Когда ты вернёшься с работы?

    • полное
    • неполное
  4. Каким является предложение: Красота какая! ?

    • полное
    • неполное
  5. Каким является предложение: Сколько грибов! ?

    • полное
    • неполное
  6. -Когда Иван вернётся? -Скоро. ?

    • полное
    • неполное
  7. Каким является предложение в ответной реплике диалога: -Когда Иван вернётся? -Он ещё не звонил. ?

    • полное
    • неполное
  8. Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

    Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.

    Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !» , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .

    Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.

    Например: - Ваша рота завтра назначена в лес ? - спросил князь Полторацкого. - Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).

    Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:

    Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же - ничему ) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).

    Обратите внимание!

    Неполные предложения и односоставные предложения - это разные явления.

    В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.

    Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском ) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).

    В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же - ничему ).

    В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:

    (Песков).

    Это так называемые «эллиптические предложения» . В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член - обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.

    Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .

    И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

    Обратите внимание!

    Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес ) и б) от двусоставных - с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре ). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее:

    1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.

    Весенний лес ; Вход в зал ;

    2) Именная часть составного именного сказуемого - существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.

    Ср.: Все деревья в серебре . - Все деревья серебряные .

    Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:

    За спиной - лес . Справа и слева - болота (Песков); Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин).

    Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:

      в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, - только при наличии паузы в устной речи:

      За ночным окном - туман (Блок);

      в эллиптическом предложении - при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:

      в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:

      Лыжникам - хорошую лыжню; Молодёжи - рабочие места; Молодым семьям - льготы;

      в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы - только при наличии паузы:

      Ночи стали чернее , дни - пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали ).

    План разбора неполного предложения

    1. Указать тип предложения (полное - неполное).
    2. Назвать пропущенный член предложения.

    Образец разбора

    Мужики - за топоры (А.Н. Толстой).

    Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились .

    неполные предложения

    08.09.2011 23074 1076

    Неполные предложения.

    1.Полные предложения –

    Неполные предложения –

    1.В диалогической речи.

    эллиптических

    Неполные предложения.

    1.Полные предложения – предложения, в которых присутствуют все необходимые для понимания смысла главные и второстепенные члены предложения.

    Неполные предложения – предложения, в которых могут быть пропущены отдельные члены – главные или второстепенные.

    Отсутствующие члены предложения могут быть легко восстановлены из предыдущего контекста или из ситуации. Неполные предложения встречаются:

    1.В диалогической речи.

    2.В контексте (На повороте реки мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно.)

    Неполные могут быть как двусоставные, так и односоставные распространенные и нераспространенные предложения:

    Ты понимаешь меня? (двусоставное, распространенное, полное) – Понимаю. (двусоставное, нераспространенное, неполное).

    Знаки препинания в неполных предложениях.

    1.Тире ставится при наличии паузы в эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Вокруг месяца – бледные круги.

    При отсутствии паузы тире не ставится: Снова в час ночной тучи над землей.

    2.Тире ставится в эллиптических предложениях, основу которых образуют два существительных- в дательном и винительном падежах, без подлежащего и сказуемого, с четким делением на две части: Родине – наш вдохновенный труд.

    3.Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и на месте пропуска делается пауза: Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. Петя пошел в театр, а Саша – в кино.

    4.Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения или даже без пропуска: Деньги – исчезают, работа – остается.

    3.На небе яркие звезды.

    3.Слова-предложения.

    Побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

    4.Мини-тест.

    А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

    2.Дать характеристику предложениям. Где необходимо, расставить знаки препинания.

    1.Из садика на балкон вбежала Вера, за ней Сергей прыгавший через три ступеньки.

    2.Плыли сюда мироновцы на самоходной барже. Высаживались на берег.

    3.На небе яркие звезды.

    4.Каждому молодому труженику среднее образование.

    5.Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка два атома водорода.

    3.Слова-предложения. Могут употребляться в диалоге. Делятся на:

    Утвердительные: Да. Конечно. Возможно.

    Отрицательные: Нет. Вовсе нет.

    Побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

    4.Мини-тест.

    1.Определите неполное предложение.

    А) Счастье умов благородных – видеть довольство вокруг.

    Б) На столе – раскрытый томик вам подаренных стихов.

    В) Величайшая из книг – книга жизни.

    Г) Честность и точность – близнецы.

    Д) Истинное назначение человека – жить, а не существовать.

    2.В предложении На тот бок его который обращен к морю волны набросали тины водорослей щепки и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске отделяющей море от гор. нужно поставить:

    А) 7 запятых Б) 9 запятых В) 8 запятых

    Г) 6 запятых Д) 6 запятых и тире.

    3.Укажите количество пропущенных запятых в предложении: Рябчик вспорхнул сразу весь обозначился в воздухе полетел на нас но вдруг испуганно взвился повернул в сторону второпях задел ветку и быстро-быстро работая крыльями исчез в лесном сумраке.

    А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

    Скачать материал

    Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен только фрагмент материала.

    1. Тире ставится при наличии паузы в так называемых эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Влево, в углу, у дверей, на табурете — ведро воды для жаждущих (Пом.); За калиткой — третий плац, строевой, необыкновенной величины (Купр.); Мужики — за топоры… (А. Т.); И это вы — при дочери? (Фед.); А в двери — бушлаты, шинели, тулупы… (М.); За ночным окном — туман (Бл.); Олимпийский огонь — на нашей земле! (Газ.); В роли обиженных — маленькие дети; И затем — минутная тишина; Арбузов и дынь — горы; Коров — две; В ответ -— полное молчание; Впереди — А. Карпов.

    При отсутствии паузы тире в эллиптическом предложении не ставится: А в доме стук, ходьба… (Гр.); Вдруг передо мною рытвина глубокая (Л.); Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали (Фет); У Хохла пожар! (М. Г.); Револьвер на стол! (К. Т.); Справа дверь в соседнюю комнату, слева выход на террасу (так оформляются ремарки в пьесах); В этом вся суть.

    2. Тире ставится в неполных предложениях при параллелизме конструкций (предложений или частей предложения): Тёркин — дальше. Автор — вслед (Тв.); Забора — нет. Ворот — нет. Границ — нет. Перед домиком — цветник, ограда, позади — усыпанный свежим песком квадратный дворик (Кат.); Её [литературы] красота — в истине, её главное значение — в правде (Кор.); Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки (А. Т.); Вместо хлеба — камень, вместо поучения — колотушка (С.‑Щ.); Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня, в другом конце — леса, болота, мох (Фед.); И над этим плугом — все мечтанья, и под этим плугом — вся земля, и душа — как в первый миг свиданья, и душа — как парус корабля (Бл.); О, я хочу безумно жить, всё сущее — увековечить, безличное — вочеловечить, несбывшееся — воплотить! (Бл.); Молочный суп — на первое, блинчики с творогом — на второе.

    3. Тире ставится в неполных предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных — в формах дательного и винительного падежей, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части: Лыжникам — хорошую базу; Массам — культуру; Молодёжи — образование. Обычно такие предложения используются в качестве лозунгов и газетных заголовков.

    4. Тире ставится в расчлененных (двучленных) заголовках, представляющих собой неполные безглагольные предложения, в которых имеются слова со значением субъекта/объекта действия, обстоятельства (отвечают на вопросы: «кто — чему?», «кто — куда?», «что — куда?», «что — как?», «что — где?» ит. п.): Мастера искусств — молодёжи; Туризм — для всех; Отряды — в путь; Герои — рядом; Заботы и радости — пополам; Новые книги — нарасхват.

    5. Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы и в месте пропуска делается пауза: Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я — довольно плохо (Т.); За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники, дальние — медленно, ближние — вперегонку (А. Т.); Голоса офицеров с каждой минутой становились громче, слова — резче, аргументы — непримиримее (Гол.); Мир освещается солнцем, а человек — знанием (Посл.); Подберите ещё несколько примеров, каких — не имеет значения; У него в глазах — как бы поскорее отделаться от меня; Теперь я понимаю, чем он всех привлекает, — непреклонностью; Мы взялись за дело весело, они — даже с энтузиазмом; Трудно было установить, кто из них был прав, кто —виноват (ср. без вспомогательного глагола: Трудно было установить, кто прав, кто виноват ); Одни голосовали за предложенную резолюцию, другие, наоборот, — против (ср.: Одни голосовали за, другие против ); Идти дальше через трясину было опасно, оставаться — тоже; Такую температуру могут выдержать только сплавы стали, а из лёгких металлов — только сплавы титана; Предстояли большие строительные работы, а главное — сооружение водопровода; Вы здесь уже давно, а я — только несколько дней; Одни работают, донимая своё дело как общее для всех, другие — стараясь извлечь выгоду только для себя; Пассажиры… рассовывали чемоданы, сумки, свёртки, переносили подушки, кто — чтобы лечь головой от окна, кто — чтобы головой к окну (Роз.); Карманы были двойные: внутренний — из полотна, внешний — из серого коленкора (Юг.); Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка — два атома водорода, а один атом алюминия — три атома водорода.

    При отсутствии паузы в месте пропуска члена предложения тире не ставится: Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку (Ч.); Из нашей батареи только Солёный пойдёт на барже, мы же со строевой частью (Ч.); Алёша смотрел на них, а они на него (Дост.); У вора один грех., а у нас с хозяином десять (Остр.); …Ты делаешь вещи долгие, а я короткие (Леон.).

    6. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена (иногда и без пропуска): Они смотрели друг на друга: Райский — с холодным любопытством, она — с дерзким торжеством (Гонч.); В жизни каждого была такая девушка. Один встретил свою в лаборатории, другой — в радиорубке, третий — в геологической партии, четвёртый — в море, пятый — в небе, на скрещении воздушных дорог (Горб.); В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи —- неохотно и безучастно (М. Г.).

    НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Конспект урока-практикума в 10 классе

    Цель: закрепить практические навыки по теме «Неполные предложения»;

    развивать орфографические, пунктуационные навыки, логическое мышление, умение делать собственные выводы;

    воспитывать интерес к слову, стремление к познанию.

    Ход урока:

    1.Словарная разминка. Запишите правильно, в случае сомнения, обратитесь к орфографическому словарю.

    Реферат, будущее, традиция, мозаика, экологический, прогрессивный, эффект, пессимизм, оптимизм, резервы, аккомпанировать, интенсивный, электрификация, колоссальный, традиция, комментатор, миропонимание, мировоззрение, идеология, ресурсы, гуманный, чествовать героя, деятельный.

    Работа в парах. Взаимопроверка. Учитель высвечивает на экране слова для самопроверки.

    Учитель: Какие предложения вы знаете? (Ответы: Простые, сложные, Сложные разных видов.) А как мы называем предложения, в которых пропущен один из членов предложения? Рассмотрите записанное на доске предложение. Каким оно является на ваш взгляд?

    В каждой травинке, в каждой капле влаги, в ветерке – радость жизни.

    (Неполное) Итак, каковы задачи нашего урока? Да, верно, закрепить, повторить материал о неполных предложениях.

    К доске выходят два заранее подготовленных ученика и рассказывают материал о неполных предложениях, который учащиеся записывают в тетрадь.

    Материал по теории вопроса

    1 ученик. В двусоставном или односоставном предложении может быть пропущен один из членов, например:

    Озёра привлекают нас своей гладью, моря – простором, реки- движением.

    2 ученик. Пропуск одного или нескольких членов предложения возможен в сложном предложении. В его частях, кроме первой, в диалоге, так как пропущенные члены ясны из контекста или из ситуации и могут быть восстановлены, и предложение в этом случае становится полным.

    Пример: С небольшого взгорья открылся город. У склона тянулись палисадники пригорода, а дальше – цепи фонарей и огненная нить моста, брошенная через реку.

    Что вы заметили в неполных предложениях? (Наличие тире)

    Нужно отличать неполное предложение от полного односоставного. Какой знак препинания ставится в неполном предложении при пропуске одного из членов?

    2. Выполнение практических заданий через диапроектор. Знаки препинания учащиеся проставляют самостоятельно и с места комментируют знаки препинания

    Каждое ремесло имеет свой аромат. Шорники пахнут сыромятиной, угольщики- березовым дымком, овчинники да валялы- овечьей шерстью, рогожники – душистой мочалой, богомазы – олифой, бондари да колёсники – дубовой стружкой, гончары да кирпичники – просыхающей глиной, корзинщики- горькой ивой, про смолокуров с дегтярниками и говорить нечего.

    3. Самостоятельная работа по карточкам в парах.

    КАРТОЧКА

    Подчеркните грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания.

    Не зря каждый поэт послепушкинского времени считает для себя счастьем унаследовать и развить хотя бы одно какое-то из многочисленных пушкинских качеств. Так Некрасов развивает народно- песенную стихию. Лев Николаевич Толстой эпическую мощь и психологическую характеристику душевного мира Алексей Константинович Толстой сюжетно-драматическую стихию Фет пейзажно-лирическую Блок напряженно-раздумчивую трагедийную Ахматова – сосредоточенно-личную.

    Проверяется работа в парах. Учитель ставит оценки за самостоятельную работу.

    4. Отличаем неполные предложения от односоставных. Работа у доски. Найдите предложения безличные, определенно- личные, назывные.

    Льёт без конца. В лесу- туман. Едем бором, черными лесами. Вот гора, песчаный спуск в долину. Вечереет. На горе перед нами лес щетинит новую вершину. Вижу в окна блеск и даль гор, холмов нагих.

    Учитель: Сделаем вывод о неполных предложениях.

    Учащиеся делают вывод, записывают его: Неполные предложения надо отличать от односоставных В неполных предложениях при отсутствии какого- либо члена предложения ставится тире. Неполные предложения являются одним из ярких выразительных средств, они делают нашу речь более яркой. Поэтому их часто используют в пословицах и афоризмах.

    Запись ярких афоризмов с доски:

    Лесть порождает друзей, правда – ненавистников.

    Золото добывают из земли, знания – из книги.

    В словах стариков – мудрость, в поговорке – поучение.

    Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую.

    Домашнее задание: выписать из текстов произведений Л.Н. Толстого или И.С. Тургенева неполные предложения – 10 предложений.